Евгения Мочалова
Конспект собрания родительского клуба «Безопасность в интернете»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект собрания родительского клуба
Цель: Психолого- педагогическое просвещение родителей по
проблеме безопасного использования ресурсов сети Интернет
Задачи:
• Показать родителям важность и значимость проблемы формирования у
• детей сетевого этикета.
Темочки:
- Безопасность в сети интернет для дошкольников
- Безопасность, ОБЖ. Конспекты занятий
- Безопасность, ОБЖ. Консультации для родителей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОБЖ. Безопасность жизнедеятельности
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
• Рассказать родителям об основных рисках в интернете.
• Ознакомить родителей с основными правилами безопасности в интернете
• расширить объем знаний родителей о и методах решения возникающих проблем с детьми.
• Создать семейную копилку «Как обезопасить детей в интернете»
Участники собрания
Родители
Воспитатели
Психолог
Ход собрание
Добрый день, уважаемые родители! Тема нашего сегодняшнего
Родительского собрания : “Безопасность в интернете для детей”
Сегодня мы вам предлагаем рассмотреть:
• Актуальность темы
• Реальная история из жизни
• Основные риски в интернете для детей и подростков
• Рекомендации для родителей от психолога
• Основные правила безопасности в интернете
• Список программ и фильтров для родителей
• Список интересных и безопасных сайтов для детей
1 слайд - (Титульник)
2 слайд - Актуальность темы
Проблема обеспечения информационной безопасности детей в интернете становится все более актуальной в связи с существенным возрастанием численности несовершеннолетних пользователей.
В современных условиях развития общества компьютер стал для ребенка и «другом» и «помощником» и даже «воспитателем».
Между тем существует ряд аспектов при работе с компьютером, а в частности, с сетью Интернет, негативно влияющих на физическое, моральное, духовное здоровье подрастающего поколения.
3 слайд - (Актуальность темы)
В связи с этим необходимо направить все усилия на защиту детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию.
Вопрос о безопасности встает на первое место. Безопасность использования интернета и информационных и коммуникационных технологий одна из актуальнейших и важнейших тем современности.
Не смотря на актуальность проблемы, по исследованиям «Лаборатории Касперского», на вопрос «Волнуетесь ли вы, что интернет окажет негативное влияние на ваших детей?» 95% родителей отвечают : «Волнуемся». Если же спросить: «Что вы делаете, чтобы обезопасить детей?», то выясняется, что большинство ничего не делают, только волнуются.
А также 58% детей сообщают, что они что-то скрывают от родителей из того, что делают в интернете – заходят на нужные им сайты через анонимайзеры, тор-браузеры, но чаще всего просто выходят в интернет тогда, когда родителей нет
Давайте обсудим реальную историю, которая не так давно произошла.
4 слайд - Реальная история из жизни
Самая опасная виртуальная игра скрывается под множеством имён — это как «Синий кит», так и «Тихий дом» и «Море китов». Свое название игра получила из-за феномена самоубийства китов — ежегодного периода, во время которого млекопитающие выбрасываются на берег и погибают.
В России игра получила широкое распространение в 2013 году после запуска так называемых «групп смерти» в сети «Вконтакте». Считается, что первое самоубийство, связанное с «Синим китом», произошло в 2015 году.
История с «синими китами» о чём она, во-первых, об общении с незнакомцами в Сети, а во-вторых, об открытости персональных данных. Читая рассказы тех, кто имел к этому отношение, можно часто видеть, как «кураторы» говорили: если ты не сделаешь то-то и то-то, мы убьем твою семью – и при этом упоминали, как зовут родителей, где они работают и так далее, но в этом нет ничего таинственного: всю информацию они брали из тех же соцсетей, где в статусе ребенка обозначено, кто его мама, а в статусе мамы – вся информация о месте ее работы, а доступ к персональной информации дети давали сами, добавляя к себе в друзья незнакомых людей.
Конечно, никто никого не убивал, но это были очень эффективные «страшилки» за счет того, что в них было очень много персональных данных.
5 слайд - Основные риски в интернете для детей и подростков
ТЕХНИЧЕСКИЕ РИСКИ
• Незаконный сбор персональных данных несовершеннолетних и (или) распространение их в открытом доступе
• Повреждение устройств, распространение имеющейся на них информации, повреждение программного обеспечения, кража персональных данных в результате действия вредоносных программ
6 слайд -
КОНТЕНТНЫЕ РИСКИ
• «шок-контент» (материалы (тексты, фото, видео, аудио, которые законодательно запрещены для публикации; вызывают у пользователя резко негативные чувства и ощущения: страх, ужас, отвращение, унижение) просмотр сайтов для взрослых.
