ольга софронова
Конспект родительского собрания «Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни» Старший дошкольный возраст
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект родительского собрания
«Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни»
Старший дошкольный возраст
Время проведения: 4 квартал
Форма проведения: круглый стол с элементами практикума.
Продолжительность: 1 –1,5 часа.
Публикация «Конспект родительского собрания „Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни“ Старший дошкольный возраст» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Родительские собрания в детском саду
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2019
Цель: Пропагандировать здоровый образ жизни. Познакомить родителей воспитанников с основными факторами, способствующими укреплению и сохранению здоровья дошкольников в домашних условиях.
Задачи:
• Формирование у родителей мотивации здорового образа жизни, ответственности за свое здоровье и здоровье своих детей, повышение мастерства родителей по использованию здоровьесберегающих технологий в домашних условиях.
• Развитие чувства единства, сплоченности.
• Приобщать к сотрудничеству детей и родителей.
Предварительная работа
• Приготовить для родителей открытки – приглашения с указанием темы собрания.
• Провести анкетирование родителей «Условия здорового образа жизни в семье»
• Провести индивидуальную работу с теми родителями, которые могут поделиться опытом оздоровительного воспитания в семье.
• Создание презентации для сопровождения выступления «Мама, папа, я – спортивная семья»
• Подготовить материал к тематической выставке (литература, фотоальбом -нестандартное физкультурное оборудование, изготовление папки-передвижки «Упражнения, способствующие укреплению осанки детей»)
• Организация и проведение игры «Дерево здоровья».
• Подготовить тексты художественного слова (стихотворение, пословицы)
• Подготовить памятки «Копилка мудрых советов» для каждого родителя с советами на тему собрания.
• Для оформления зала написать плакаты по теме собрания : «Здоровье – эта та вершина, на которую каждый человек должен взойти сам». «Деньги потерял - ничего не потерял, время потерял – много потерял, здоровье потерял – всё потерял». «Проблемы детей до семилетнего возраста – это проблемы их родителей».
План проведения
I. Организационный момент – вступительное слово.
II. Проведение игры «Дерево здоровья».
III. Решение кроссворда «Семья — здоровый образ жизни».
IV. Мини-лекция с просмотром презентации. Выступление медсестры ДОУ.
V. Художественное слово «Закончи пословицу».
VI. Заключение-рефлексия. Игра с родителями «Слово-эстафета». Подведение итогов.
VII. Примерное решение родительского собрания.
Место проведения: музыкальный зал.
Ход собрания
I. Организационный момент – вступительное слово
Воспитатель встречает родителей в зале, объясняет тему собрания.
Воспитатель: Тема нашего собрания : «Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни». Я хочу начать собрание со слов В. Сухомлинского: «Я не боюсь ещё и ещё раз повторить: забота о здоровье – это важнейший труд родителя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».
Воспитатель: Нам очень приятно, что вы нашли время и откликнулись на наше приглашение. В современном обществе, в XXI веке, предъявляются новые, более высокие требования к человеку, в том числе к ребенку, к его знаниям и способностям. Забота о здоровье ребенка стала занимать во всем мире приоритетные позиции. Забота о воспитании здорового ребенка является приоритетной в работе и нашего дошкольного учреждения.
В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а так же необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни. Сегодня важно нам, взрослым, формировать и поддерживать интерес к оздоровлению, как самих себя, так и детей. Позвольте прочитать вам стихотворение:
В. Крестов “Тепличное создание”
Болеет без конца ребёнок.
Мать в панике, в слезах: и страх и грусть.
- Ведь я его с пелёнок
Всегда в тепле держать стремлюсь.
В квартире окна даже летом
Открыть боится – вдруг сквозняк,
С ним то в больницу, то в аптеку,
Лекарств и перечесть нельзя.
Не мальчик, словом, а страданье.
Вот так, порой, мы из детей
Растим тепличное создание,
А не бойцов – богатырей.
Воспитатель: Здоровый, крепкий и развитый ребёнок. Как добиться этого? Что для этого делаем мы? Как укрепить здоровье детей, избежать болезней?
II. Проведение игры «Дерево здоровья»
Воспитатель: Мы предлагаем вам игру «Дерево здоровья».
