Елена Вахрушина
Конспект серии занятий «Знакомство с основами геометрии детей 5–7 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
серии занятий
«Знакомство с основами геометрии детей 5-7 лет»
Пояснительная записка
С давних времен людям необходимо было размечать земельные участки под поля, дороги, строения. Так родилась геометрия, что в переводе с греческого языка означает землемерие. Без знания геометрии невозможно построить дома, дачи, создать машины, мебель, одежду, игрушки и многое другое.
Данная серия занятий позволит
Публикация «Конспект серии занятий „Знакомство с основами геометрии детей 5–7 лет“» размещена в разделах
- Геометрические фигуры и формы
- Геометрические фигуры. Конспекты занятий по математике
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- познакомить дошкольников в возрасте 5-7 лет с основными понятиями геометрии на плоскости и в пространстве,
- формировать геометрическое и логическое мышление,
- активизировать творческое мышление, побуждать к поиску нестандартных решений сложных математических задач,
- вырабатывать внимательность и привычку к продолжительной умственной работе.
Предлагаемые задания можно использовать как часть занятия по ФЭМП.
Тема 1: «Точка. Линия».
Материалы:
Совенок и Сова – игрушки;
Мультимедийный проектор;
Для каждого ребенка: ндивидуальная тетрадь, линейка;
На каждый стол: набор цветных карандашей, фломастеров, автоматических ручек.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня я расскажу вам сказку о маленьком Совенке.
Однажды он услышал незнакомое слово ГЕОМЕТРИЯ. Ему стало очень интересно, что это такое, и он побежал к маме – Мудрой Сове.
Мама Сова взяла лист бумаги, карандаш и нарисовала там вот это (слайд №2). «Это точка», - сказала она. «Точка», - повторил за ней Совенок.
Слайд №3.
Воспитатель: Как вы думаете, на что похожи точки, если их очень много? (ответы детей).
Задание: Откройте чистый лист бумаги, нарисуйте точки.
Воспитатель: Посмотрите друг у друга, расскажите, о чем вы думали, когда рисовали? (рассуждения детей).
Воспитатель: Вот это да, точки то у всех получились разные!
Задание: А сейчас попробуйте соединить все свои точки, не отрывая карандаш от бумаги.
Воспитатель: Посмотрите, пожалуйста, на линию, которую каждый из вас нарисовал. Какая она? (Кривая). На этой линии можно отметить еще много точек другого цвета. Кто хочет пробовать? (самостоятельная работа).
Воспитатель: А теперь слушайте сказку о Совенке дальше.
Потом мама Сова нарисовала две точки, соединила их вместе (слайд №4). «Смотри Совенок - это линия», - сказала она, - попробуй нарисовать и ты такую прямую линию, вот тебе линейка».
Совенок очень обрадовался, когда у него получилась прямая линия, и даже быстро сочинил стихотворение: «Прямая линия у нас нарисовалась в первый раз!».
Задание: Ребята, вы тоже возьмите карандаш и линейку и нарисуйте прямую линию. Сначала поставьте 2 точки, потом с помощью линейки соедините их (самостоятельная работа).
А теперь попробуйте продолжить эту прямую линию вправо от правой точки и влево от левой точки насколько это возможно.
Подумайте, где же конец у прямой линии. Приходим к выводу:
Без конца, без края –
Линия прямая.
Хоть сто лет по ней иди,
Не найдешь конца пути.
Тема 2: «Отрезок».
Материалы:
Совенок и Сова – игрушки;
Мультимедийный проектор;
Для каждого ребенка: линейка, ножницы, набор счетных палочек;
На каждый стол: набор цветных карандашей, фломастеров, автоматических ручек, полоски бумаги, ленточки, веревочки разной длины.
Ход занятия:
Воспитатель: В прошлый раз я рассказала вам сказку о Совенке, про маму Сову и про страну Геометрию. А что же было дальше, на следующий день?
Мама Сова была занята своими делами на кухне, а нетерпеливый Совенок отправился в страну Геометрию один. И, конечно же, заблудился. Тут он повстречал одну очень любопытную Точку.
Она тоже хотела все знать. Увидит незнакомую линию и непременно спросит (слайд №5) : «Как эта линия называется? (Прямая или кривая? Длинная или короткая) (Ответы детей).
И отправились они в путешествие вдвоем.
Пошли они вместе по прямой линии. Шли-шли, устали. Остановились и говорят: «Долго ли мы еще будем идти? Скоро ли конец прямой?»
Что вы ответите им ребята?
Дети: «Без конца, без края –
Линия прямая.
Хоть сто лет по ней иди
Не найдешь конца пути».
Воспитатель: Опечалились Точка и Совенок: «Как же нам быть? Так идти без конца?».
Тут появились ножницы, щелкнули перед самым носом и разрезали прямую с одной, а потом и с другой стороны.
«Как интересно!» - воскликнули Точка и Совенок. – Что же с нашей прямой случилось? С одной стороны конец, с другой стороны конец. Как это называется?»
«Это отрезок», - сказали Ножницы, – можно нарезать много отрезков и даже разной длины: одни короткие, другие длинные».
Задание: Ребята, возьмите ножницы и сделайте отрезок из полоски бумаги.
Воспитатель: Поднимите то, что у вас получилось.
Воспитатель: Отрезок – часть прямой, которая ограничена с двух сторон.
Слайд №6
Воспитатель: А кто нам расскажет, чем отличается прямая от отрезка? (есть ли концы у прямой, сколько концов у отрезка).
Воспитатель: Ножницы разбросали отрезки повсюду.
