Галина Иконникова
Конспект родительского собрания «Занимательное экспериментирование» (старшая логопедическая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи.
1. Познакомить родителей с экспериментальной деятельностью в группе детского сада; ее значением для развития детей.
2. Показать практическую организацию опытнической деятельности детей.
3. Формировать желание и заинтересованность родителей в совместной работе с детьми.
План.
1. Сообщение педагога о значении и организации экспериментирования для развития детей.
2. Проведение экспериментов с детьми :
- распускание цветков лотоса; танец: «Лотосы»;
-разноцветная вода; танец: «Цветные горошинки».
Публикация «Конспект родительского собрания „Занимательное экспериментирование“ (старшая логопедическая группа)» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Консультации логопеда для родителей
- Логопедические занятия
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Старшая группа
- Темочки
3. Совместное экспериментирование детей и родителей на выявление водонепроницаемости разных видов тканей.
4. Советы родителям по организации исследовательской деятельности в домашних условиях.
Оборудование для экспериментов :
1.«Цветы лотоса» : бассейн с водой, бумажные бутоны цветов на каждого ребенка.
2.«Разноцветная вода». На каждого ребенка: баночки с водой.
3. Крышки к баночкам красного, синего, желтого цветов; краски красного, синего, желтого цветов.
4.«Водонепроницаемость тканей». Кусочки тканей: мешковины, шелка, драпа, байки, болоньи 15 на 15 см; пипетки по количеству детей, бумажные салфетки, стаканчики с водой.
Педагог. Все Вы знаете, что дети в возрасте от 5 до 7 лет называются почемучками. Они часто задают вопросы: Что? Зачем? Почему? В одну минуту ребенок может задать тысячу вопросов. И мы, взрослые, стараемся на них не обращать внимания. Нам кажется, что детские вопросы незначительные, не требующие нашего внимания. Но ведь задавая вопросы, он проводит свои исследования, как ученый опыты. И чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность детей, тем больше информации получает ребенок. Что, в свою очередь, и влияет на развитие речи. В связи с этим, особое значение для развития детей представляет детское экспериментирование. Ребенок трогает и ощупывает разнообразные предметы: тяжелые и легкие, острые и тупые, мягкие и жесткие, рисует, рвет бумагу, что-то опрокидывает. Многие увлекательные игры-исследования начинаются с необычных эффектов, полученных при случайных физических действиях: шлепания по лужам, пересыпания песка, деформации различных материалов (глина, пластилин) и др.
В процессе экспериментирования дети учатся :
- видеть и выделять проблему;
- принимать и ставить цель;
- анализировать объект или явление;
- выделять существенные признаки, связи;
- выдвигать гипотезы, строить сложные предложения;
- отбирать нужные материалы;
- делать выводы.
В нашей мы создали условия для развития познавательной и речевой активности детей средствами экспериментальной деятельности. И эта работа проводится систематически, как в свободное время, так и на занятиях по лепке, рисованию, конструированию, РЭМП, развитию речи, музыкальном, физкультурном. Мы проводим разнообразные опыты по ознакомлению со свойствами и качествами предметов, материалов, с природными явлениями. И с удовольствием наблюдаем, как дети испытывают радость, удивление, восторг от своих больших и маленьких «открытий», которые вызывают у них чувство удовлетворения от проделанной работы.
В процессе экспериментирования дети получают возможность удовлетворить им любопытность: почему? Зачем? Как? Что будет, если, почувствовать себя ученым, первооткрывателем.
(Показ слайдов по экспериментированию детьми).
Китайская пословица гласит: «Расскажи мне – и я услышу, покажи мне – и я увижу, дай попробовать – и я пойму». То есть все знания усваиваются прочно и надолго.
Варианты совместной исследовательской деятельности детей и родителей в ходе естественных ситуаций дома. (Приложение №1).
А сейчас я предлагаю посмотреть, как любят экспериментировать Ваши дети. ( Под музыку в зал входят дети в специальной одежде: белых халатах и нарукавниках. Воспитатель – руководитель научной лаборатории).
(Приложение №2).
ОПЫТ «ЦВЕТЫ ЛОТОСА»
Воспитатель. Ребята, сегодня к нам жители города цветов прислали на исследование бутоны цветов лотоса. Как вы думаете, из какого материала изготовлены цветы? (Ответы детей). А как узнать, правильны ли ваши предположения? А что будет, если их поместить в бассейн?