7 слайд -
КОММУНИКАЦИОННЫЕ РИСКИ
• Кибербуллинг (интернет-травля)
• Манипуляция сознанием детей и подростков (пропаганда экстремистского, антисоциального поведения, суицидов, вовлечение в опасные игры)
• «незнакомый друг» в социальных сетях
8 слайд -
ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ РИСКИ
• Кибермошенничество
• Кража личных данных техническими средствами
• Хищение персональной информации в процессе интернет- шопинга
Предлагаем подробно рассмотреть риски которые существуют для детей и подростков
Технические риски —это возможность столкнуться с хищением персональной информации, риск подвергнуться вирусной атаке, онлайн-мошенничеству, спам-атаке, шпионским программам и т. д. Вредоносное ПО (Программное Обеспечение) использует широкий спектр методов для распространения и проникновения в компьютеры, не только через компакт-диски или другие носители, но и через электронную почту посредством спама или скачанных из Интернета файлов.
Контентные риски — это материалы (тексты, картинки, аудио, видеофайлы, ссылки на сторонние ресурсы, содержащие насилие, агрессию, эротику и порнографию, нецензурную лексику, информацию, разжигающую расовую ненависть, пропаганду анорексии и булимии, суицида, азартных игр, наркотических веществ и т. д. Негативные контентые материалы можно условно разделить на: К которым могут относиться: детская порнография (включая изготовление, распространение и хранение); наркотические средства (изготовление, продажа, пропаганда употребления, все материалы, имеющие отношение к расовой или религиозной ненависти (экстремизм, терроризм, национализма и др., а также ненависти или агрессивного поведения по отношению к группе людей, отдельной личности или животным, азартные игры и т. д. Противоречащие принятым в обществе нормам морали и социальным нормам. Подобные материалы не попадают под действие уголовного кодекса, однако могут оказывать негативное влияние на психику столкнувшимися с ними человека, особенно ребенка. Примерами таких материалов могут служить широко распространенные в сети изображения сексуального характера, агрессивные онлайн игры, пропаганда нездорового образа жизни (употребление наркотиков, алкоголя, табака, анорексии, булимии, принесения вреда здоровью и жизни (различных способов самоубийства, аудионаркотиков, курительных смесей, нецензурная брань, оскорбления, и др. Незаконные Неэтичные
Коммуникационные риски связаны с межличностными отношениями интернет-пользователей и включают в себя риск подвергнуться оскорблениям и нападкам со стороны других. Примерами таких рисков могут быть: незаконные контакты (например, груминг, киберпреследования, кибербуллинг и др. Для подобных целей используются различные чаты, онлайн-мессенджеры (ICQ, Google talk, Skype и др., социальные сети, сайты знакомств, форумы, блоги и т. д.
Даже если большинство пользователей существующих чат-систем (веб-чатов или IRC) обладают добрыми намерениями, существует, к сожалению, растущее число людей, использующих эти беседы со злым умыслом. В некоторых случаях они хотят обманом заставить детей выдать личные данные, такие как домашний адрес, телефон, пароли к персональным страницам в интернете и др. В других случаях они могут оказаться педофилами в поисках жертвы. Выдавая себя за сверстника и устанавливая дружеские отношения с ребенком, они выведывают о нем много информации и понуждают к личной встрече. Оказаться жертвой намного проще, чем кажется. Каждый участник той или иной социальной сети может признаться, что хотя бы один раз ему приходило непристойное предложение от неизвестного человека. Это беда не только социальных сетей. На любом популярном форуме, в блоговом сообществе и чате появляются такие участники, которые хамят и оскорбляют других участников. Коммуникационные риски включают в себя «незаконный контакт» и «киберпреследование» (или кибер-буллинг).Незаконный контакт—это общение между взрослым и ребенком, при котором взрослый пытаетсяустановить более близкие отношения для сексуальной эксплуатации ребенка. Это понятие включает в себя такие интернет-преступления как домогательство и груминг. Домогательство—причиняющее неудобство или вред поведение, нарушающее неприкосновенность частной жизни лица. Такое поведение может заключаться в прямых или косвенных словесных оскорблениях или угрозах, недоброжелательных замечаниях, грубых шутках или инсинуациях, нежелательных письмах или звонках, показе оскорбительных или унизительных фотографий, запугивании, похотливых жестах, ненужных прикосновениях, похлопываниях, щипках, ударах, физическом нападении или в других подобных действиях. Груминг—установление дружеских отношений с ребенком с целью изнасилования. Злоумышленник нередко общается в интернете с ребенком, выдавая себя за ровесника либо ребенка немного старше. Он знакомится в чате, на форуме