Получи документы

Конспект серии занятий «Знакомство с основами геометрии детей 5–7 лет»

Елена Вахрушина
Конспект серии занятий «Знакомство с основами геометрии детей 5–7 лет»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект

серии занятий

«Знакомство с основами геометрии детей 5-7 лет»

Пояснительная записка

С давних времен людям необходимо было размечать земельные участки под поля, дороги, строения. Так родилась геометрия, что в переводе с греческого языка означает землемерие. Без знания геометрии невозможно построить дома, дачи, создать машины, мебель, одежду, игрушки и многое другое.

Данная серия занятий позволит

Публикация «Конспект серии занятий „Знакомство с основами геометрии детей 5–7 лет“» размещена в разделах

- познакомить дошкольников в возрасте 5-7 лет с основными понятиями геометрии на плоскости и в пространстве,

- формировать геометрическое и логическое мышление,

- активизировать творческое мышление, побуждать к поиску нестандартных решений сложных математических задач,

- вырабатывать внимательность и привычку к продолжительной умственной работе.

Предлагаемые задания можно использовать как часть занятия по ФЭМП.

Тема 1: «Точка. Линия».

Материалы:

Совенок и Сова – игрушки;

Мультимедийный проектор;

Для каждого ребенка: ндивидуальная тетрадь, линейка;

На каждый стол: набор цветных карандашей, фломастеров, автоматических ручек.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня я расскажу вам сказку о маленьком Совенке.

Однажды он услышал незнакомое слово ГЕОМЕТРИЯ. Ему стало очень интересно, что это такое, и он побежал к маме – Мудрой Сове.

Мама Сова взяла лист бумаги, карандаш и нарисовала там вот это (слайд №2). «Это точка», - сказала она. «Точка», - повторил за ней Совенок.

Слайд №3.

Воспитатель: Как вы думаете, на что похожи точки, если их очень много? (ответы детей).

Задание: Откройте чистый лист бумаги, нарисуйте точки.

Воспитатель: Посмотрите друг у друга, расскажите, о чем вы думали, когда рисовали? (рассуждения детей).

Воспитатель: Вот это да, точки то у всех получились разные!

Задание: А сейчас попробуйте соединить все свои точки, не отрывая карандаш от бумаги.

Воспитатель: Посмотрите, пожалуйста, на линию, которую каждый из вас нарисовал. Какая она? (Кривая). На этой линии можно отметить еще много точек другого цвета. Кто хочет пробовать? (самостоятельная работа).

Воспитатель: А теперь слушайте сказку о Совенке дальше.

Потом мама Сова нарисовала две точки, соединила их вместе (слайд №4). «Смотри Совенок - это линия», - сказала она, - попробуй нарисовать и ты такую прямую линию, вот тебе линейка».

Совенок очень обрадовался, когда у него получилась прямая линия, и даже быстро сочинил стихотворение: «Прямая линия у нас нарисовалась в первый раз!».

Задание: Ребята, вы тоже возьмите карандаш и линейку и нарисуйте прямую линию. Сначала поставьте 2 точки, потом с помощью линейки соедините их (самостоятельная работа).

А теперь попробуйте продолжить эту прямую линию вправо от правой точки и влево от левой точки насколько это возможно.

Подумайте, где же конец у прямой линии. Приходим к выводу:

Без конца, без края –

Линия прямая.

Хоть сто лет по ней иди,

Не найдешь конца пути.

Тема 2: «Отрезок».

Материалы:

Совенок и Сова – игрушки;

Мультимедийный проектор;

Для каждого ребенка: линейка, ножницы, набор счетных палочек;

На каждый стол: набор цветных карандашей, фломастеров, автоматических ручек, полоски бумаги, ленточки, веревочки разной длины.

Ход занятия:

Воспитатель: В прошлый раз я рассказала вам сказку о Совенке, про маму Сову и про страну Геометрию. А что же было дальше, на следующий день?

Мама Сова была занята своими делами на кухне, а нетерпеливый Совенок отправился в страну Геометрию один. И, конечно же, заблудился. Тут он повстречал одну очень любопытную Точку.

Она тоже хотела все знать. Увидит незнакомую линию и непременно спросит (слайд №5) : «Как эта линия называется? (Прямая или кривая? Длинная или короткая) (Ответы детей).

И отправились они в путешествие вдвоем.

Пошли они вместе по прямой линии. Шли-шли, устали. Остановились и говорят: «Долго ли мы еще будем идти? Скоро ли конец прямой?»

Что вы ответите им ребята?

Дети: «Без конца, без края –

Линия прямая.

Хоть сто лет по ней иди

Не найдешь конца пути».

Воспитатель: Опечалились Точка и Совенок: «Как же нам быть? Так идти без конца?».

