екатерина симонова
Конспект совместной деятельности педагога и детей по проведению моделирования «Изготовление вертушки»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект совместной деятельности педагога и детей по проведению моделирования по теме «Изготовление вертушки».
Выполнил:
воспитатель
Симонова Екатерина Викторовна
КОНСПЕКТ
совместной деятельности педагога и детей по проведению моделирования по теме «Изготовление вертушки».
Возрастная группа: 4-5 лет
Виды деятельности детей
–познавательно-исследовательская;
–познавательно-игровая;
Публикация «Конспект совместной деятельности педагога и детей по проведению моделирования „Изготовление вертушки“» размещена в разделах
- Вертушка. Игрушки своими руками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2018
–коммуникативно-познавательная
Содержание деятельности детей :
–– свойства бумаги (плотность, прочность); виды бумаги (салфеточная, альбомная, картонная);
– воздух, его свойства (прозрачный, сила);
– вертушка как вид игрушки, признаки (строение, назначение, функции);
Интегрированная форма
коммуникативно-познавательная, познавательно-игровая, конструктивно-познавательная, тематическая, временная, детская, групповая
Образовательная технология моделирования
Образовательные задачи
1. Задачи, ориентированные на получение результата в форме представлений и знаний детей (когнитивный опыт)
1.1 закреплять представления детей о свойствах воздуха и бумаги.
1.2 формировать у детей умение обсуждать проблему, высказывать предположения и формулировать гипотезу.
2. Задачи, ориентированные на получение результата в форме отношений, интересов, мотивов детей (опыт эмоционально-ценностного отношения к миру)
2.1 формировать у детей умение осуществлять деловое сотрудничество: высказывать свое мнение, выслушивать и учитывать мнения партнеров.
2.2 формировать у детей умение создавать и использовать условно символические модели в деятельности (таблица, наглядный алгоритм).
3. Задачи, ориентированные на получение результата в форме умений, навыков, способов деятельности детей (опыт практической деятельности)
3.1 стимулировать интерес детей к поисковой деятельности.
Материалы и оборудование
1. Стимульный материал:
- письмо от детей средней группы с просьбой об изготовлении вертушек для игр с ветром.
2. Материалы для деятельности детей :
материалы для представления заданий и результатов деятельности :
–– комплекты для проведения эксперимента :
– листы трех видов бумаги (салфеточная, альбомная, картонная) формата 15*15 см, 21*21 см (по количеству детей);
– простые карандаши (по количеству детей);
– ножницы (по количеству детей);
– деревянные палочки (ручка для вертушки) с отверстием для гвоздика, диаметр 1см, длина 30 см (по количеству детей);
– гвозди (мебельные, строительные гвозди разных размеров, кнопки, бусинки (по количеству детей);
– шило, молоток;
3. Дидактический материал:
–– карточка с наглядным алгоритмом подготовки сообщения (доклада) о результатах эксперимента (цель, гипотеза, действия по ее проверке, результат)
– карточка с наглядным алгоритмом изготовления вертушки.
4. Оборудование (техническое обеспечение) деятельности детей :
– карточки-заготовки с кармашками и листочки формата 10*10 для составления наглядного алгоритма проведения эксперимента;
– карточки с таблицей для записи результатов (по горизонтали – условные символы материалов для выявления вида бумаги для изготовления вертушки, по вертикали – вписывает каждый ребёнок свой результат, на пересечении – дети заполняют качество бумаги);
– демонстрационная доска.
Конструктор совместной деятельности педагога и детей (ОД)
Этап Деятельность педагога
Деятельность детей
Мотивационно-целевой Предлагает детям рассмотреть сломанные вертушки и зачитывает письмо от детей средней группы, с просьбой об изготовлении вертушек для игр с ветром.
Организует групповой анализ ситуации, выделение противоречия (о выборе бумаги для изготовления вертушек) и постановку цели поисковой деятельности.
Предлагает детям стать изобретателями. Читают письмо, рассматривают сломанные вертушки. Обсуждают проблемную ситуацию, выдвигают предложения как можно решить. Осознают «что надо делать» – изготовить новые вертушки, учитывая ошибки, которые привели к поломке.
Осознают «зачем я буду участвовать в поисковой лаборатории», стать изобретателями и создать новые прочные вертушки для детей.
Содержательно-деятельностный Оказывает детям необходимую помощь в проведении эксперимента, изготовлении вертушек в соответствии с зарисованными алгоритмами, в зарисовке результатов.