или в социальной сети с жертвой, пытается установить с ним дружеские отношения и перейти на личную переписку. Общаясь лично («в привате», он входит в доверие к ребенку, пытается узнать номер мобильного и договориться о встрече. Киберпреследование (или кибер-буллинг) —это преследование пользователя сообщениями, содержащими оскорбления, агрессию, сексуальные домогательства с помощью различных интернет-сервисов. Также, киберпреследование может принимать такие формы, как обмен информацией, контактами; запугивание; подражание; хулиганство (интернет-троллинг); социальное бойкотирование. По форме буллинг может быть не только словесным оскорблением. Это могут быть фотографии, изображения или видео жертвы, отредактированные так, чтобы быть более унизительными. Подобный унизительный контент может исходить от одного человека или группы людей по одному или нескольким электронным контактам жертвы, на электронный ящик или в сообщениях онлайн-мессенджеров. Распространены также случаи преследования в социальных сетях или на подобных им ресурсах. При этом помимо рассылки оскорбительных сообщений и вывешивания унизительных материалов, изображений или видеозаписей, буллер может также взломать профиль или страницу жертвы и организовать спам-рассылку по всем контактам жертвы. К сожалению, кибербуллинг —очень распространенное явление среди российских подростков. Каждый пятый ребенок может признать, что подвергался буллингу онлайн или в реальной жизни. И это беда не только России, она распространена во всем мире. Но в России дети становятся жертвами буллинга в интернете так же часто, как и в реальной жизни. Нередко кибербуллинг берет начало в отношениях с реальными людьми, и в этом случае, жертва знает своих оскорбителей. Когда же буллинг берет свое в интернете, всегда важно удостовериться, чтобы он не перерос в реальное насилие над ребенком.
Потребительские риски –злоупотребление в интернете правами потребителя. Включают в себя: риск приобретения товара низкого качества, различные поделки, контрафактная и фальсифицированная продукция, потеря денежных средств без приобретения товара или услуги, хищение персональной информации с целью кибер-мошенничества, и др. Также дети, зачастую совершая онлайн покупки, могут растратить значительные суммы своих родителей, если каким-либо способом имели или получили к ним доступ. Одним из самых распространенных видов данного типа рисков является мошенничество —это умышленный обман или злоупотребление доверием с целью получения какой-либо выгоды. Мошенничество, как правило, является преступлением. Поскольку мошенничество в сети интернет совершается с помощью различных технических средств и разнообразного количества программ, то некоторые его виды могут быть отнесены и к группе электронных рисков, а часть к группе коммуникационных, поскольку включает в свою схему установления более близкого контакта с жертвой в течение какого-либо времени (например, с помощью электронных писем и смс, которые могут привести и к реальным встречам с мошенниками).
Говорит воспитатель
Сегодня ребенок может столкнуться и с сообщениями с угрозами, и с публикацией унижающих чье-либо достоинство фотографий или видео в социальных сетях. Это могут даже быть специально созданные сайты с унижающей жертву информацией.
Вирусные видео с призывами наносить вред себе или другим людям, сохраняя это в секрете от взрослых, тоже могут привести к печальным последствиям.
Обезопасить детей от онлайн-угроз полностью невозможно. Но можно научить их, что делать, если они столкнулись с тем или иным явлением.
В первую очередь оцените готовность вашего ребенка пользоваться выходом в сеть самостоятельно. Чем младше ребенок, тем больше контроля должно быть у взрослых над просматриваемым ребенком контентом. Поэтому функция «родительского контроля» необходима на всех устройствах, которыми пользуется ребенок.
К сожалению, взрослые сами ведут себя неправильно в интернет пространстве, подавая тем самым плохой пример своим детям. Вырастая, дети с удивлением (а некоторые и с ужасом) узнают, что родители годами выкладывают в публичный доступ их фото, личные истории и просто различные аспекты жизни.
Созданием онлайн-личности своих детей занимаются не только мамы-блогеры. Этим занимаются множество среднестатистических родителей. Почти у четверти детей цифровая жизнь сегодня начинается с того, что их родители выкладывают фотографию с УЗИ в интернет, как указано в исследовании, проведённом компанией AVG, занимающейся безопасностью в интернете. Также было обнаружено, что у 92% младенцев возрастом до двух лет уже есть своя цифровая личность. Не забудьте также учесть факт, что «степень катастрофы» зависит от возраста. То, что кажется вам не важным, 14-летний подросток может воспринимать как вопрос жизни и смерти. И так же экспрессивно реагировать.
