Татьяна Ежкова
Конспект родительского собрания в средней группе «Роль сказки в нравственном воспитании дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект родительского собрания в средней группе на тему : "Роль сказки в нравственном воспитании дошкольников2
Подготовили и провели: воспитатели- Ежкова Т. В. и Кошелева Н. Н.
Публикация «Конспект родительского собрания в средней группе „Роль сказки в нравственном воспитании дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Родительские собрания в детском саду
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Сказка. Консультации, рекомендации
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Средняя группа
- Темочки
Цель: повышение педагогической компетентности родителей в воспитании нравственных качеств дошкольников путем введения их в культурную традицию различных сказок.
Предварительная работа:
• Оформление групповой комнаты.
• Подготовка памятки для родителей.
• Подготовка инсценировки сказки «Заюшкина избушка» с детьми.
• Приготовление материалов и атрибутов для инсценировка сказки «Колобок»(взрослыми).
• Подготовка билетов с вопросами.
• Выставка книг на тему «Русские народные сказки»
План проведения:
1. Вступительное слово воспитателя.
2. Сообщение воспитателя : «Роль сказки в нравственном воспитании ребенка».
3. Инсценировка и обсуждение сказки детьми «Заюшкина избушка».
4. Инсценировка и обсуждение сказки родителями «Колобок».
5. Подведение итогов собрания.
6. Раздать памятки для родителей.
Ход собрания:
1. Вступительное слово воспитателя :
Уважаемые, родители, так наше родительское собрание необычное, то и начать его мы предлагаем необычно. Вам необходимо приобрести билеты, приобрести их можно ответив на следующие вопросы:
• Назовите русские народные сказки.
• Назовите старинные слова, встречающиеся в сказках
баюкать (укладывать спать)
очи (глаза)
девица (девушка)
кров (дом)
чело (лоб)
журить (ругать)
• Кто охраняет заставу от врагов? (Богатыри).
• Назовите самых знаменитых русских богатырей? (Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич).
• Назовите героев русских сказок. (Баба-Яга, Кощей Бессмертный, Хаврошечка, Емеля, Иван Царевич, Марья-искусница, Соловей-разбойник).
• Назовите животных, птиц из русских сказок. (Кот, собака, лошадь, баран, свинья, козел, бык, медведь, волк, лиса, журавль, заяц, цапля, петух).
• Из каких сказок эти предметы :
Колобок (сказка «Колобок»)
Лук и стрелы (сказка «Иван Царевич»)
Рыбка (сказка «Лиса и волк»)
Яичко (сказка «Курочка Ряба»)
Скалка (сказка «Лисичка со скалочкой»
2. Сообщение воспитателя «Роль сказки в нравственном воспитании ребенка».
Воспитывая ребенка, и воспитатели, и родители надеются вырастить из него достойного человека. Каждый родитель хочет гордиться своим ребенком, чтобы он вырос созидателем, а не прожигателем жизни.
Нравственное воспитание – важнейшая сторона воспитания ребёнка.
Закладывать основы нравственности, воспитывать моральные ценности следует с самого раннего возраста, когда формируются характер, отношение к миру, окружающим людям.
В этике существуют две основные нравственные категории - добро и зло. Соблюдение моральных требований ассоциируется с добром. Нарушение же моральных норм и правил, отступление от них характеризуются как зло. Понимание этого побуждает человека вести себя в соответствии с моральными требованиями общества.
Самые элементарные и в тоже время самые важные представления– об уме и глупости, о хитрости и прямодушии, о добре и зле, о героизме и трусости – ложатся в сознание и определяют в дальнейшем для ребенка нормы поведения.
Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, целесообразно формировать своим собственным примером, а также с помощью народных сказок.
Среди многих жанров устной прозы (сказки, предания, сказы, былины, легенды) сказка занимает особое место.
С древнейших времён русские народные сказки служили верную службу в нравственном и эстетическом воспитании подрастающего поколения потому, что сказка - неиссякаемый источник для воспитания детей.
Она учит человека жить, вселяет в него оптимизм, веру в торжество добра и справедливости. Сказки делятся на :
1. Сказки о животных.
Главная задача этих сказок – высмеять плохие черты характера, поступки и вызвать сострадание к слабому, обиженному. Учат детей тому:
• как дружба помогает победить зло («Зимовье»);
• как добрые и миролюбивые побеждают («Волк и семеро козлят»);
• что зло наказуемо («Кот, петух и лиса», «Заюшкина избушка»).
2. Волшебные сказки.