Тут появились ножницы, щелкнули перед самым носом и разрезали прямую с одной, а потом и с другой стороны.

«Как интересно!» - воскликнули Точка и Совенок. – Что же с нашей прямой случилось? С одной стороны конец, с другой стороны конец. Как это называется?»

«Это отрезок», - сказали Ножницы, – можно нарезать много отрезков и даже разной длины: одни короткие, другие длинные».

Задание: Ребята, возьмите ножницы и сделайте отрезок из полоски бумаги.

Воспитатель: Поднимите то, что у вас получилось.

Воспитатель: Отрезок – часть прямой, которая ограничена с двух сторон.

Слайд №6

Воспитатель: А кто нам расскажет, чем отличается прямая от отрезка? (есть ли концы у прямой, сколько концов у отрезка).

Воспитатель: Ножницы разбросали отрезки повсюду.

А Точка нарисовала кружочек, и получилось солнышко с разными лучиками.

Ребята, у каждого из вас есть набор палочек - отрезков. А что вы можете выложить из них? (самостоятельная работа, рассматривание и обсуждение выполненного задания).

Воспитатель: В это время Точка все играла с отрезками, потом она спросила у Ножниц, как можно определить, какой из отрезков самый длинный, а какой самый короткий?

Как вы думаете, что ответили Ножницы? (рассуждения детей, самостоятельная работа по сравнению отрезков разной длины).

Вывод: Отрезки можно измерять путем приложения или наложения друг на друга.

Тема 3: «Разнообразие линий и отрезков».

Материал: Совенок и Точка – игрушки;

Мультимедийный проектор;

Для каждого ребенка: альбомный лист, ножницы.

На каждый стол: набор цветных карандашей, фломастеров, автоматических ручек, кистей для рисования разного размера, гуашь, шерстяные нитки, полоски цветной бумагн, клей ПВА, влажные салфетки и т. д.

Ход занятия:

Воспитатель: Сегодня мы опять будем путешествовать с нашими старыми знакомыми Точкой и Совенком. Значит, как можно назвать всех нас? (путешественники). А тот, кто много путешествует, часто фотографируют красивые уголки земного шара.

Посмотрите, какие снимки сделали наши знакомые : слайд №7, 8 (смена снимков по клику).

Задание: рассматривание снимков - что изображено, какие линии по ширине, направлениям, прямые или извилистые и т. д. Есть ли отрезки? Какие они?

Воспитатель: Природа нашего земного шара очень разнообразна, ее нужно беречь, чтобы эту красоту могли увидеть и другие поколения.

А линии и отрезки можно увидеть не только в природе, но и в нашей комнате.

Задание: найдите вертикальные линии, горизонтальные, наклонные, широкие, узкие и т. д.

Воспитатель: Молодцы, вы очень внимательные! А сейчас попробуйте на своем листе бумаги порисовать с помощью разных линий и отрезков (самостоятельная работа, рассматривание, обсуждение рисунков).

Тема 4: «Знакомство с углами».

Материал: Совенок и Точка – игрушки;

Мультимедийный проектор;

Для каждого ребенка: рисунок города из геометрических фигур, набор цветных карандашей.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами продолжим путешествие по стране Геометрии. А наши друзья Совенок и Точка еще не встретились сегодня. Давайте привезем их сюда на машинах.

Обыгрывается ситуация: одна машина везет Совенка, другая Точку (соответственные движения детей). Друзья встречаются в одной точке, здороваются, дети садятся за столы, см. Слайд №9.

Воспитатель: Посмотрите, это 2 дороги, по которым ехали наши машины. В одной точке дороги пересеклись, образовался угол.

А Совенок предлагает найти в нашей группе, где спрятались углы? (самостоятельная работа).

Воспитатель: Молодцы, ребята, а теперь посмотрите на картинки у вас на столах, это задание вам от мамы Совы. Она хочет, чтобы вы внимательно рассмотрели рисунки, нашли все углы, геометрические фигуры, аккуратно разукрасили все, что видите, а потом мы побеседуем (самостоятельная работа).

Воспитатель: Итак, все вы справились с этим заданием, молодцы. А кто догадался, как называется этот город, который изображен на ваших рисунках? (город Геометрии).

Тема 5: «Знакомство с кругом».

Материал: Точка – игрушка;

Для каждого ребенка: набор геометрических фигур, индивидуальная тетрадь, набор цветных карандашей, линейка.

Мультимедийный проектор.

На каждом столе: набор предметов круглой формы.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам снова пришла в гости Точка. Давайте ей расскажем, что мы знаем о стране Геометрии (Геометрия – это точки, линии, отрезки, углы, треугольники, четырехугольники).

