Получи документы

Конспект семинара-практикума «Казачьи игры-забавы»

Ольга Буторина
Конспект семинара-практикума «Казачьи игры-забавы»
▼ Скачать + Заказать документы

«Казачьи игры - забавы»

Народные сокровища: казачьи игры для детей

Казачьи игры для детей обладают не только многовековой историей, но и огромными возможностями для позитивного воздействия на физическое и духовное развитие ребенка. Такие игры универсальны, поскольку подходят детям самого разного возраста, от 7 до 17 лет.

Особенности казачьих игр

Публикация «Конспект семинара-практикума „Казачьи игры-забавы“» размещена в разделах

Главные преимущества казачьих игр — это лаконичность, выразительность и доступность. Они способствуют расширению кругозора, совершенствованию психических процессов, а также вызывают активную работу мысли. Казачьи игры не требуют специального спортивного инвентаря. В большинстве случаев для них достаточно подручного материала. Это могут быть различные веревки, камешки, тряпичные мячи или палки. Также нет необходимости в специально оборудованном месте. Такие игры можно проводить как на лужайке, так и в спортзале.

Важной особенностью казачьих игр является применение певалок, считалок, и речитативов. К примеру:

• Дуб, калач, стань, не плачь!

• Шики-быки новы-быки…

• Свисти, Левка, шопоти, Левка, поворачивайся!

Испокон веков в казачьих играх отражался образ жизни людей, их представления о смелости и чести, желание обладать ловкостью, силой, быстротой и выносливостью, проявлять смекалку, волю и стремление к победе. Нельзя забывать и то, что игровая деятельность вызывает много положительных эмоций. Во время игры часто возникают неожиданные ситуации, в которых дети учатся правильно использовать приобретенные навыки. Кроме того, в казачьих играх ребенок часто сам решает, как действовать, чтобы достичь цели. Смена условий учит искать нестандартные решения возникающих задач. Таким образом, у детей развиваются самостоятельность, активность, творческое мышление и сообразительность. А главное, дети, увлеченные сюжетом игры, могут много раз выполнять одни и те же движения, забывая об усталости. Так у детей развивается выносливость.

Сам игровой процесс не мыслим без прелюдии. Предигровые зазывалки, важная особенность сбора участников будущей совместной игры, при помощи специальной речевки, имеет давнюю традицию.

Зазывалки использовались как зачин, призывающий потенциальных участников к игре: Чижик-пыжик воробушек,

По улоньке скачет,

Девиц собирает

Поиграть-поплясать

Себя показать?

Или: Тай-тай, налетай!

Кто в жмурки (прятки, салки и т. д.) играй?

Призыв к игре сопровождался подпрыгиванием на месте или по кругу, а произносивший их должен был вытянуть вперед руку с отогнутым большим пальцем. Желающие играть должны были схватить зазывалу за палец кулаком и в свою очередь отогнуть свой большой палец. Все это время зазывала произносил приговор с указанием названия игры. Когда набиралось достаточное количество игроков, зазывала заканчивал набор:

Тай-тай, налетай!

Никого не принимай!

Так как в большинстве игр требуется водящий, нередко зазывалка использовалась заодно и для его определения: Последнему – водить!

В тех случаях, когда зазывалка не определяла водящего или такового не было в самой игре (например, в командных играх, использовали жребий или считалку.

Народные игры имеют так же игровой зачин (“считалка”, “жеребьевка”). Он вводит ребенка в игру, помогает распределению ролей, служит самоорганизации детей.

«Считалка» – это, обычно, короткие стишки, с помощью которых играющие дети определяют водящего или распределяют роли каждого в игре. Считалки – это один из самых богатых, очень популярных, ярких и выразительных, самых распространённых и интересных видов детского творчества.

Пчелы в поле полетели,

Зажужжали, загудели.

Сели пчелы на цветы.

Мы играем – водишь – ты!

Виды казачьих детских игр

Казачьи игры чаще всего ассоциируют со знаменитыми «Казаками-разбойниками». На самом деле этих игр так много, что их разделили на три группы:

игры без предметов («Ляпка»)

игры с предметами (шарами, игрушками, палками и пр.); («Забава с фишками»)

• символические игры («Всадники»)

Проведённая работа показала, что народные игры интересны и актуальны и в настоящее время, несмотря на то, что существует достаточно большое количество соблазнов в наш технократический век. Дети с большим удовольствием, а самое главное, с пользой играют в них, т. к. мелодия песни связывает движения детей одним ритмом, координирует их, поднимает настроение, развивает физически, доставляет радость.