А Точка нарисовала кружочек, и получилось солнышко с разными лучиками.
Ребята, у каждого из вас есть набор палочек - отрезков. А что вы можете выложить из них? (самостоятельная работа, рассматривание и обсуждение выполненного задания).
Воспитатель: В это время Точка все играла с отрезками, потом она спросила у Ножниц, как можно определить, какой из отрезков самый длинный, а какой самый короткий?
Как вы думаете, что ответили Ножницы? (рассуждения детей, самостоятельная работа по сравнению отрезков разной длины).
Вывод: Отрезки можно измерять путем приложения или наложения друг на друга.
Тема 3: «Разнообразие линий и отрезков».
Материал: Совенок и Точка – игрушки;
Мультимедийный проектор;
Для каждого ребенка: альбомный лист, ножницы.
На каждый стол: набор цветных карандашей, фломастеров, автоматических ручек, кистей для рисования разного размера, гуашь, шерстяные нитки, полоски цветной бумагн, клей ПВА, влажные салфетки и т. д.
Ход занятия:
Воспитатель: Сегодня мы опять будем путешествовать с нашими старыми знакомыми Точкой и Совенком. Значит, как можно назвать всех нас? (путешественники). А тот, кто много путешествует, часто фотографируют красивые уголки земного шара.
Посмотрите, какие снимки сделали наши знакомые : слайд №7, 8 (смена снимков по клику).
Задание: рассматривание снимков - что изображено, какие линии по ширине, направлениям, прямые или извилистые и т. д. Есть ли отрезки? Какие они?
Воспитатель: Природа нашего земного шара очень разнообразна, ее нужно беречь, чтобы эту красоту могли увидеть и другие поколения.
А линии и отрезки можно увидеть не только в природе, но и в нашей комнате.
Задание: найдите вертикальные линии, горизонтальные, наклонные, широкие, узкие и т. д.
Воспитатель: Молодцы, вы очень внимательные! А сейчас попробуйте на своем листе бумаги порисовать с помощью разных линий и отрезков (самостоятельная работа, рассматривание, обсуждение рисунков).
Тема 4: «Знакомство с углами».
Материал: Совенок и Точка – игрушки;
Мультимедийный проектор;
Для каждого ребенка: рисунок города из геометрических фигур, набор цветных карандашей.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами продолжим путешествие по стране Геометрии. А наши друзья Совенок и Точка еще не встретились сегодня. Давайте привезем их сюда на машинах.
Обыгрывается ситуация: одна машина везет Совенка, другая Точку (соответственные движения детей). Друзья встречаются в одной точке, здороваются, дети садятся за столы, см. Слайд №9.
Воспитатель: Посмотрите, это 2 дороги, по которым ехали наши машины. В одной точке дороги пересеклись, образовался угол.
А Совенок предлагает найти в нашей группе, где спрятались углы? (самостоятельная работа).
Воспитатель: Молодцы, ребята, а теперь посмотрите на картинки у вас на столах, это задание вам от мамы Совы. Она хочет, чтобы вы внимательно рассмотрели рисунки, нашли все углы, геометрические фигуры, аккуратно разукрасили все, что видите, а потом мы побеседуем (самостоятельная работа).
Воспитатель: Итак, все вы справились с этим заданием, молодцы. А кто догадался, как называется этот город, который изображен на ваших рисунках? (город Геометрии).
Тема 5: «Знакомство с кругом».
Материал: Точка – игрушка;
Для каждого ребенка: набор геометрических фигур, индивидуальная тетрадь, набор цветных карандашей, линейка.
Мультимедийный проектор.
На каждом столе: набор предметов круглой формы.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам снова пришла в гости Точка. Давайте ей расскажем, что мы знаем о стране Геометрии (Геометрия – это точки, линии, отрезки, углы, треугольники, четырехугольники).
Точка: Хорошо, что вы это запомнили, но страна Геометрия очень большая и разнообразная. Ее населяет множество геометрических фигур. О некоторых вы уже знаете, но давайте пойдем дальше и познакомимся с еще одним удивительным жителем этой страны, см. Слайд №10. Это круг. Он бывает большой, средний, маленький.
Как вы думаете, как можно нарисовать ровный круг? (рассуждения детей).
Задание: Нарисуйте на чистом листе бумаги – круг и закрасьте его.
Воспитатель: Молодцы, задание выполнили аккуратно.
Посмотрите, пожалуйста, вокруг, а есть ли еще у нас в комнате предметы, похожие на круг (Ответы детей).
Воспитатель: Теперь послушайте внимательно (Слайд №11). Все, что закрашено – это круг, а линия, которая идет по краю круга – называется окружность. Давайте поиграем: я называют цвет круга, а вы цвет окружности. А теперь называйте вы цвет окружности, а я буду называть цвет круга.
Точка: а я знаю новую загадку, ребята, попробуйте отгадать о чем она?
«У круга есть одна подруга
Знакома всем ее наружность!
Она идет по краю круга
И называется (окружность)».
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, можно ли в круге нарисовать треугольник? Попробуйте нарисовать его. А можно ли нарисовать в круге четырехугольник? (Дети выполняют задание). Какие четырехугольники получились? Как их можно назвать? (Квадрат, ромб, прямоугольник). Как вы это делали? (ставили точки на окружности, соединяли их с помощью линейки. Сколько точек поставишь, такая фигура и получится).
https://detichaik.ru/pedagogicheskaya-kopilka/osnovy-geometrii-dlya-doshkolnikov.html
https://infourok.ru/konspekti-ood-po-oznakomleniyu-doshkolnikov-s-ponyatiem-geometriya-1331240.html