Ирина Нигаметзянова
Конспект семейного логопедического фитнеса по теме «Использование здоровьесберегающих технологий в логопедической практике»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Семейный логопедический фитнес по теме : Использование здоровьесберегающих технологий в логопедической практике «Приключения Вовки в тридевятом царстве»».
Цель тренинга: Повышение результативности коррекции речи ребенка.
Задачи:
- формирование правильного отношения к речевому недостатку ребенка, логопедическим занятиям;
Публикация «Конспект семейного логопедического фитнеса по теме „Использование здоровьесберегающих технологий в логопедической практике“» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Фитнес, аэробика для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2023
- получение родителями необходимых знаний, формирование умений для оказания помощи детям в исправлении речевых недостатков;
- оказание помощи в правильной организации занятий дома.
Оборудование: шарики воздушные, презентации, видео выполнения дыхательной гимнастики.
Организационный момент:
Уважаемые родители, сегодня мы поговорим с вами об использовании здоровьесберегающих технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы работы принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и общего оздоровления детей дошкольного возраста.
Мы проведем логопедический фитнесс, который - поможет вам формировать правильное отношение к речевому недостатку ребенка, логопедическим занятиям;
- получить необходимые знания, формировать умения для оказания помощи детям в исправлении речевых недостатков.
Наша встреча пройдё т под девизом: «Расскажи – и я забуду. Покажи – и я запомню. Сделай со мной – и я научусь».
В зал влетает воздушный шар, а к ниточке привязан конверт.
Логопед :
- Посмотрите, к нам в зал влетел шарик, а на ниточке привязан конверт. Интересно, что же в нем?
А в нем слова, которые нужно расставить по порядку, чтобы получилось предложение
(Взрослые составляют у доски из карточек со словами предложение, и читают название детского мультфильма.
1. ПРИКЛЮЧЕНИЯ 2. ВОВКИ 3. В 4. ТРИДЕВЯТОМ 5. ЦАРСТВЕ
Логопед : - Вы правильно составили предложение. Это название сказки «Приключения Вовки в тридевятом царстве». Ее автор Вадим Коростылев.
- А про кого эта сказка? (Про мальчика Вовку) (кадр из мультфильма с изображением Вовки)
- Мальчик Вовка мечтал о сказочной жизни и с помощью советов из справочника «Сделай сам», библиотекарь создала нарисованного мальчика – двойника Вовки – и отправила его в тридевятое царство. Мы немного изменим сюжет сказки: представим, что Вовка не умел красиво говорить и в тридевятое царство его отправила не библиотекарь, а логопед, где с ним произошли приключения. Хотите узнать какие?
Основная часть
(кадры из мультфильма, где Вовка попадает в сказку)
I. – Вошел Вовка в книгу «Сказки» и попал во двор к царю, который сам красил забор.
(кадры, где царь велит отрубить Вовке голову. 5.26 мин)
- За что же царь велел стражникам казнить Вовку? (за то, что Вовка был ленивым).
- Действительно, за то, что Вовка ничего не хотел делать сам, царь позвал стражу и велел отрубить Вовке голову. Давайте его выручать.
Вовка плохо говорит и никто не знает, в чем причина. А ему надо бежать к психоневрологу.
Поговорим о неврологических нормах – на чем они основаны, и почему нельзя ждать, если у ребенка в 2 года нет речи.
Речь – это функция мозга, мозговые структуры созревают в определенные сроки.
Например, до 1,5 лет активизируется мозжечок – ребенок начинает ходить, и если ему 2 года и он не ходит – родители понимают что это не «индивидуальность», и что если рядом с ним будут бегать футболисты, а в плане неговорящего ребенка говорящие дети, «отдать в сад чтобы научили говорить» - это никак глобально не скажется на его состоянии.
Если ребенок не говорит в 2 года, значит у него есть определенная проблема, которую надо найти, чтобы помочь ему компенсироваться. Ждать и верить в сказки о том что «заговорил в 5 лет и стал президентом» - это только упускать время реабилитации. Пластичность мозга наиболее активна именно до 6-7 лет, если ребенка привели в сад в 2-2,5, то шанс того что он выйдет в норму очень высокий, а если привели в 4-5 лет - то уже осталось год-два и за это время можно только улучшить его состояние, а не максимально восстановить.
Чем раньше начнется логопедическая и психологическая работа с ребенком - тем меньше у него будет проблем в будущем.
Какие обследования необходимо пройти если ребенок не говорит в 2 года?
Конечно, необходимо начать с осмотра невролога, сурдолога (потому что иногда причина задержки речевого развития это нарушение слуха, психиатра. Пройти все назначенные функциональные исследования - МРТ, ЭЭГ, УЗДГ, КСВП. Пройти обследование у логопеда, дефектолога, нейропсихолога, которое покажет состояние интеллекта, особенности восприятия, высших психических функций у ребенка и поможет разработать реабилитационную программу, основанную на индивидуальных задачах именно вашего ребенка.
II.– Испугался Вовка, побежал и попал на страницу «Сказка о рыбаке и рыбке».
(кадр, где Вовка говорит с бабкой. 6.17 мин-6.44
И бабка рассказала, какая с ней беда приключилась: стала она плохо слышать и различать звуки. Спросила бабка, не слышал ли Вовка о фонетической ритмике, которая может ей помочь? Да нет, конечно, не знает мальчик о таком.
Дети с общим недоразвитием речи, в фонетическом плане, неверно произносят 10-20 звуков: не различают на слух и в произношении близкие по звучанию мягкие- твердые, звонкие - глухие звуки.