Мольберт, на листе ватмана нарисовано дерево без листьев. Родитель берет зеленый лист с напечатанным вопросом, с подноса, зачитывает его и отвечает, приклеивает лист на дерево. Постепенно крона дерева покрывается красивой зеленой листвой, дерево приобретает здоровый вид.
III. Решение кроссворда «Семья — здоровый образ жизни»
Воспитатель: А сейчас проведём мозговой штурм - разгадаем кроссворд.
IV. Мини-лекция с просмотром презентации. Выступление медсестры ДОУ
Медсестра: А теперь я предлагаю вам обратить внимание на экран (сообщение с презентацией)
Прежде всего, необходимо активно использовать целебные природные факторы окружающей среды: чистую воду, ультрафиолетовые лучи солнечного света, чистый воздух, лечебные свойства растений, так как естественные силы природы представляют собой привычные компоненты окружающей среды и необходимы для жизнедеятельности организма. Ребенку необходим спокойный, доброжелательный психологический климат.
Перебранки в присутствии ребенка в одних случаях способствуют возникновению у него невроза, а в других усугубляют уже имеющиеся нарушения нервной системы. Все это существенно снижает защитные возможности детского организма. Учитывая это, мы всегда должны стараться быть в хорошем настроении. Вспомните, стоит нам улыбнуться – сразу становится легче, нахмуриться – подкрадывается грусть.
Нахмурились – начал выделяться адреналин, способствующий грустному, тревожному настроению, улыбнулись – помогли другому гормону – эндорфину, обеспечивающему уверенное и бодрое настроение. Ведь один и тот же факт в одном случае способен быть незаметным для нас, а в другом – вызовет гнев, испортит настроение. А ведь наше раздражение механически переходит и на ребенка.
Эмоциональная устойчивость и связанное с ней поведение воспитываются. Здесь важно умение правильно и рационально относиться к тому, что видится, воспринимается, слышится. Так давайте же больше улыбаться и дарить радость друг другу.
Мы должны не только охранять детский организм от вредных влияний, но и создавать условия, которые способствуют повышению защитных сил организма ребенка, его работоспособности. И важным здесь является правильно организованный режим дня, который оптимально сочетает период бодрствования и сна детей в течение суток, удовлетворяет их потребности в пище, в деятельности, отдыхе, двигательной активности. Кроме этого режим дисциплинирует детей, способствует формированию многих полезных навыков, приучает их к определенному ритму.
Прогулка является одним из существенных компонентов режима. Это наиболее эффективный вид отдыха, хорошо восстанавливает сниженные в процессе деятельности функциональные ресурсы организма, и в первую очередь – работоспособность. Пребывание на воздухе способствует повышению сопротивляемости организма и закаляет его. После активной прогулки у ребенка всегда нормализуется аппетит и сон. Прогулка должна проводиться в любую погоду, за исключением особо неблагоприятных условий.
При этом одежда и обувь должны соответствовать погоде и всем гигиеническим требованиям. Во время прогулки нельзя допускать, чтобы дети длительное время находились в однообразной позе, поэтому необходимо изменять их вид деятельности и место игры. Хорошо сочетать прогулки со спортивными и подвижными играми. Дети должны гулять не менее 2 раз в день по 2 часа, летом – неограниченно.
Не менее важной составляющей частью режима является сон, который особенно необходим ослабленным детям. Важно, чтобы малыш ежедневно (и днем, и ночью) засыпал в одно и то же время. Таким образом, домашний режим ребенка должен быть продолжением режима дня детского сада. Полноценное питание – включение в рацион продуктов, богатых витаминами А, В, С и Д, минеральными солями (кальцием, фосфором, железом, магнием, медью, а также белком. Все блюда для детей желательно готовить из натуральных продуктов, нерафинированных, без добавок и специй и консервантов. Чаще включать в рацион детей творог, гречневую и овсяную каши.
Немаловажное значение имеет режим питания детей, то есть соблюдение определенных интервалов между приемами пищи. У детей важно формировать интерес к оздоровлению собственного организма. Чем раньше ребенок получит представление о строении тела человека, узнает о важности закаливания, движения, правильного питания, сна, тем раньше он будет приобщен к здоровому образу жизни. Если же ребенок насильно принуждают заниматься физкультурой, а также соблюдать правила гигиены, то ребенок быстро теряет интерес к этому. Если вы хотите видеть своего ребенка здоровым – надо постоянно, каждодневно уделять время для закаливающих процедур. Смысл закаливания состоит в том, чтобы со временем с помощью специальных процедур повысить устойчивость человека к охлаждению за счет того, что организм при этом всякий раз будет реагировать целесообразными защитными реакциями – увеличением выработки тела и уменьшением теплоотдачи. При закаливании одновременно происходит и повышение иммунитета за счет увеличения выработки в организме интерферона и других защитных факторов. Поэтому было бы здорово, если бы закаливание стало общим семейным делом.
