Наталья Дворниченко
Конспект родительского собрания «На пороге школы» в рамках семинара по преемственности между семьей, детским садом и школой
▼ Скачать + Заказать документы
Цель родительского собрания: Создать условия для включения родителей будущих первоклассников в процесс подготовки ребенка к школе, способствовать партнерским взаимоотношениям и атмосфере сотрудничества между педагогами и родителями.
Задачи:
• Познакомить с проблемой готовности ребенка к школе и дать рекомендации по данной теме.
• Помочь практическими советами и рекомендациями по подготовке ребенка к школе.
Публикация «Конспект родительского собрания „На пороге школы“ в рамках семинара по преемственности между семьей, детским садом и школой» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Преемственность детского сада и школы. Взаимодействие ДОУ со школой
- Родительские собрания в детском саду
- Семинар, практикум
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2016
Материал: игра на развитие моторики «Шнуровка» - 4-5 шт, по количеству столов, Модель будущего первоклассника (в виде нарисованного контура ребенка (1 шт.) , шаблоны колокольчика (для написания качеств необходимых первокласснику, карандаш – по количеству родителей, тарелочки с 17 фишками (для теста)- по количеству родителей.
План собрания:
1. Вступление. Знакомство с темой.
2. Психологическая игра «Завяжи шнурки». (ступенька «Сотрудничество»)
3. «Начнем с воспитания самостоятельности
(ступенька «Самостоятельность»)
4. Деловая интерактивная игра
«Модель будущего первоклассника или Что должен уметь делать ребенок на момент поступления в школу»
Психологический тест «Что может мой ребенок»
(ступенька «Уровень ЗУН»)
5. О психологической подготовке ребенка к школе – выступление психолога (ступенька «Психологическая готовность»)
6. О физиологической готовности – выступление старшей медицинской сестры (ступенька «Здоровье»)
7. Послесловие «Сказка» (ступенька «Родительское напутствие»)
Ход собрания
1. Вступление. Знакомство с темой.
2. Психологическая игра «Завяжи шнурки».
(Ступенька «Сотрудничество»)
Цель: создать психологически положительное настроение в родительском коллективе, вызвать желание сотрудничать.
Родителям предлагается выполнить простое действие со шнурками «завязать на бантик», но одной рукой. Возникают сложности с выполнением задания. Тогда задание меняется, нужно сделать то же, но в паре, каждый использует одну руку. Результат отрицательный. Третий раз задание изменяется: предлагается сделать то же, но двумя руками. Результат положительный.
Обсуждение: Точно так же происходит в нашей ситуации по обучению и воспитанию ребенка. Когда с ребенком занимается только МДОУ (или только семья) – возникают сложности. Также сложности возникают, когда между родителями (мамой и папой) или между ДОУ и семьей возникают несогласованные действия – результат педагогического воздействия на ребенка не будет иметь эффективным. И только когда две руки (родители и детский сад, мама и папа) будут действовать сообща, сотрудничать в достижении общей цели – подготовки ребенка к школе, тогда результат будет ожидаемым.
Предлагаю не тратить время зря и обсудить главные проблемы в подготовке ребенка к школе.
3. «Начнем с воспитания самостоятельности».
(Ступенька «Самостоятельность»)
Согласны ли вы, что к моменту поступления ребенка в школу, у ребенка должен быть определенный опыт, и развита самостоятельность? То же самое завязывание шнурков, и другие навыки самообслуживания. И ответственное отношение к своим обязанностям.
Серьезное отношение семьи к подготовке ребенка к школе должно основываться прежде всего на стремлении сформировать у ребенка желание многое узнать и многому научиться, воспитании в детях самостоятельности, интереса к школе, доброжелательного отношения к окружающим, уверенности в себе, отсутствии боязни высказывать свои мысли и задавать вопросы, проявлять активность в общении с педагогами.
Чем же характеризуется самостоятельный ребенок? Самостоятельность старшего дошкольника проявляется в его умении и стремлении действовать без помощи взрослого, в готовности искать ответы на возникающие вопросы.
Самостоятельность всегда связана с проявлением активности, инициативы, элементов творчества. Самостоятельный ребенок — это прежде всего ребенок, который в результате опыта успешной деятельности, подкрепленной одобрением окружающих, чувствует себя уверенно.
Опыт показывает, что первоклассник, у которого не развито это качество, испытывает в школе серьезные нервно-психические перегрузки. Новая обстановка, новые требования вызывают у него чувство тревоги и неуверенности в себе. Привычка к постоянной опеке взрослого, исполнительская модель поведения, сложившаяся у такого ребенка в дошкольном детстве, мешают ему войти в общий ритм работы класса, делают его беспомощным при выполнении заданий. Непродуманная тактика воспитания, стремление взрослого, даже из самых лучших побуждений, постоянно опекать и помогать ребенку в элементарных делах заранее создают серьезные трудности для его обучения. Адаптация к школе таких детей значительно затягивается.
4. Деловая интерактивная игра «Что должен уметь ребенок на момент поступления в школу?»
(Ступенька «Уровень ЗУН»)
Цель: Активизировать родителей на диалог, способствовать формированию ответственности за готовность ребенка к школе.
