Светлана Першан
Роль чтения в нравственном воспитании и организации досуга детей
▼ Скачать + Заказать документы
Здравствуйте уважаемые коллеги, друзья и родители!
Нравственный потенциал литературы огромен, и значение книги в образовании и воспитании ребенка трудно переоценить, чтобы выполнить эту великую миссию в судьбе каждого ребенка, семья с раннего детства должна воспитывать, прилагая все возможные усилия, подлинный интерес ребенка к книгам – воспитывать в нем читателя.
Публикация «Роль чтения в нравственном воспитании и организации досуга детей» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2016
Свободное время детей – огромный по своим возможностям и значению резерв для всестороннего и гармоничного развития личности, это сфера творчества и универсального общения. Свободное время –обязательное условие расширенного духовного воспроизведения личности. Человек может трудиться, отдыхать, но, если он не располагает временем для повышения знаний, для овладения наукой, он не растет. Не все, к сожалению, могут правильно использовать свободное время. Вот почему перед родителями стоит важнейшая задача – воспитание культуры использования свободного времени, умения рационально организовать его. Ведь моральный, нравственный климат семейной жизни – главный педагог, формирующий интересы, потребности и вкусы детей. Вряд ли родители смогут научить ребенка ценить свободное время, уплотнять его для полезных дел, если сами тратят его на пустые разговоры, бесцельное сидение у телевизора.
Родители должны помочь детям заполнить их свободное время полезными делами, которые бы обогащали их духовно, развивали их познавательную активность, стремление трудиться, быть активной творческой личностью, т. к. ни одно увлечение не может стать украшением жизни, если нет главного, основного – увлечения трудом, делом. Поэтому свободное время и труд – естественные спутники в процессе воспитания.
Как сказал В. А. Сухомлинский – «Радость труда – не сравнима ни с какими другими радостями. Она не мыслима без чувствования красоты. Познавая эту красоту, ребенок прежде всего переживает чувство собственного достоинства, гордость от сознания того, что трудности преодолены».
Все искусства нужны и прекрасны. Но литература занимает среди них особое место. Литература – это особое искусство слова. Слову же доступно все, что доступно мысли и чувству, поэтому приобщение детей к книге имеет особую важность. Начинается оно в семье, продолжается в саду и в школе. Семейное чтение имеет свои особенности, глубокие корни и богатые традиции.
Домашнее чтение детей – процесс автономный, это чтение на досуге, по собственному выбору. Дома ребенок читает то, что ему интересно. Обмен впечатлениями – свободное общение. Но чтобы сделать процесс чтения целенаправленным, а не только развлекательным, родители должны руководить чтением детей, помогая им в выборе направления чтения.
Формирование культуры чтения, развитие художественного вкуса, литературное образование – вот важная задача, и она вполне по силам родителям, ведь искусство адресовано всем, независимо от образования, профессии и общественного положения. Его может воспринимать и осваивать каждый.
Художественное самообразование родителей – задача актуальная, увлекательная и даже демографическая, потому что общность духовных критериев имеет немалое значение для укрепления семьи.
Жизненный опыт ребенка еще очень мал, он еще не отличает искусство от действительности, поэтому дети – наивные реалисты, и всё, изображенное в художественном произведении, они воспринимают как существующее на самом деле. Необходимо тактично и бережно развивать их отношение к литературе от наивно-реалистического до восприятия литературы как искусства слова. Если этого не делать, то на уровне наивного реализма могут остаться не только дети, но и взрослые люди.
Наивный реализм – серьезный тормоз в воспитании художественного вкуса. Не отличая литературу от действительности, дети оценивают события и героев книг, как в жизни, по нравственным качествам. Поэтому им нравятся малохудожественные произведения с положительными героями и не нравятся подлинно художественные, персонажи которых совершают плохие поступки.
Другая особенность искусства – отражение жизни в художественных образах. Непонимание этого тоже препятствует воспитанию культуры чтения и художественного вкуса. Поэтому уже в раннем детстве нужно разъяснять сущность и формировать эмоциональное восприятие художественного образа. Делать это нужно постепенно. Обязательно необходимо рассказывать об авторе книги, которую читает ребенок.
Любовь к литературе возникает в том случае, когда прочитанное производит сильное впечатление. Посредственные, бесцветные, невыразительные стихи и рассказы с мелкой проблематикой способны вызвать стойкую неприязнь к чтению. Поэтому важно знать, какие произведения по содержанию и форме нравятся детям разного возраста. Дошкольники любят сказки, веселые, смешные истории, стихи с бодрым игровым ритмом, книжки о животных, рассказы с ясно выраженной авторской позицией, четким делением героев на положительных и отрицательных. Но нельзя ограничиваться тем, что нравится, надо вести детей дальше, развивать их восприятие и расширять их читательские интересы.