Точка: Хорошо, что вы это запомнили, но страна Геометрия очень большая и разнообразная. Ее населяет множество геометрических фигур. О некоторых вы уже знаете, но давайте пойдем дальше и познакомимся с еще одним удивительным жителем этой страны, см. Слайд №10. Это круг. Он бывает большой, средний, маленький.

Как вы думаете, как можно нарисовать ровный круг? (рассуждения детей).

Задание: Нарисуйте на чистом листе бумаги – круг и закрасьте его.

Воспитатель: Молодцы, задание выполнили аккуратно.

Посмотрите, пожалуйста, вокруг, а есть ли еще у нас в комнате предметы, похожие на круг (Ответы детей).

Воспитатель: Теперь послушайте внимательно (Слайд №11). Все, что закрашено – это круг, а линия, которая идет по краю круга – называется окружность. Давайте поиграем: я называют цвет круга, а вы цвет окружности. А теперь называйте вы цвет окружности, а я буду называть цвет круга.

Точка: а я знаю новую загадку, ребята, попробуйте отгадать о чем она?

«У круга есть одна подруга

Знакома всем ее наружность!

Она идет по краю круга

И называется (окружность)».

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, можно ли в круге нарисовать треугольник? Попробуйте нарисовать его. А можно ли нарисовать в круге четырехугольник? (Дети выполняют задание). Какие четырехугольники получились? Как их можно назвать? (Квадрат, ромб, прямоугольник). Как вы это делали? (ставили точки на окружности, соединяли их с помощью линейки. Сколько точек поставишь, такая фигура и получится).

https://detichaik.ru/pedagogicheskaya-kopilka/osnovy-geometrii-dlya-doshkolnikov.html

https://infourok.ru/konspekti-ood-po-oznakomleniyu-doshkolnikov-s-ponyatiem-geometriya-1331240.html

Публикации по теме:

Фотоотчет о серии занятий с детьми по исследовательской деятельности «Юные экологи»Фотоотчет о серии занятий с детьми по исследовательской деятельности «Юные экологи» Серия занятий с детьми по исследовательской деятельности (опыты, эксперименты, наблюдения, игры, рисунки, поделки, зарисовки по охране.

Цикл коррекционно-развивающих занятий с детьми старшего возраста из серии «Что я вижу?», «Что я слышу?», «Что я чувствую?»Цикл коррекционно-развивающих занятий с детьми старшего возраста из серии «Что я вижу?», «Что я слышу?», «Что я чувствую?» КОНСПЕКТ коррекционно-развивающего занятия «ЧТО Я ВИЖУ?» (старший возраст) Цель: коррекция и развитие психических процессов через разные.

Конспект НОД по теме «Знакомство с профессией эколог» для детей 5–6 лет Цель: Формировать представления о профессии эколог Задачи: 1. Дать представления о профессии эколог. 2. Дать знания о том, что профессия.

Конспект ООД «Знакомство с книгой А. Барто «Игрушки» в рамках образовательной области «Речевое развитие» для детей 2–3 лет Цель: Сформировать у детей интерес к книгам. Задачи: Познакомить детей с книгой А. Барто «Игрушки». Развивать интерес к книгам и рассматриванию.

Конспект занятий по физической культуре для детей от 2 до 3 лет Программное содержание: упражнять детей в ходьбе по ограниченной плоскости, упражнять детей в действиях с предметами,ползании на четвереньках,.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим для детей 6–7 лет «Знакомство с далёким Севером» Цель: знакомить детей с природой и жизнью людей на Севере, развивать активный словарь детей, обогащать речь детей прилагательными, правильно.

Лепка чернышенской игрушки в рамках серии занятий «Народные промыслы Орловского края» по программе Б. М. НеменскогоЛепка чернышенской игрушки в рамках серии занятий «Народные промыслы Орловского края» по программе Б. М. Неменского Цель урока- Освоить новый вид народного промысла (Чернышенская игрушка) на основе ранее изученного (Плешковская игрушка). Дать обучающимся.

Программа занятий кружка «Детская лаборатория» в старшей группе для детей 5–6 лет Управление дошкольного образования Администрации г. Глазов Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад.

Разработка серии занятий для подготовительной группы «Откуда хлеб пришел»Разработка серии занятий для подготовительной группы «Откуда хлеб пришел» «Откуда хлеб пришел» Задачи: • Формировать интерес к самостоятельному познанию, о том, какой путь проходит зерно, чтобы стать хлебом. •.

Ознакомление детей с основами правил дорожного движения Правила дорожного движения обязаны знать все его участники – водители и пешеходы, взрослые и дети. Незнание этих правил не освобождает нас.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект серии занятий «Знакомство с основами геометрии детей 5–7 лет»
Опубликовано: 16 ноября 2017 в 18:36
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект серии занятий «Знакомство с основами геометрии детей 5–7 лет»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Вахрушина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД