Клоконос Светлана
Сценарий родительского собрания «Роль семьи в воспитании детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Сценарий родительского собрания
«Роль семьи в воспитании детей»
в подготовительной группе
Подготовила и провела:
воспитатель Клоконос С. М.
26.02.2016г.
Публикация «Сценарий родительского собрания „Роль семьи в воспитании детей“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2016
«Родители – первые педагоги ребенка. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в младенческом возрасте». (Закон РФ об образовании)
Ход Собрания
Выходит воспитатель с горящей свечой в руке. Читает стихотворение:
Горит свеча, и язычок огня
трепещет и манит, и радует меня,
и заставляет думать о пути,
что нашим детям суждено пройти.
Зло и добро – вот две дороги разных.
Одна — поступков страшных, безобразных.
Другая — Света, Веры и Надежды.
Какую выбрать? – ваш ребёнок сам решит,
Но прежде …
Обдумать и понять должны мы с вами,
Каким путём хотим идти мы сами.
- Уважаемые родители, давайте сегодня в нашем большом кругу поговорим о наших детях, о том, какую роль в их воспитании играет семья.
А что же такое семья? (ответы родителей)
Воспитатель :
Семья — организованная социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном самовоспроизводстве.
Для чего человеку семья?
Думаю, каждый ответит по-своему (ответы детей, но наверняка прозвучит одна простая и верная мысль – для счастья.
Да, человеческое счастье вряд ли возможно без семьи. Ни самая увлекательная работа, ни друзья не могут дать то, что может дать семья.
Игра в кругу
«Ассоциации»
Итак, все, что для этого нужно, - услышать задание и постараться дать ответ, первые же образы, связанные с ним, которые пришли вам в голову.
- Если семья - это постройка, то она.
- Если семья - это цвет, то она.
- Если семья - это музыка, то она.
- Если семья - это геометрическая фигура, то она.
- Если семья - это название фильма, то она.
- Если семья - это настроение, то она.
-Если семья – это страна, то она называется
-Если семья – это фрукт, то это…
-Если семья – это известный литературный персонаж, то это….
-Если семья – это животное, то это….
Воспитатель :В ходе этого упражнения мы с вами увидели, что у каждого свои ассоциации связанные с таким понятием как Семья! У каждого свое видение и свое представление о семье.
Введение в проблему:
- Уважаемые родители, Семья – для ребенка – это место его рождения, становления. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение значительной части своей жизни. В ней закладываются основы личности ребенка. Без союза с детьми, без вашей поддержки и помощи ребенок не будет счастлив, здоров.
«Три несчастья есть у человека: смерть, старость и плохие дети, - говорит украинская народная мудрость. Старость неотвратима, смерть неумолима. Перед этими несчастьями никто не может закрыть двери своего дома. А от плохих детей дом можно уберечь, как и от беды».
Вы, конечно, хотите иметь хороших детей : умных, добрых, вежливых, отзывчивых, трудолюбивых. Когда в семье такие дети, семья счастлива. Давайте объединим наши усилия в воспитании наших детей.
В Законе об Образовании предусмотрено, что в решении сложных, многоплановых задач, связанных с реализацией ФГОС дошкольного образования, эксклюзивная роль принадлежит семье. В статье 44 Закона впервые определены права, обязанности и ответственность родителей за образование ребёнка. В связи с этим возникает необходимость по-новому взглянуть и на взаимодействие ДОУ с родителями с целью создания единого образовательного пространства «семья -детский сад» для их равноправного и заинтересованного партнёрства.
Уважаемые родители! Сегодня мы уточним свои педагогические знания и закрепим их на практике. Сейчас вы объединитесь в группы, и попробуем дать ответы на предложенные вопросы. Обосновывая свой ответ
- Как вы считаете, кому принадлежит ведущая роль в воспитании ребенка семье или детскому саду?
Вывод: Приоритет в воспитании ребенка, бесспорно, принадлежит семье. Детские сады являются помощниками семьи, создавая необходимые условия продолжения жизни ребенка в семье
В чем заключается смысл наказаний? Какие из них допустимы, какие нет? Почему?