Родителям предлагается составить модель идеального первоклассника, для чего на макет ребенка крепятся карточки с качествами первоклассника по высказываниям родителей (если готовых карточек нет, качество вписывается на чистый шаблон и так же крепится).
Как продолжение данной игры проводится тест, с использованием цветных фишек, выкладываемых за положительный ответ.
Тест «Что может мой ребенок».
(Предложеная диагностика имеет 17 вопросов. На каждый утвердительный ответ возьмите фишку. В конце подсчитайте количество фишек и получите ответ, относительно готовности вашего ребенка к школе)
Теперь мы определились со своими ожиданиями к образу идеального первоклассника, и с тем, что мы имеем на данный момент. Увидели разницу между этими образами, и определили «дистанцию» индивидуального пути развития каждого ребенка. Исходя из данной информации каждый из вас, уважаемые родители, могут спланировать индивидуальный маршрут подготовки своего малыша к обучению в школе.
4. О психологической подготовке ребенка к школе.
(Ступенька «Психологическая готовность»)
В МДОУ с детьми старшего дошкольного возраста работает практический психолог учреждения, на протяжении всего года она наш помощник и волшебник, воспринимается детьми как друг и партнер по игре. Ведь играя с малышами, она неукоснительно развивает у детей психологическую готовность к школе. Вкратце, чтоб вы знали, что же включает в себя психологическая готовность? Тем более что в конце года вы все станете обладателями результатов индивидуальной диагностики ваших детей, и сможете спокойно разобраться.
Итак!
«Психологическая готовность» — это необходимый и достаточный урівень психического развития ребёнка для освоения школьной программы в условиях обучения в коллективе сверстников» (Венерг). Психологическая готовность к школе включает в себя несколько компонентов: интеллектуальную готовность, мотивационную, волевую и социальную.
Интеллектуальная готовность. Предполагает определённый уровень развития мышления, речи, внимания, памяти, восприятия и мелкой моторики ребёнка.
Иными словами, он должен ориентироваться во времени, пространстве и своем ближайшем окружении.
Мотивационная готовность. Подразумевает наличие у ребенка желания принять новую социальную роль — роль школьника.
Волевая готовность. Предполагает наличие у ребенка способностей ставить перед собой цель, принимать решение о начале деятельности, намечать план действий, выполнять его, проявив определенные усилия, оценить результат своей деятельности, а также умения длительно выполнять не очень привлекательную работу. Развитию волевой готовности к школе способствуют изобразительная деятельность и конструирование.
Социальная готовность к школе означает готовность ребенка вступать в отношения с другими людьми – со сверстниками и со взрослыми (педагогами).. Сюда входит потребность ребенка в общении со сверстниками и умение общаться, а также способность исполнять роль ученика, а также адекватность самооценки малыша. Люди постоянно сравнивают себя с другими людьми и на основе этого сравнения вырабатывают мнение о себе, о своих возможностях и способностях. Так постепенно складывается самооценка. Процесс этот начинается уже с самого раннего возраста. И родители не должны это забывать!
5. О физиологической готовность
(Ступенька «Здоровье»)
Медсестра: К 7 годам ребенок считается готовым к поступлению в школу не случайно. Во-первых, у ребенка оптимально развито зрение, уже более развит позвоночник, позволяющий сидеть ребенку по 30-35 мин без перерыва, не перегружая опорно-двигательный аппарат. Во-вторых, после 7 лет, в коре головного мозга ребенка происходят изменения, максимально приближенные к коре головного мозга взрослых, сто способствует более продолжительной умственной нагрузке ребенка, в сравнении с дошкольным возрастом. Перед школой будущий ученик должен пройти полный медицинский осмотр, который включает в себя осмотры специалистов.
6. Послесловие:
(Ступенька «Родительское напутствие»)
Так как мы с вами говорим о дошкольниках, еще раз нужно напомнить, что любое знание детям нужно предлагать в виде игры. А закончить наше собрание хотелось бы известной сказкой, которая поможет нам в вопросах подготовки ребенка к школе.
- Жили-были дед со старухой. Решили они испечь колобок. Колобок вышел хорошенький, славненький, но очень уж горяченький.
Первая заповедь: Будущий первоклассник должен чувствовать себя любимым в любой ситуации.
- Положили они его на подоконник остужаться. А он, - прыг, - и укатился.
Вторая заповедь: Не оставляйте своего ребенка без присмотра.
- Покатился колобок по дорожке и встретил там сначала зайку, потом медведя, потом волка.
Третья заповедь: Научите ребенка общаться с окружающим миром. Сверстники, одноклассники да и ваш сам ребенок - все имеют свой характер, помогите научится находить общий язык, дав ребенку элементарные правила общения
- Встретилась ему лиса ласковая, хитрая.
Заповедь четвертая: Научите ребенка распознавать добро и зло, истинные намерения людей. Ведь в школе не всегда с ребенком будет рядышком учитель, и распознать хитрое посторонних людей ребенок должен сам.
- Съела лиса колобка.
Заповедь пятая: Научите ребенка самостоятельно с честью и достоинством, без ущерба для жизни, выходить их сложных жизненных ситуаций. Расскажите детям, что бывают разные обстоятельства, на которые нужно реагировать адекватно. Искать возможности исправления ошибок.
Вот такая всем известная сказка у нас с вами получилась с пятью важными заповедями для вашего ребенка.