Стимулирует проверку правильности выполнения действий и их последовательности.
Помогает детям правильно зарисовать результаты эксперимента. Каждый ребенок проводит эксперименты по выявлению вида бумаги для изготовления вертушки, отбирают тот, которые лучше подходят для изготовления, высказывают предположения о том, какой материал лучше использовать.
Для выполнения задания дети, выбирают 3 варианта вида бумаги и проводят эксперименты по выявлению их прочности. Результаты заносят в карточки-таблицы: вписывают свой результат в пустые вертикальные графы и заполняют в окошке соответствующего материала достигнутую степень прочности бумаги (контур «квадрат», рвется, ломается, сгибается).
Выдвигают предположения, из какого материала они будут делать вертушку и выбирают лучший способ крепления лопастей.
Оценочно-рефлексивный Педагог организует обсуждение результатов совместного эксперимента.
Помогает подготовить сообщения.
Осуществляет итоговый контроль заполнения карточки-таблицы с результатами эксперимента, организует сравнение результатов каждого ребёнка.
Помогает детям подвести итог: установить соответствие результатов поставленной цели, выполнение верности выдвинутой гипотезы.
Педагог делает общий вывод : отмечает слаженность, умение договориться, выполнение работы до получения результатов. Каждый ребёнок сравнивает полученные результаты, делает вывод, какой из трех проверяемых видов бумаги лучше подходит для изготовления вертушки.
Дети решают, кто будет делать сообщение, обсуждают содержание сообщения, опираясь на предложенный алгоритм.
Дети сравнивают результаты, делают вывод: какой вид бумаги лучше.
Высказываются, о том, что нового узнали, чему научились.
Методы и приемы:
Воспитатель демонстрирует вертушки, которые сломаны (порваны бумажные лопасти, прорвано в месте крепления).
Текст письма: «Здравствуйте, ребята! Помогите нам починить вертушки. Они во время игр сломались, и мы не можем играть». Дети средней группы.
Вопросы:
– Почему сломались вертушки у детей?
– Из чего сделана вертушка?
– Почему оторвались лопасти?
– Что мы можем сделать в данной ситуации?
Создание игровой ситуации (предложить детям стать изобретателями вертушек) и обсуждение действий изобретателей:
– Кто такие изобретатели?
– Зачем нужны изобретатели? Что было бы, если бы их не было?
– Что они делают?
– Какие действия выполняют изобретатели? (при ответе опираться на карточку с наглядным алгоритмом деятельности изобретателя).
Обсуждение действий по решению поисковой задачи «Как сделать вертушку?» :
– Что такое вертушка?
– Какой должна быть вертушка, чтобы она стала прочной?
Гипотеза: вертушка станет прочной, бумажные лопасти не будут рваться, в месте крепления, если правильно выбрать материал и конструкцию крепления.
– Из чего состоит вертушка? (её строение)
– Какие виды бумаги и какое крепления подойдут для вертушки? (высказать предположение по предложенным материалам)
– Как можно изготовить вертушку самим?
Обсуждение алгоритма изготовления вертушки :
– Что нужно сделать сначала? (подумать, что и как нужно сделать).
– Что нужно сделать до начала работы? (подобрать все материалы).
– С чего нужно начать работу?
– Что следует сделать затем?
– Что нужно сделать в конце работы? (подумать, удалось ли сделать прочную вертушку).
Объяснение детям задания по проведению эксперимента «Какой фильтр лучше очистит воду?»
Инструкция: проведите эксперимент по выявлению вида бумаги для изготовления вертушки. Отберите тот вид бумаги, которые лучше подходят для изготовления вертушки. Проведите эксперименты по выявлению прочности. Результаты занесите в карточки-таблицы: впишите свой результат в пустые графы и заполните пустые окошки (контур «квадрат», рвется, ломается, сгибается).
Беседа - обсуждение результатов эксперимента:
– Что вы узнали в результате проведения эксперимента?
– Как вы определили, что ваша вертушка самая лучшая (прочная?
– В чем сходство и отличия вертушек?
– Как вы думаете: удалось ли нам быть изобретателями?
Итоговая беседа:
– Смогли ли мы помочь детям средней группы?
– Как мы это сделали?
– Что было интересным?
– Чье сообщение показалось вам наиболее интересным? Полным?
– Что нового вы узнали? Чему научились?