Наряду с традиционными методами закаливания (воздушные ванны, водные ножные ванны, полоскание горла) широко используются и нетрадиционные.
Контрастное воздушное закаливание (из теплого помещения дети попадают в «холодное»).
Хождение босиком. При этом укрепляются своды и связки стоп, идет профилактика плоскостопия. В летний период предоставляйте детям возможность ходить босиком по горячему песку и асфальту, по мелким камешкам и шишкам, которые действуют как сильные раздражители. Напротив, теплый песок, мягкая трава, комнатный ковер действуют успокаивающе. При ходьбе босиком увеличивается интенсивность деятельности почти всех мышц, стимулируется кровообращение во всем организм, улучшается умственная деятельность.
Контрастный душ – наиболее эффективный метод закаливания в домашних условиях. Полоскание горла прохладной водой со снижением температуры является методом профилактики заболевания носоглотки. (Полоскание горла начинается при температуре воды 36 – 37 градусов, снижается каждые 2 – 3 дня на 1 градус и доводится до комнатной температуры.)
Слово «витамин» происходит от латинского вита – жизнь. Витамины участвуют в обмене веществ и регулируют отдельные биохимические и физиологические процессы. Недостаток витаминов в пище или изменение процессов их усвоения приводит к нарушению обмена веществ и в конечном счете к развитию гипо- и авитаминозов.
Чтобы достичь определенного уровня насыщенности витаминами, необходимо применять препараты, включающие комплексы витаминов в оптимальных соотношениях, особенно в зимне-весенний период. Кстати, использование поливитаминов по 1 – 2 драже в день в обычных дозировках в период эпидемии гриппа и гриппоподобных заболеваний снижает заболеваемость детей не менее чем в 2 раза.
Удар по здоровью ребенка наносят вредные наклонности родителей. Не секрет, что дети курящих отцов и матерей болеют бронхолегочными заболеваниями чаще, чем дети не курящих. Тяжелые последствия для здоровья ребенка имеют травмы и несчастные случаи. Да, дети очень любознательны и во всем стараются подражать нам, взрослым. Они могут включать электронагревательные приборы, любят играть с мелкими предметами. Помните, здоровье ребенка в ваших руках!
V. Художественное слово «Закончи пословицу»
Воспитатель: Уважаемые родители, предлагаем Вам вспомнить пословицы о ЗОЖ и дополнить фразу.
VI. Заключение-рефлексия. Игра с родителями «Слово-эстафета»
Родители садятся в круг. Игрушка-кукла передаётся по кругу. Взяв игрушку в руки, родители продолжают начатое ведущим предложение «Мой ребёнок будет здоровым, если я….»
Подведение итогов
Воспитатель: Здоровье человека на 50% зависит от его образа жизни!
Здоровый образ жизни – это
• отказ от вредных привычек;
• оптимальный двигательный режим;
• рациональное питание;
• закаливание;
• личная гигиена;
• положительные эмоции;
• высоконравственное отношение к окружающим людям, обществу, природе.
Родители делятся мнениями о собрании. Высказывают свои предложения на будущее. Каждому родителю вручаются памятки.
.VII. Примерное решение родительского собрания
• Создать необходимые условия для реализации потребности ребенка в двигательной активности в повседневной жизни
(срок – постоянно, ответственные – воспитатели, родители).
• Равномерно распределять физическую и умственную нагрузки в течение дня
(срок – постоянно, ответственные – воспитатели, родители).
• Систематически интересоваться полученными знаниями детьми по формированию здорового образа жизни и закреплять их дома
(срок – постоянно, ответственные – родители).
• Организовать дома режим дня и питание, приближенное к режиму детского сада
(срок – постоянно, ответственные – родители).
• В выходные дни обязательно организовывать прогулки вместе с детьми.
• Систематически проводить закаливание ребенка в условиях семьи.