Казачьи забавы (подвижные народные игры)

Игра «Заря-заряница»

Ход игры:

Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один

из играющих — Заря. Она ходит сзади с лентой и говорит:

Заря–зарница, красная девица,

По полю ходила, ключи обронила,

Ключи золотые, ленты голубые,

Кольца обвитые — за водой пошла!

С последними словами «Заря» осторожно клад т ленту на

плечо одному из играющих. Тот, заметив это, быстро бер т

ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Кто

останется без места, становится Зарей.

Правила игры. Игроки не поворачиваются,

пока водящий выбирает, кому положить на плечо

ленту. Бегущие не должны пересекать круг

Игра «Иголка, нитка, узелок»

Ход игры:

Игроки становятся в круг и берутся за руки. Считалкой выбирают «Иголку», «Нитку»

и «Узелок».

Герои друг за другом то забегают в круг, то выбегают из него. Если же «Нитка» или

«Узелок» оторвались (отстали или неправильно выбежали, вбежали в круг, то эта группа

считается проигравшей. Выбираются другие герои.

Выигрывает та тройка, в которой дети двигались быстро, ловко, не отставая друг от

друга.

Правила игры. «Иголку», «Нитку», «Узелок» надо впускать и выпускать из круга, не

задерживая, и сразу же закрывать круг.

Игра «Золото»

Игра ведется преимущественно девочками в неопределенном числе. Один из

играющих берет какую-нибудь вещь (колечко, цепочку); остальные становятся в круг,

держа перед собой руки, сжатые в кулак. Первая, стоя в кругу, приговаривает нараспев:

Я золото хороню, хороню,

Я чистое прихораниваю!

Мое золото пропало,

Чистым порохом запало,

Метелицей замело.

Угадай, у кого?

Все: Гадай, гадай, девица,

В какой руке перица?

Стоящая в кругу девушка спускает руку с золотом в руки играющих с тем, чтобы

оставить его в какой-нибудь руке. На ком остановится рука хоронящей «золото», при

словах: «Угадывай, у кого?» - та выступает вперед и угадывает; если угадает, то остается в

кругу и хоронит «золото»; если ж нет, то следует женитьба, которая обыкновенно состоит

в том, что у девушки спрашивают: в какой стороне живет ее жених, как его зовут и

прочее, после чего она снова хоронит «золото», в какой руке перица?

Игра «Лёвкин-хвост»

Ход игры:

Играющие берутся руками один за другого гуськом. Первый реб нок берет в руки

хворостину и, приговаривая: «Свисти Л вка, шопоти Л вка, поворачивайся», бросается в

сторону. За ним должны быстро повернуться и все другие дети (хвост); отставшие

подгоняются хворостиной.

Игра «Бобр»

Один из играющих изображает хозяина, один бобра, а стальные собак. Хозяин

говорит:

- Бобре, бобре, ховайся добре, як найду, так-таки собаками растравлю!»

Бобр прячется, а собаки его ищут. Пойманный бобр делается собакой, а поймавший

- бобром.

Игра «Ляпка»

Игра развивает стремление приблизиться к цели, дотронуться в игре к своей

симпатии, проявить ловкость, быстроту реакции. В общем азарте она растворяет

обидчивость недотрог, застенчивость робких.

Ход игры:

Один из игроков — водящий или «Ляпка». «Ляпка» бегает за игроками и старается

кого–то осалить. Осалив, приговаривает: «На тебе ляпку! Отдай е другому!» Новый

«Ляпка» догоняет игроков, чтоб передать ляпку.

Правила игры. «Ляпка» не преследует одного игрока. Все игроки следят за сменой

«ляпок».

Игра «Дядя Трифон»

Выбирают по считалке водящего и ставят в центр круга - он и будет дядей

Трифоном. Остальные берутся за руки и с

песней ходят по кругу.

Слова песни:

"Как у дяди / дядюшки (т ти / т тушки) (далее называют имя водящего) было

семеро детей они не

пили, не ели, друг на друга вс глядели, разом делали вот так".

После чего водящий (ая) показывает какое-то движение, которое каждый из круга

должен повторить, а кто по мнению водящего хуже всех сделает, того он выбирает на сво

место.