Но даже если вы думаете, что не выкладываете в Сеть «ничего такого» о вашем ребёнке, отдавайте себе отчёт в том, что Интернет всё помнит! Выложив что-либо в Сеть (не обязательно в публичный доступ, вы принимаете риск, что больше не можете контролировать эту информацию. Выложенную фотографию могут «пересохранить», «заскринить» или просто поделиться ссылкой, а сохранит кто-то другой. Где затем всплывёт ваша информация.
И главное, вы сами должны быть образцом и примером для ребенка. Вы не достигнете никакого результата, если ваш ребёнок будет видеть родителя, часами сидящего за компьютером. Будьте внимательны к вашим детям!
Давайте с вами рассмотрим ситуации которые могут произойти с любым ребёнком
9 слайд - Возможные ситуации
• Ребенок был замечен за просмотром контента с возможной пропагандой алкоголя или других вредных для здоровья вещей.
• Ребенок много времени проводит за компьютером, забывая о других важных вещах. А если у него нет возможности выхода в интернет, он начинает нервничать и переживать.
• Ребенок посмотрел контент, который негативно повлиял или может повлиять на его неустойчивую психику.
• Ребенок общается с незнакомым человек, общение с которым может повлечь за собой плохие последствия.
• Ребенок столкнулся с травлей в социальных сетях.
Организация работы родителей в группах
Уважаемые родители, давайте проведём форум. Перед вами ситуации, которые могут возникнуть в процессе пользования ребенком интернета. Предлагаем Вам поработать в группах. Давайте разделимся на пять групп, каждая группа возьмёт одну ситуацию и на листочках напишет, какими будут ваши действия в данной ситуации, озвучат варианты ответов данной проблемы. Как поступили бы вы? Как помочь ребенку не стать заложником обстоятельств? Какая в этом роль отводится родителям? Сталкивались ли вы с данными ситуациями?
Идёт обсуждение
Слово родителям
Каждая подгруппа высказывает свои пути решения, другая группа дополняет.
Уважаемые родители нам очень важно было услышать, как бы Вы поступили в данных ситуациях, для того чтобы понять на сколько вы осведомлены по данной теме. Предлагаем Вам ваши варианты ответов сложить в семейную копилку.
Мы пригласили психолога, чтобы дать вам рекомендации.
Выступает психолог
Добрый день, уважаемы родители!
В Интернете немало угроз : негатив, агрессия, непристойности, буллинг, опасные незнакомцы… Как защитить ребёнка от всего этого? Сначала хочу рассказать Вам об особенностях детской психики в каждом возрасте и дам список рекомендаций, как обезопаить ребёнка от плохих ситуаций в интернете. Об этом должен знать каждый родитель. Без Интернета трудно представить современную жизнь. Посмотреть мультик, скачать фильм, прочитать статьи, поиграть в игры, найти ответ на любой вопрос – возможности «мировой паутины» безграничны. Но при таком обилии информации возникает вопрос: как обезопасить детей от нежелательного контента? Среди детей 5-7 лет частые запросы – это мультики и видеоигры. Всё начинается с пелёнок. На самом деле мы, взрослые, очень часто сами знакомим детей с Интернетом. Сегодня малыши знакомятся с гаджетами до года. Порой родителям удобно посадить ребёнка перед телевизором, дать смартфон и заняться своими делами. Но что мы имеем? Детская психика находится в стадии развития и обладает повышенной уязвимостью. И та информация, которая взрослому кажется обычной, на ребёнка может оказать негативное воздействие. У малыша идёт пассивное восприятие окружающей действительности. Кроха развивается именно при тактильном общении с близкими людьми. Он не воспринимает видеоряд как речь, обращённую к нему, хотя может смотреть один и тот же мультик несколько раз. Однако выводов при этом малыш не делает, только копирует жесты и мимику.
У малыша до 6 лет высокий уровень познавательной активности, поэтому важно утолять его жажду знаний не через голубой экран, а через книги и общение с родными. Никакой развивающий мультик не заменит живой диалог.
10 слайд - Рекомендации для родителей от психолога
Как избежать этих и других возможных ситуаций и обезопасить ребенка :
• Поощряйте детей делиться с вами их опытом в Интернете. Посещайте Сеть вместе с детьми.
• Если дети занимаются чем–то, требующим регистрационного имени, помогите ребенку его выбрать и убедитесь, что оно не содержит никакой личной информации.
• Настаивайте на том, чтобы дети никогда не выдавали ничью личную информацию.