Воспитатель: Уважаемые родители, на этом родительское собрание «Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни» завершается. Мы желаем Вам крепкого здоровья и успехов в воспитании и формировании здорового образа жизни своих детей.
Приложение 1
Памятка для родителей «Копилка мудрых советов»
по формированию здорового образа жизни у детей
1. Новый день начинайте с улыбки и утренней разминки.
2. Соблюдайте режим дня.
3. Обнимать ребёнка следует не менее 4 раз в день, а лучше 8 раз.
4. Положительное отношение к себе - основа психологического выживания.
5. Не бывает плохих детей, бывают плохие поступки.
6. Личный пример здорового образа жизни - лучше всякой морали.
7. Используйте естественные факторы закаливания - солнце, воздух и воду.
8. Помните: простая пища полезнее для здоровья, чем искусные яства.
9. Лучший вид отдыха - прогулка с семьей на свежем воздухе.
10. Лучшее развлечение для ребёнка - совместная игра с родителями.
11. Лучше умная книга, чем бесцельный просмотр телевизора.
12. Любите своего ребёнка - он ваш. Уважайте членов своей семьи, они – попутчики на вашем пути.
Приложение 2
Вопросы к игре «Дерево здоровья»
1. Согласны ли вы, что зарядка - это источник бодрости и здоровья? - ДА.
2. Верно ли, что жвачка сохраняет зубы? - НЕТ.
3. Верно ли, что кактусы снимают излучение от компьютера? - НЕТ.
4. Верно ли, что от курения ежегодно погибает более 10.000 чел? - ДА.
5. Правда ли, что бананы снимают плохое настроение? - ДА.
6. Верно ли, что морковь замедляет процесс старения? - ДА.
7. Правда это или ложь, что есть безвредные наркотики? - ЛОЖЬ.
8. Отказаться от курения легко? - НЕТ.
9. Правда ли, что молоко полезнее йогурта? - НЕТ.
10. Взрослые чаще, чем дети, ломают ноги? - ДА.
11. Правда ли, что недостаток солнца вызывает депрессию? - ДА
12. Правда ли, что летом можно запастись витаминами на целый год? - НЕТ.
13. Правда ли, что надо ежедневно выпивать 2 стакана молока в день? - ДА
14. Правда ли, что детям до 15 лет нельзя заниматься тяжелой атлетикой? – ДА
15. Правда ли, что ребенку достаточно спать ночью 8 часов? - НЕТ.
Приложение 3
Художественное слово «Закончи пословицу»
Чистота – залог …. здоровья!
Чисто жить – здоровым …. быть!
Кто аккуратен – тот людям …. приятен!
Грязь и неряшливость – путь…. к болезням!
Чистая вода – для хворобы …. беда!
Гигиена, чистота – нам здоровье…. красота!
Быть здоровыми хотим – помогает нам…. режим!
Солнце, воздух и вода – наши лучшие… друзья!
Проведите дома эту игру с детьми и повторите пословицы.
Приложение 4
Кроссворд «Семья — здоровый образ жизни»
По горизонтали
2. он бывает веселый злой и полезный
5. Что делают шприцом
7. Орган слуха
9. Прибор для измерения температуры тела
10. помогает избавиться от сонливости
12. Молочная еда из крупы, которую не любят некоторые дети
13. Меня пьют, меня льют, всем нужна я, кто я такая
14. Ее ставят, чтобы не заболеть
16. Любимое занятие гимнастов, футболистов, плавцов
19. Верхняя одежда для холодной погоды
21. Прибор для измерения температуры воздуха
23. Не расстанусь в день холодный Я с твоею головой, - А бываю легкой, модной, Яркой, теплой и большой
По вертикали
1. В него попадает вся пища для переваривания
3. Главный орган умников
4. Маленький, горький, луку брат
6. Травма, которую может получить человек при небрежном обращении с огнем
8. один из видов профилактики заболеваний
11. Бывает шоколадная и строительная, а бывает зубная
12. Ее сдают на анализы
15. Медицинская фотография
17. На прогулке не забудь. Закрывать от ветра…
18. Один костер весь мир согревает
19. Бывает вредная и полезная
20. Отгибаем две дужки, Цепляем за ушки, На носу восседаем, Читать помогаем
22. Педиатра ты не бойся, Не волнуйся, успокойся, И конечно же не плачь - Это просто детский.