Вывод: Воспитание ребёнка – сложный педагогический процесс и он не возможен без наказаний и поощрений. Следует помнить, что не допускаются телесные наказания, игнорирование ребёнка на долгий срок, лишение любви и ласки. Осуждается и наказывается действие, нежелательный поступок, а не личность ребёнка. Наказание имеет тройное значение: ребёнок должен понять, осознать свой поступок, исправиться и больше так не поступать.
Что такое поощрение и как вы этим пользуетесь?
Вывод: Поощрение, как воспитательное средство, более действенны. Лучшая награда для ребёнка – сознание того, что он принёс радость любимым людям, а подарок в придачу лишь символизирует это.
Практическое задание для родителей. Тест – игра «Какой Вы родитель?»Отметьте те фразы, которые Вы часто употребляете в своей семье по отношению к ребенку.
1. Сколько раз тебе повторять? 2
2. Посоветуй мне, пожалуйста. 1
3. Не знаю, что бы я без тебя делала. 1
4. Какие у тебя замечательные друзья. 1
5. И в кого ты только уродился? 2
6. Я в твои годы! 2
7. Ты моя опора и помощник. 1
8. Ну, на кого ты похож? 2
9. Ну, что за друзья у тебя. 2
10. О чём ты только думаешь? 2
11. Какой ты умник (ца). 1
12. А как ты считаешь, сынок (дочь? 1
13. Какой ты у меня сообразительный (ая). 1
Оценка результатов.
5-7 баллов. Живёте с ребёнком душа в душу. Он искренне любит и уважает Вас, ваши отношения способствуют развитию и становлению личности.
8-10 баллов. Свидетельствует о начинающихся сложностях во взаимодействии с ребёнком, непонимании проблем, попытках перенести вину за недостатки в его развитии на самого ребёнка.
11 баллов и более. Вы непоследовательны в общении с ребёнком. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств. Стоит задуматься.
Воспитатель : «Чтобы вам научиться правильно общаться со своим ребёнком, вы должны запомнить несколько принципов построения общения. (Презентация)
• Уметь выслушать своих детей – основной и наиболее важный принцип общения.
• Принять ребенка таким, какой он есть, без всяких условий, со всеми его индивидуальными особенностями, плюсами и минусами.
• Не переходить с оценки конкретных действий на оценку его личности.
• Общение должно иметь положительный эмоциональный фон. Нужно замечать успехи ребенка, радоваться им. А также ребёнок должен чувствовать, что вы его любите.
• Ребенок не должен чувствовать отчуждения: дети, лишенные веры в любовь родителей, становятся неуверенными в себе, приобретая ряд отклонений, что и сказывается на его развитии.
• Разговаривать в семье взрослые между собой должны культурно, спокойно. Для ребенка вы являетесь образом речи, поскольку дети, как правило, всегда говорят и выражаются так, как их родители.
• Не забываете, что ключ к сердцу ребенка лежит через игру. Именно в игре можете передать те навыки и знания, понятия о жизненных ценностях и просто лучше понять друг друга, сблизится.
• В завершении хотелось бы сказать и о принципах единства требований в семье : это единство не следует понимать упрощенно - все требуют одно и то же. Нет! Каждый в семье ведет свою партию, важен принцип совместимости и дополнения».
Для разминки, я предлагаю прокатиться на «Карусели»
Соедини части в целую пословицу
- В гостях хорошо, а … (дома лучше).
- Не красна изба углами, а … (красна пирогами).
- Какого на дому, такого и … (самому).
-Дети не в тягость, а … (в радость).
- Когда семья вместе, и … (сердце на месте).
- Семья сильна, когда … (крыша над ней одна).
- Семья в куче, не страшна и … (туча).
Воспитатель :А сейчас мы разделимся на две группы и попробуем решить конфликтные ситуации методом Аквариума. Одна группа будет участником, а другая экспертами
«Внимание, конфликт»
Конфликт является частью повседневной жизни. В его основе лежит столкновение противоположных интересов, взглядов, позиций, а наша жизнь немыслима без этого. Как справляются с конфликтами наши семьи, мы сейчас увидим.