11 слайд -
• Знайте об интересах своего ребенка, занимайте его разными интересными вещами по типу - секций, кружков, курсов и т. д. Чтобы ребенок не проводил свой досуг только в интернете.
• Скажите детям, что им никогда не следует встречаться с друзьями из Интернета. Объясните, что эти люди могут оказаться совсем не теми, за кого себя выдают.
• Контролируйте деятельность детей в Интернете с помощью современных программ. Они помогут отфильтровать вредное содержимое.
Говорит воспитатель
Вам необходимо знать о том, как сделать интернет безопасным и обучающим инструментом для ребенка, чтобы защитить его от негатива и разнообразных рисков. Только отрицаниями и запретами нельзя бороться с компьютерной зависимостью и неприятностями, поджидающими детей в интернете. Необходимо помнить, что Сеть не только несет большие риски, но и содержит множество полезной информации и знаний. Именно поэтому об определенных фильтрах должен знать каждый родитель. Они позволят обезопасить детей в Сети. Существую основные правила безопасности в интернете, о которых стоит рассказать ребенку, давайте их рассмотрим.
12 слайд - Основные правила безопасности в интернете
• Не выдавать личную и чужую информацию незнакомым людям. Не общаться с ними.
• При регистрации придумывать надежный логин и пароль, не забывать их, никому их не говорить.
• Не совершать никаких покупок в интернете без совета со взрослыми.
Подведение итогов
Итак, уважаемые родители, давайте подведем итог нашей сегодняшней встречи. Главное помнить: Ваша задача распознать существующую угрозу на ранней стадии и установить пределы на пользование Интернетом. А также определиться с интересами ребенка, найти общие дела, которые отвлекут ваших детей от виртуального общения, дав понять, что маме и папе не безразлично, чем интересуется их ребенок, чему отдает предпочтения.
Все, что ребенок может прочитать, посмотреть или послушать в сети Интернет, несет определенную информацию, и только от Вашего контроля зависит, будет ли она развивать его творческое мышление, помогать ребенку в процессе обучения, или напротив, повлияет отрицательно. Также мы подобрали список программ и фильтров для вас и список интересных и безопасных сайтов для детей.
Уважаемые родители, просим вас заполнить анкеты. Раздать родителям анкеты.
Вопросы в анкетах
• Интересна ли вам была, данная тема?
• Достаточно ли информации, вы для себя узнали?
• Какая тема, была бы для Вас актуальной в следующий раз?
• Ваши пожелания, рекомендации.
Всем спасибо за внимание!
13 слайд - Список программ и фильтров для родителей
• KinderGate Родительский Контроль - это интернет-фильтр для дома, школы и других образовательных учреждений, который обеспечивает полный контроль интернета и надежную защиту от нежелательного контента.
• Детский интернет-браузер "Гогуль" - это программа для ограничения доступа в интернет и фильтрации содержимого веб-ресурсов, для обеспечения безопасности ребёнка и родительского контроля детского сёрфинга по сети.
14 слайд - (Список программ и фильтров для родителей)
• Кибер Мама проследит за временем работы, предупредит ребенка о том, что скоро ему нужно будет отдохнуть и приостановит работу компьютера, когда заданное вами время истечет. Кибер Мама поддерживает следующие возможности:
- ограничение по суммарному времени работы
- поддержка перерывов в работе
- поддержка разрешенных интервалов работы
- возможность запрета интернета
- возможность запрета игр/программ
15 слайд - Список интересных и безопасных сайтов для детей
• https://www.saferunet.ru - Центр Безопасного Интернета в России. Сайт посвящен проблеме безопасной, корректной и комфортной работы в Интернете.
• www.tirnet.ru - Детский Интернет адаптирован для детей младшего возраста и их родителей, а также для подростков; он дает возможность не только играть, но и обучаться программированию и создавать свои игры.
• https://www.tvidi.ru/ - «Твиди» - детский портал-соцсеть: игры, общение, дневники, фотографии и видеоматериалы.
16 слайд - (Список интересных и безопасных сайтов для детей)
• www.mirbibigona.ru/ - «Страна друзей» : детская соцсеть: общение, музыка, фотоальбомы, игры, новости.
• https://www.smeshariki.ru/ - «Смешарики» : развлекательная соцсеть: игры, музыка, мультфильмы.
• https://www.solnet.ee/ - «Солнышко» : детский портал. Развивающие, обучающие игры для самых маленьких и еще много интересного и для родителей.
• https://www.1001skazka.com - «1001 сказка». На сайте можно скачать аудиофайлы — сказки, аудиокниги