В этих сказках две группы героев : добрые и злые. Обычно добро побеждает зло. Волшебные сказки должны вызвать восхищение добрыми героями и осуждение злодеев. Они выражают уверенность в торжестве добра.
Эти сказки формируют устойчивые нравственные представления
Моральные ценности в волшебных сказках представлены более конкретно, чем в сказках о животных. Положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими физическими и моральными качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность. Для девочек это красная девица (умница, рукодельница., а для мальчиков - добрый молодец (смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый, любящий Родину). Идеал для ребенка является далекой перспективой, к которой он будет стремиться.
3. Бытовые сказки : Эти сказки помогают нравственному воспитанию дошкольников, так как они передают народную мудрость
Несмотря на классификацию сказок, каждая из них несет в себе огромное воспитательное и познавательное значение для ребенка.
Задача педагога – донести до сознания ребенка народную мудрость.
В сказке всегда есть четкая граница: это - Добро, а это - Зло, этот персонаж - плохой, а этот - хороший. И малыш узнает, что Кащей обязательно будет побежден и добро победит. Это упорядочивает сложные чувства ребенка, а благополучный конец позволяет поверить в то, что в будущем и он сделает что-то хорошее.
Сказка не дает прямых наставлений детям («Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения», но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки.
Например, сказка «Репка» учит быть дружными, трудолюбивыми; сказка «Маша и медведь» предостерегает: в лес одним нельзя ходить - можно попасть в беду, а уж если так случилось - не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации; сказки «Теремок», «Зимовье зверей» учат дружить. Наказ слушаться родителей, старших звучит в сказках «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Снегурочка», «Терешечка». Страх и трусость высмеиваются в сказке «У страха глаза велики», хитрость - в сказках «Лиса и журавль», «Лиса и тетерев», «Лисичка-сестричка и серый волк» и т. д. Трудолюбие в народных сказках всегда вознаграждается («Хаврошечка», «Мороз Иванович», «Царевна-лягушка», мудрость восхваляется («Мужик и медведь», «Как мужик гусей делил», «Лиса и козел», забота о близком поощряется («Бобовое зернышко»).
Нравственные чувства развиваются у детей в процессе взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, но главную роль в этом играет все же семья. Родители самые первые воспитатели ребенка. Задача воспитания у детей нравственных качеств решается тем успешнее, чем гуманнее сами взрослые, чем добрее и справедливее они относятся к детям поэтому, ваше поведение служит для детей наглядным примером. Не забывайте, пожалуйста, об этом.
3. Уважаемые родители, мы приготовили для вас сюрприз: Инсценировка сказки детьми «Заюшкина избушка».
После просмотра сказки дети и родители принимают участие в обсуждении сказки по следующим вопросам:
• Кто в этой сказке хороший герой?
• Какая в этой сказке лиса?
• Какой в этой сказке петушок?
• Кого можно пожалеть в сказке?
• Кого нужно учить правильным поступкам?
4. Инсценировка родителями сказки «Колобок».
После просмотра сказки дети и родители принимают участие в обсуждении сказки по следующим вопросам:
• Чему учит нас эта сказка?
• Кого можно пожалеть в сказке?
• Какая в этой сказке лиса?
5. Подведение итогов собрания.
• Качества необходимые вашему ребенку, как человеку?
• Вы хотели, чтобы ваш ребенок стал?
• В хорошей семье всегда?
• Нельзя прожить без?
• Если бы я нашел клад, то?
• Если бы я все мог, то?
Воспитатель :
Спасибо за то, что сегодня вы смогли найти время и прийти на наше собрание.
Родителям предлагается чай с медом.
6. Памятка для родителей раздается для ознакомления с ней дома.
Памятка для родителей
• Читайте вслух с ребёнком не менее 15 минут в день.
• Прежде чем читать, проветрите комнату, уберите со стола отвлекающие предметы.
• Если ребенок устал, проведите физкультминутку.
• При знакомстве с новой книгой рассмотрите сначала обложку прочитайте фамилию и инициалы автора, название книги.
• Перелистайте книгу, внимательно рассматривая иллюстрации.
• До и во время чтения книги выясните значения трудных или незнакомых слов.
• Спросите, чем понравилась книга ребенку, что нового из нее он узнал.
• Попросите ребенка рассказать о главном герое, событии.
• Какие слова или выражения запомнились ему?
• Чему учит эта книга?
• Предложите ребенку нарисовать рисунок к самому интересному отрывку или выучить его наизусть.