Конфликтные ситуации:
1. Ванюша (3 года) с усердием натягивает колготки. Трудное занятие. Наконец-то, после долгих усилий, колготки почти надеты, но … наизнанку. Малыш, конечно, этого не замечает и продолжает их натягивать. Мать прекращает, как она говорит, эту «бесцельную возню», быстрым движением, не скрывая раздражения, старается натянуть ребенку колготки. Малыш поднимает крик: «Сам, сам, сам!». Мать: «Сиди спокойно и не капризничай! Не умеешь, а кричишь «сам».
Ваша оценка ситуации
2. За Витей в детский сад пришла мама. Он радостно рассказывает ей: «Мама, а мы сегодня птичку лепили!».
Мама: А почему одежда мокрая?
Витя: Воспитательница сказала, что я очень старался.
Мама: Сколько раз тебе можно говорить - клади штаны и варежки в сушилку!
Витя: Я еще дома попробую такую птичку сделать.
Мама: пойдешь в мокром!
Мальчик замолчал и стал неохотно одеваться.
Вопрос к родителям : Почему не состоялся диалог?
Воспитатель : А теперь, каждый выскажет свое мнение на следующие
Я начинаю предложение, а продолжит любой из вас. Упражнение дает возможность поделиться друг с другом опытом воспитания ребенка.
«Родители через диалог с ребенком дают ему почувствовать…»
«Моя любовь к ребёнку заключается…»
«Когда моему ребёнку посторонние люди делают замечания…
«Если я вижу, что моего сына «лупит» сверстник…
«Когда ребёнок выводит меня из себя, я -…»
«Для меня общение с ребенком – это…»
«Разговор с ребенком о его плохом поступке я начинаю…»
«Я очень быстро прощаю своего ребёнка, потому что…»
«Если ребенок провинился…»
«Муж несправедливо наказал ребёнка, я -…»
Упражнение «Закончи предложение»
Воспитатель начинает предложение и передаёт мягкую игрушку-эстафету любому родителю, который его продолжает.
1. Ребенка постоянно критикуют, он учится (ненавидеть)
2. Ребенок живет во вражде, он учится (быть агрессивным)
3. Ребенок живет в упреках, он учится (жить с чувством вины)
4. Ребенок растет в терпимости, он учится (понимать других)
5. Ребенка хвалят, он учится (быть благодарным)
6. Ребенок растет в честности, он учится (быть справедливым)
7. Ребенок растет в безопасности, он учится (верить в людей)
8. Ребенок поддерживает, он учится (ценить себя)
9. Ребенка высмеивают, он учится (быть замкнутым)
10. Ребенок живет в понимании и дружбе, он учится (находить любовь в мире)
Воспитатель : Возьмите все по солнышку
"В лучах родительского солнца"
В центре солнца вы, а теперь на лучиках вашего солнца напишите по очереди, чем вы согреваете своего ребёнка, как солнце согревает землю.
Мы много времени проводим на работе, кажется, главное накормить, одеть, создать определенные блага. А времени для того, чтобы поговорить с ребенком, услышать о том, что делается в его детской душе, у нас нет. Или делаем на бегу в торопях.
- Дорогие родители! Отложите все дела в сторону, привлекайте к себе ребенка, обнимите его. Психологи утверждают, что для того, чтобы ребенок чувствовал себя счастливым – его нужно 7 раз в течение дня погладить по голове, обнять, одобрить, т. е. через телесное прикосновение подтвердить: «Я тебя люблю».
И поэтому правильное воспитание в семье, как сказано в народной пословице. – «Это наша счастливая старость; плохое воспитание – это наше будущее горе – это наши слезы».
Хотелось бы закончить нашу встречу стихотворением, еще раз подтверждающим все то, о чем шла речь на собрании.
«Ребенок учится тому,
Что видит у себя в дому.
Родители – пример ему!
Кто при жене и детях груб,
Кому язык распутства люб,
Пусть помнит, что с лихвой получит
От них все то, чему их учит.
Не волк воспитывал овец,
Походку раку дал отец!
Коль видят нас и слышат дети,
Мы за дела свои в ответе.
И за слова: легко толкнуть
Детей на нехороший путь.
Держи в приличие свой дом,
Чтоб не каяться потом.» (Себастьян Брант.)