Ольга Герасимова
Конспект занятия по познавательному развитию «Маленькие ученые» в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непрерывной непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию на тему «Маленькие ученые» в подготовительной к школе группе с использованием интерактивной доски
Задачи:
Образовательные:
- познакомить детей с газообразными веществами, используя метод моделирования маленькими человечками (ММЧ);
- расширить представления о физических свойствах объектов неживой природы;
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию „Маленькие ученые“ в подготовительной к школе группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2016
- формировать познавательную активность через опытно-исследовательскую деятельность;
- продолжать учить детей моделировать объекты неживой природы;
- вырабатывать умение защищать высказанное суждение, доказывать его аргументировано;
- обогащение и активизация словаря: лаборатория, газ, газообразный.
Развивающие:
- развивать познавательный интерес, потребность в самостоятельной поисковой деятельности в процессе экспериментирования;
- развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.
Воспитательные:
- воспитывать у детей интерес к процессу познания, к науке;
- воспитывать умение работать в коллективе, сохраняя при этом индивидуальность каждого ребенка.
Формирование предпосылок учебной деятельности: умение слушать, следовать полученной инструкции, доводить работу до конца, вступать в обсуждение, сосредотачиваться на своём занятии, исправлять недостатки в работе; действовать по правилам, предлагать помощь сверстнику, выражать симпатию.
Материалы: для опытов (прозрачная воронка, сдутый шарик, кастрюля с водой слегка подкрашенная гуашью, флакон с духами, свеча, термос с горячей водой, урок в программе SMARTnotebook (изображения МЧ твердых, жидких и газообразных веществ; игры «Рассели жильцов в домики», «Угадай, что это»).
Ход занятия:
Вводная часть (организационно-мотивационный момент)
Сегодня я снова приглашаю вас в «Лабораторию почемучек», вы, как обычно, – маленькие ученые – будете совершать новые открытия, я ваш научный руководитель.
Основная часть (содержательный этап)
Во время одной из наших встреч в лаборатории мы познакомились с маленькими человечками. Каких маленьких человечков вы знаете? Чем твердые человечки отличаются от жидких? (твердые человечки крепко держатся за руки, их трудно разъединить, а жидкие человечки не крепко держатся за руки, а только соприкасаются локтями, поэтому могут быстро перемещаться, принимать форму сосуда, в котором находятся и т. д.).
Игра «Рассели жильцов в домики».
А теперь давайте вспомним, из каких человечков состоят разные предметы. На доске изображены три домика, в одном из них жильцы состоят из твердых человечков, в другом – из жидких, а в третьем – из твердых и жидких одновременно. На экране много разных предметов. Задание – заселить жильцов в домики. (Дети по очереди выполняют задание на интерактивной доске).
Работа по заселению жильцов прошла успешно. Предлагаю вам сесть на ковер и продолжить нашу работу в лаборатории.
Помните, я обещала познакомить вас с ещё одними маленькими человечками и даже показывала вам их фотографию. Может, кто вспомнит, как они называются?
Посмотрите, вот изображение этих человечков (изображение на интерактивной доске). Это очень веселые и шустрые человечки. Они двигаются, как хотят и вообще не держаться за руки! Согласитесь, что сквозь таких человечков очень легко пройти. Они живут в таких веществах, как воздух, дым, туман.
Такие человечки называются газообразными, еще одно новое слово вы узнали. Повторите его (ответы детей). Из газообразных человечков состоит воздух? Вы видите этих человечков? (нет). Почему, ведь воздух окружает нас со всех сторон? (воздух прозрачный). Жидких и твердых человечков, мы можем увидеть вокруг нас. А вот как нам найти газообразных человечков? Как увидеть или почувствовать? Кто сможет ответить на этот вопрос? (Ответы детей).
Давайте проведём несколько экспериментов в нашей лаборатории и попытаемся встретиться с газообразными человечками.
Сейчас я зажгу свечу и потушу её, что вы увидели? (дымок).
Перед занятием я налила в термос горячую воду. Сейчас я его открою. Что вы видите? (пар). Когда кипит вода, жидкие человечки превращаются в газообразных, и мы с вами видим пар.