Игра «Дрёма»

Играющие становятся в кружок, в середине на скамье сидит Дрема. Хор поет о Дреме:

Сиди, Дрема,

Сиди, Дрема,

Выбирай-ай, Дрема„

Выбирай-ай, Дрема,

Бери-и, Дрема,

Бери-и, Дрема!

Дрема встает со скамьи, выбирает кого-нибудь, и выбранный считается Дремой.

Игра «Пчёлы»

Играющие по считалке выбирают Цветок, а затем делятся на две группы: Сторожей и

Пч л. Сторожа, взявшись за руки, ходят вокруг Цветка и поют:

Пч лки яровые, Аль вас солнышком печ т?

Крылья золотые, Летите за горы высокие,

Что вы сидите, За леса зел ные —

В поле не летите? На кругленький лужок,

Аль вас дождичком сеч т, На лазоревый цветок.

Пч лы стараются забежать в круг, а Сторожа, то подымая, то опуская руки, мешают

им. Как только одной из Пч л удастся проникнуть в круг и коснуться Цветка, Сторожа,

не сумевшие уберечь Цветок, разбегаются. Пч лы бегут за ними, стараясь «ужалить» и

«пожужжать» в уши.

Веретено

С помощью считалки выбирается «веретено» и ведущий. «Веретено» стоит

посередине зала или площадки, наступив на конец веревки ногами. Ведущий ребенок

стоит на расстояние 5-6 шагов от веретена, держа в руке другой конец веревки. Ведущий

бегает по кругу вокруг «веретена», наматывая веревку вокруг него, поднимая вверх или

опуская вниз. Дети в этот момент стараются подлезть под веревку, перепрыгнуть или

перешагнуть через не. Тот, кто ошибся, выполнил упражнения неправильно, выходит из

игры. Ведущий, запутав «веретено», распутывает его, двигаясь в обратную сторону по

кругу. Дети выполняют те же движения и при распутывании «веретена».

Игра «Пугало»

Играют две команды. Из каждой команды считалкой выбираются два «пугала»,

которые становятся по разным углам зала или площадки. В рукавах у них палки, а на

голове шапки. Они стоят в обручах, а перед ними корзины с «картошкой» (средние и

малые мячи).

Задача «пугала» - мешать детям, брать «картошку» из корзин.

Дети (стоят) говорят:

- В поле пугало стоит,

И на нас оно глядит.

Скачем около него,

Не боимся не чего!

Дети подходят к корзинам, пытаясь вытащить «картошку» и перенести е в ведро.

Тот, кого пугало коснется, выбывает из игры. Та команда, которая перенесет быстрее

картошку, считается победителем.

Оборудование: 2 корзины, мячи среднего и малого размера, 2 гимнастические

палки, 2 шляпы, 2 обруча. 2 ведра.

Игра «Тяни холсты»

Равное количество из двух команд. Берутся за концы холста. По команде начинают

тянуть так, что бы середина холста оказалась на их половине. Игра сопровождается

присказками, прибаутками

Оборудование. Холст – ткань длиной 7-10 м., середина которого отмечена яркой

лентой. Игра повторяется 2-3 раза.

Игра в утку.

Цель игры : развитие памяти, ловкости и точности движений, .

Играющие, человек 10 или 15 мальчиков и девочек, становятся рядом, сцепившись рука с рукой. Двое из крайних отрываются от вереницы и, представляя селезня и утку, подбегают под руки стоящих в ряду, что спереди, что сзади их; большей частью девушка, представляет утку, а догоняющий парень — селезня. Между тем, стоящие поют:

Догони, селезень, утку,

Догони, молодой, утку!

Пойди, утушка, домой,

Пойди, серая, домой.

У тебя семеро детей,

Восьмой селезень.

Девятая утка, Десятая гусыня.

Между какою парою следует домой утка, та и обязана заменить их, а они становятся на этом месте и игра продолжается по-прежнему.

Игра в редьку.

Цель игры : развивать память, точность движений.

Играющих детей 10-12, из них избирается матка и торговка, остальные детки садятся все в ряд, пред ними садится матка.

Торговка подходит к матке и говорит:

Торговка: «Кума, кума, продай редьки»

Матка: «Нет еще редьки, только пашут детки»

В это время детки, представляя, что пашут, скребут ногтями по земле.