Но сначала потанцуйте с красивыми цветами.
ТАНЕЦ «ЛОТОСЫ».
В процессе танца дети помещают цветы в бассейн.
Воспитатель. Ребята, давайте подойдем к бассейну и посмотрим, что произошло с нашими цветами (бутоны раскрылись).
Как вы думаете, почему бутоны раскрылись?
ВЫВОД: это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются (вывешивается карточка-схема с этим свойством воды).
Воспитатель. Молодцы, справились с поставленной перед нами задачей.
Следующая научная задача: что нужно сделать, чтобы вода стала цветной?
ОПЫТ «РАЗНОЦВЕТНАЯ ВОДА».
Воспитатель. Как вы думаете, что находится в баночках? (Вода).
Какого она цвета?
БАНКИ В РУКИ МЫ ВОЗЬМЕМ,
ТАНЦЕВАТЬ СЕЙЧАС ПОЙДЕМ!
ТАНЕЦ «ЦВЕТНЫЕ ГОРОШИНКИ»
Вопросы: что произошло с водой?
Какого цвета она стала?
Почему это произошло?
ВЫВОД: некоторые вещества в воде растворяются (вывешивается карточка-схема с этим свойством воды).
Юные ученые задают вопросы своим родителям, какие свойства воды они знают еще?
Следующая научная задача: к нам со швейной фабрики прислали на исследование разные образцы тканей. И нам предстоит узнать, из какой ткани можно сшить непромокаемую одежду.
Для этого опыта нашим ученым нужны ассистенты: дети приглашают своих родителей.
Рассматривание тканей: мешковина, драп, шелк, болонья, трикотаж, байка.
Воспитатель. Образцов тканей на всех не хватает. Что же нужно делать? Какое примите решение?
Посмотрите, может быть, какие-нибудь лежащие на столах предметы вам помогут в решении этой задачи!
Совместное экспериментирование детей и родителей.
(Положить ткань на салфетку и капать на нее из пипетки водой).
ВЫВОД: под всеми тканями, кроме одной, салфетка промокла. Одежду нужно сшить из болоньи – она не пропускает воду, с нее вода скатывается.
Воспитатель. Молодцы, с этой задачей вы вместе успешно справились!
Отзывы родителей.
ПРИЛОЖЕНИЕ №1.
Варианты совместной исследовательской деятельности детей и родителей в ходе использования естественных ситуаций дома.
1. В ванной комнате предлагать поиграть с пустыми баночками, флаконами, мыльницами. Куда больше поместилось воды? Куда вода легче набирается? Откуда воду легче вылить? Чем быстрее набрать воду в тазик: кружкой или губкой?
2. Экспериментировать с предметами : тонут или плавают в воде.
Вопросы: как думаешь, утонет флакончик из-под шампуня или нет? Что будет, если в него набрать воду? Сколько, по-твоему, нужно набрать воды, чтобы он утонул?
Это поможет понять, что такое объем, делать открытия и с ними экспериментировать.
3. Уборка комнаты.
Вопросы: как ты считаешь, с чего нужно начать? Что для этого нужно? Что ты можешь сделать сам? В чем потребуется моя помощь?
Подобные ситуации развивают у детей наблюдательность, умение планировать работу, рассчитывать свои силы.
4. Ремонт в комнате.
Вопросы: какого цвета ты хотел бы видеть обои в своей комнате? На что тебе приятно было бы смотреть? Как ты думаешь, где лучше повесить твои рисунки? и т. п.
Подобная ситуация поможет ребенку научиться высказываться, фантазировать, доказывать свою точку зрения.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2.
Авторская разработка.
ВСЕ. Мы юные ученые
И нам интересно узнать:
1. Что такое воздух?
И можно ли его поймать?
2. Откуда берутся цыплята?
Почему не умеют летать?
3. Есть ли жизнь на других планетах,
И как это узнать?
4. Почему падают звезды,
И их нельзя поймать?
5. Что такое вода,
И для чего она нужна?
6. Почему камни бывают разные
То белые, то синие, то красные?
7. А как устроены игрушки,
Может нам их разобрать?
8. С помощью чего мы можем дышать,
И где об этом можно прочитать?
9. А почему выпадает снег
И кто сказал, что его нельзя есть?
10. А из чего сделаны спички,
И почему с ними нельзя играть?
11. Что такое магнит,
И почему к нему гвоздик прилип?
12. А что будет, если цветы оставить без воды?