А как можно почувствовать воздух? Подуйте на свою ладонь, что почувствовали? (воздух, ветерок).
А теперь понюхайте мои любимые духи (вспомнить, что нужно соблюдать правила безопасности: нюхать вещества нужно осторожно, ладошкой направляя запах в сторону от флакона, вещества могут быть едкими и обжечь дыхательные пути). Что чувствуете (ответы) Человечки воздуха смешались с человечками духов и мы почувствовали их запах.
А сейчас мы с помощью опыта попробуем увидеть ещё одно свойство человечков газа. Мы уже говорили, что они вообще не держатся за руки и легко могут перемещаться. Какие предметы вы видите на столе? (прозрачная воронка, сдутый шарик, кастрюля с водой слегка подкрашенная гуашью).
Рассмотрим воронку. Мы уже знаем, что она только кажется пустой, на самом деле - в ней воздух, и я хочу переместить его в сдутый шарик? Как вы думаете, получиться это у меня? (проговариваю каждое действие). Наденем на узкую часть воронки сдутый шарик, опустим воронку с вырезанным отверстием в воду. Что происходит? (ответы детей). По мере опускания воронки в воду шарик раздувается. Почему?
Мы видим, что вода заполняет воронку, а куда же делся воздух? Вода его вытеснила, воздух переместился в шар. Завяжем шар ниточкой и потом в него поиграем.
Итак, что доказал нам этот опыт? (воздух может перемещаться).
Ура, знакомство состоялось. Дети познакомились с газообразными маленькими человечками и теперь знают, где они живут.
А теперь предлагаю отдохнуть и поиграть в интересную игру.
Игра-эмпатия «Превращалка». Вы будете выступать в роли маленьких человечков. Я называю предметы, а вы попробуйте их изобразить. Воспитатель: Камень. Дым от костра. Стакан с соком. Просто молодцы! Хорошо поиграли.
А сейчас, внимание, предлагаю маленьким ученым игру-загадку «Угадай, что это?». Я буду показывать вам картинку со схемой, а вы догадайтесь, чем это может быть (отгадывание загадок по схемам).
Давайте вернемся в нашу лабораторию. Нас ждет ещё один эксперимент. Это стаканы с мыльной водой и трубочки. Как вы думаете, что с этим можно сделать? (ответы детей). Правильно, пускать мыльные пузыри. Опустите в стакан трубочку от коктейля и подуйте в неё. Подуйте медленно. А теперь сильнее. Что происходит? (ответы детей).
Смотрите, капельки воды оказались на столе, некоторые мыльные пузыри выпрыгнули из стакана. Задание маленьким ученым - смоделировать этот процесс.
Вы превратились в маленьких человечков. Мальчики будут твердыми человечками, смоделируйте стакан (построить круг, положив руки друг другу на плечи). Твердые человечки крепко держатся друг за друга. А девочек мы поделим на жидких и газообразных человечков. Вспомните, жидкие человечки касаются друг друга локтями, а газообразные человечки совсем не держатся друг за друга.
Какие человечки сначала находились в стакане (жидкие, а как туда попали газообразные человечки (через трубочку впустили воздух). Вспомните, как ведут себя газообразные человечки (бегают, прыгают, толкаются, свободно перемещаются). Жидким человечкам приходиться потесниться, а некоторые даже не помещаются и «выпрыгивают» из стакана.
Кто может дать ответить, почему мыльная вода расплескалась из стакана, когда мы дули в трубочки? (если дети затрудняются ответить, задать наводящие вопросы). Да, это воздух вытеснил часть воды из стакана.
Молодцы! Справились с таким трудным, но очень интересным заданием!
Заключительная часть
Наша лаборатория закрывается, но мы очень скоро сюда вернемся.
Что интересного вы сегодня узнали? Какие задания больше понравились?
Предлагаю домашнее задание маленьким ученым. Придя вечером домой, расскажите родителям о маленьких человечках и вместе с ними подумайте, каких человечков на земле больше - газообразных, твердых или жидких?
Всем спасибо, молодцы!