Торговка: «Кума, кума, продай редьки».

Матка: «Только сеют детки», а дети, изображая посадку редьки, тычут пальцами в землю.

Торговка: «Кума, кума, продай редьки»

Матка: «Нет еще редьки, только ростки пускает», а дети, растопыря пальцы рук, приставляют их к земле.

Торговка: «Кума, кума, продай редьки»

Матка: «Нет еще редьки, только всходит», — приложа ладони обоих рук к земле, поднимают их кверху.

Торговка: «Кума, кума, продай редьки»

Матка: «Выросла, купи!»

Торговка бросается к самому меньшему дитяти, берет его и показывает вид, будто вырывает редьку из земли, вытряхивает или будто бы отрясая землю. После этого торговка отводит дитя в назначенное место. После этого торговка идет рвать другую, третью «редьку» и т. д. до последней. Все детки теперь поступают в распоряжение торговки. Этим игра кончается.

Игра «Кидалки - швырялки.»

Цель игры : развитие ловкости, меткости, точности движений.

Метание камней в цель. Количество участников не ограничено. На определенном расстоянии устанавливается ряд целей. Возможна частичная маскировка их. Задача участвующих определенным количеством разновесных камней поразить все цели противника. Зимой хорошо осваивать «снежки».Участник учится быстро определять расстояние до цели, соотносить силу броска с весом снаряда, точно поражать цель.

Игра «Мячики.»

Цель игры : развитие ловкости, меткости.

Количество участников – от двух человек. Вариант первый «пеший». Одному из участников дают деревянную палку – макет шашки (можно в каждую руку, другому – несколько мячиков (отлично подходят мячи для большого тенниса). Задача первого защититься от мячей с помощью палки (либо с перемещением, либо, не сходя с места). Задача второго – попасть в противника мячиком.

Вариант второй «конный». Правила и задачи остаются теми же, только участник усаживается на высокую лавку, спортивного коня или на плечи товарища.

Данная забава развивает навыки, в дальнейшем способствующие быстрейшему освоению сабельного или палочного боя, развивает координацию движений, учит «видеть» атаку и успешно отражать ее. «Пеший» вариант также развивает навыки уклонения и перемещения.

Игра «Бой с булавами»

Описание игры : Соревнуются два игрока. Игроки становятся на длинную скамейку друг против друга, держа мягкие булавы (подушки) в руках. Игроки на счет начинают сбивать соперника со скамьи булавами. Кто останется на скамье, тот и победил.

Игра «Перебери зерно»

Описание игры : Участвуют 4-5 казачек-девочек. На столе в чашках смешана фасоль горох. По команде, играющие отделяют зерна, кладут в пустую посуду. Кто быстрее переберет, тот и выиграл.

Хочу заметить,что данная игра развивает мелкую моторику рук,что способствует развитию речи детей.

Игра «Утица»

Описание игры : Дети образуют круг. В кругу два водящих «утушка» и «селезень». Утка в кругу, селезень за кругом. Играющие, взявшись за руки идут и поют:

«Шла утица по бережку,

Шла серая по кругу.

Вела детей за собой.

Вдруг селезень налетал!

Утицу догонял!

Улетай утица скорей, - Дети поднимают руки, утица убегает в ворота, селезень

Да в воротца, не робей!» пытается ее догнать. Если догнал -ведущие меняются.

Игра «Наездники»

Описание игры : участвуют парное количество участников. Лошадки на палочке на пару играющих. Участники по команде надевают папаху, «садятся» на коня и кто быстрее добежит до назначенной цели и обратно, тот и выиграл.

Казачья игра «Утёнок»

Мальчики и девочки собираются в общий хор и выбирают утенка.

Хор: Как ты, утенок, по полю летаешь?

Утенок: Вот как я, утенок, по полю летаю (машет руками).

Хор: Как ты, утенок, гнездо совиваешь?

Утенок: Вот как я, утенок, гнездо совиваю (крутит руками).

Хор: Как ты, утенок, пера нащипаешь?

Утенок: Вот нащипаю (щиплет рубашку).

Хор: Как ты, утенок, яиц наносишь?

Утенок: Вот яиц наношу (садится на корточки).

Хор: Как ты, утенок, цыплят выводишь?

Утенок: Вот вывожу (бьет кулаком о кулак).

Хор: как ты их в поле выгоняешь?