Существуют упражнения, которые способствуют формированию фонематического слуха и правильного звукопроизношения у детей, позволяют улучшить координацию движений, развить интонационную выразительность речи. Такие упражнения называются фонетической ритмикой.
Наши ребята уже знакомы с некоторыми упражнениями. Внимание на экран.
(видео)
7.02-7.14 мин
7.29-8.29 мин.
Логопед : Пошел Вовка к Золотой Рыбке, которая велела Вовке выполнить с ней дыхательные упражнения.
Дыхательная гимнастика – упражнения, способствующие развитию речевого дыхания, формированию длительного, направленного выдоха.
Упражнения дыхательной гимнастики направлены на закрепление навыков диафрагмального – речевого дыхания (оно считается наиболее правильным типом дыхания). Ведётся работа над развитием силы, плавности, длительности выдоха. Кроме оздоровительного значения – выработка правильного дыхания необходима для дальнейшей работы над коррекцией звукопроизношения. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Кроме того, дыхательная гимнастика оказывает на организм ребенка комплексное лечебное воздействие.
Логопед : И тут Вовка сказал, что не знает, как их делать. А вы знаете? Вот ваши детки знают, посмотрите.
(видео)
Логопед : А Вовка, как всегда, ничего не делал.
8.29-8.44мин.
II. Логопед :- Пошел Вовка по страницам книги «Сказки» дальше
10.01-10.45
Рассказали Василисы Премудрые, что прибыли они на логопедический слет по обмену премудростями Вовке тоже захотелось научиться обмену какими-нибудь премудростями. Посадили Василисы Вовку за парту и одна из Василис стала его учить артикуляционным упражнениям.
Предлагаю вашему вниманию таблицу. Здесь указаны этапы развития звукопроизношения.
Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
Регулярное выполнение поможет:
- улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию, (нервную проводимость);
- улучшить подвижность артикуляционных органов;
- укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;
- уменьшить спастичность (напряжённость) артикуляционных органов.
На а теперь давайте вместе выполним артикуляционную гимнастику (видео упражнений)
Другая Василиса Премудрая решила провести с Вовкой зрительную гимнастику.
Как известно, зрение — самый мощный источник наших знаний о внешнем мире, Именно сегодня более чем актуально говорить о тех перегрузках на орган зрения, которые испытывает ребенок в наш век с колоссальным объемом информации посредством большого количества источников (книги, телевизор, современные гаджеты).
Как же в данной ситуации сохранить здоровье ребенка и в то же время не обделить его чем-то важным, не препятсвовать его развитию? В этом нам может помочь зрительная гимнастика
Зрительная гимнастика – это специальные упражнения для глаз, они способствуют профилактике нарушения зрения, развитию подвижности глаз, восстановлению бинокулярного зрения, снятию утомления с глаз, а также создаётся положительный эмоциональный фон, что способствует повышению работоспособности детей и усилению их познавательной активности.
Предлагаю вместе с вами выполнить зрительную гимнастику. Проведет ее Эльвира Ильдаровна.
(выполнение)
12.04-12.44
Так как мы оказались на логопедическом семинаре, своим родительским опытом хочет поделиться Лариса Владимировна Кохова. Внимание на экран. (видео)
IV.
12.04-13.35
Логопед : Не хочет Вовка трудиться, тогда Василисы Премудрые отправили его в Тридевятое царство.
(кадры из мультфильма)
Спросил Вовку, что это они делают с пальцами. Двое из ларца ответили, что выполняют кинезиологические упражнения. А Вовка о таком никогда не слышал. Знаешь Вовка:
Кинезиологические упражнение – это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное воздействие.
Основная цель кинезиологии:
Развитие межполушарного воздействия, способствующее активизации мыслительной деятельности.
Логопед : Выполним и мы с вами кинезиологические упражнения.
(Презентация с выполнением кинезиологических упражнений вместе с родителями.)
17.23-17.34 мин
V. Логопед : Ну и тунеядец этот Вовка, сбежал.
(Кадры из мультфильма)
…Только печка попросила спеть логопедические распевки.
А логопедические распевки - это упражнения направленные на нормализацию речевого дыхания, формирования умения изменять силу и высоту голоса, правильное произнесение звуков и их сочетаний, умение регулировать темп речи. Они особо хороши на этапе введения поставленных звуков в связную речь. Их можно было бы назвать "музыкальными скороговорками".
Исполнят логопедические ребята ваши дети. (Дети входят в зал. Показ детьми логоритмических распевок)
Логопед : Ребята, присаживайтесь на стульчики и посмотрите, как ваши мамы играют
VI. Логопед : Понял Вовка, что без труда ничего не добьешься. Не будет чистой речи: без медицинской помощи,без фонетической ритмики,, без дыхательной гимнастики, без артикуляционной гимнастики,без зрительной гимнастики, без кинезиологических упражнений, без логопедических распевок и без вашей помощи, уважаемые родители.
VII. Рефлексия
Логопед : Уважаемые родители, встаньте в круг. Тот, у кого мяч окажется в руках, должен закончить предложение, начатое мной.
Игра с мячом: «Доскажи предложение»
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
я попробую…
меня удивило…
Итог логопедического фитнеса :
Логопед :
Вот воздушные шарики, представьте, что это ваши дети, которые очень подвижные и любознательные. Посмотрите, как они прыгают вверх (ведущий подбрасывает шарик вверх, а вы, родители, не можете их уронить, потому что вы - их главная защита и безопасность. (Родители подбрасывают шарики вверх и ловят их).
Возьмите своих детей за руки и они проводят вас в группу.