Утенок: Вот выгоняю (садится на корточки, гонит руками)

Хор: Как ты их в пары разбиваешь?

Утенок: вот я их в пары разбиваю (разбивает хор по парам)

Хор: Как их всех разгоняешь?

Утенок: Вот разгоняю!

Все бегут врассыпную, а утенок должен ловить. Пойманный становится утенком.

КАЗАЧЬЯ БОРЬБА НА РУКАХ.

Соперники становятся лицом к лицу друг напротив друга перед разделительной чертой. По команде судьи соперники приветствуют друг друга рукопожатием, не разрывая его становятся в удобную для них стойку -сомкнутые руки находятся точно под разделительной чертой. И по команде судьи приступают к борьбе. Задача борцов такова:

- необходимо, чтобы соперник пересёк разделительную черту (захват при этом не разрывается, т. е сошёл с места или упал - при этом его оппонент должен сам оставаться на ногах. Один судья.

Публикации по теме:

Веселый час в подготовительной группе «Казачьи игры и забавы»Веселый час в подготовительной группе «Казачьи игры и забавы» «Казачьи игры и забавы» Веселый час для детей подготовительной группыЦель: развитие физических качеств детей, через русские народные подвижные.

Аналитическая справка о проведении городского семинара-практикума «Математическое развитие в ДОУ в соответствии с ФГОС»Аналитическая справка о проведении городского семинара-практикума «Математическое развитие в ДОУ в соответствии с ФГОС» Аналитическая справка о проведении городского семинара-практикума "Математическое развитие в ДОУ в соответствии с ФГОС" 26 февраля 2020.

Фототчет семинара-практикума «Духовно-нравственное воспитание дошкольников с опорой на культурные традиции казачества»Фототчет семинара-практикума «Духовно-нравственное воспитание дошкольников с опорой на культурные традиции казачества» 26 апреля в МБДОУ «Детский сад № 11» прошел семинар-практикум «Духовно-нравственное воспитание дошкольников с опорой на культурные традиции.

Фотоотчет семинара-практикума с родителями «Здоровьесберегающие технологии в ДОО»Фотоотчет семинара-практикума с родителями «Здоровьесберегающие технологии в ДОО» Во второй младшей группе "Пчелки" прошёл семинар - практикум на тему: "Здоровьесберегающие технологии в ДОО". Присутствовали: 21 родитель,.

Фотоотчёт о посещении городского семинара-практикума «Истоки традиций. Масленица»Фотоотчёт о посещении городского семинара-практикума «Истоки традиций. Масленица» Масленица считается старинным русским народным праздником. По сути, это прощание с зимой и торжественная встреча красавицы-весны. Конкретной.

Фотоотчёт о посещении городского семинара-практикума «Мастерство и вдохновение»Фотоотчёт о посещении городского семинара-практикума «Мастерство и вдохновение» В середине марта центр эстетического воспитания "Песнохорки" на базе гимназии №131 организовали традиционный городской семинар-практикум.

Конспект семинара-практикума для родителей детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ «Развиваемся, играя»Конспект семинара-практикума для родителей детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ «Развиваемся, играя» Подготовили: методист Едокова О. В. ,учитель-логопед Вишнякова Е. Ю. ,педагог-психолог Шишкина И. Е. ,музыкальный руководитель Царева И. Н. Цель:.

Работа с родителями в форме семинара-практикума «Движение и речь»Работа с родителями в форме семинара-практикума «Движение и речь» В нашей группе с родителями был проведен семинар-практикум «Движение и речь». Встреча проходила в теплой домашней обстановке за чашечкой.

Самообразование педагога. Отчет о посещении семинара-практикумаСамообразование педагога. Отчет о посещении семинара-практикума Самообразование педагога. Отчет о посещение семинара-практикума. 11 октября 2016 года я посетила городской семинар-практикум «Информационная.

Самообразование педагога. Посещение семинара-практикума (фотоотчет)Самообразование педагога. Посещение семинара-практикума (фотоотчет) Самообразование педагога «Посещение семинара – практикума»(фотоотчет) «Если не умеешь говорить – учись читать» итальянский гумманист Л. Помпоний.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект семинара-практикума «Казачьи игры-забавы»
Опубликовано: 2 марта 2022 в 11:00
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект семинара-практикума «Казачьи игры-забавы»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Буторина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД