Кудрявцева Елена
«От зернышка до каравая». Конспект занятия в подготовительной к школе группе по познавательному развитию
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в подготовительной к школе группе по познавательному развитию.
Тема: «От зернышка до каравая»
Задачи:
образовательные- формировать представление детей о долгом пути хлеба от поля до стола, процессе выращивания хлеба;
Публикация «„От зернышка до каравая“, Конспект занятия в подготовительной к школе группе по познавательному развитию» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
развивающие- рассказать, откуда берётся хлеб, как его делают, кто его растит и печёт. При помощи исследовательской деятельности рассмотреть муку и определить её свойств
воспитательные- воспитывать уважение к труду, бережное отношение к хлебу;
речевая задача- активизировать в речи слова агроном, комбайнер, пекарь.
Предварительная работа:
Беседы с детьми о сельскохозяйственных профессиях, рассматривание колосьев ржи, пшеницы, экскурсия в автодорожный колледж для знакомства с сельхозтехникой, создание музея хлеба,чтение детской художественной литературы, экскурсия в краеведческий музей.
Материал: мультимедийный проектор, экран, тесто для выпечки печенья, детские разделочные доски, скалки, формочки, музыкальный центр
Ход занятия
Воспитатель:
Дети, сегодня у нас необычное занятие, занятие-проект, на котором мы узнаем, какой путь проходит зернышко,чтобы прийти в виде мягкого, ароматного каравая к нам на стол. Доберемся до истины, для чего же нужно беречь и уважать хлеб. В начале проекта вы и ваши родители получили задания, и как вы с ними справились, мы сейчас увидим. Мы с вами разделимся на команды. Назовите их: (дети называют- историки, агрономы, механизаторы, пекари, кондитеры) Занимайте свои места!
(Дети полукругом садятся перед экраном)
Воспитатель:. Хлеб… Наскучит ли он? Никогда!
Без него обойтись и не пробуй,
Без него человеку беда…
Историк (к экрану выходит ребенок-историк, ведет свой рассказ с показом слайдов)
А вы знаете, ребята, как появился хлеб?
В далекие времена на русской земле лесов было больше, чем сейчас. Но хлеб в лесу не вырастишь. И вот по весне в лесу начинают стучать топоры. Срубленные деревья вывозили, а пни выкорчевывали. Затем это поле вспахивали, засевали зерном. К этому событию готовились: мылись в бане, надевали чистую рубашку и с лукошком на груди выходили в поле. В лукошке- семена пшеницы или ржи. Сеятель шел по полю, набирал пригоршню семян и через каждые два шага разбрасывал их веером. Для жизни и роста растений необходимо солнце и вода. И вот выросли, наконец, колосья, пришла пора убирать урожай. Раньше это делали так: мужчины брали косы, а женщины-серпы. Колосья срезали и собирали в снопы, собранную пшеницу молотили цепами, зерно убирали в амбары.
Когда мы ходили в музей, Ольга Витальевна нам это все показывала. И еще хочу добавить, что в Древней Греции,например, пекли разный хлеб :для рабов- черный, для больных- с добавление оливкового масла. Был и специальный хлеб для спортсменов Олимпийских игр.
Воспитатель: В хлебе-здоровье наше, сила,
В нем чудесное тепло.
Много рук его растило,
Сохраняло, берегло!
Агроном (к экрану выходит ребенок-агроном, рассказ с показом слайдов)
Ребята, я- агроном. Это одна из главных и древних фигур на селе. Агроном- это специалист сельского хозяйства с высшим образованием. Он определяет набор полевых работ, их последовательность, начало и окончание, проводит полевые опыты, но он имеет дело не только с семенами и землей, но и людьми, которые растят хлеб.
Сначала хлеборобы готовят почву к посеву, затем трактора вспахивают и боронят землю, рыхлят и начинают сев. К трактору прицепляют сеялки,они ровными рядами укладывают в землю зерна пшеницы и ржи. В нашем районе сев начинают в первых числах мая.
Наступают жаркие летние деньки. Вот и взошла пшеница! За её ростом и следит агроном.
Физминутка.
Комбайнеры (выходят два мальчика и ведут свой рассказ с показом слайдов)
От края и до края словно золотой ковер расстелился. Это пшеница вызрела для всей страны. Подует ветер, и пойдут по полю, как по морю, волны золотые. А по этим волнам поплывут кораблями комбайны урожай собирать. Начинается горячая пора-жатва. Комбайны срезают колосья, выколачивают из них зерна, которые по специальному рукаву высыпаются в грузовую машину.
Когда мы ходили на экскурсию в колледж, мы видели сеялки, жатки, комбайны, трактора и много разной другой техники, рассмотрели её и даже посидели в кабине комбайна!
Шоферы (рассказ с показом слайдов)
Мы, шоферы, ведем свои грузовики рядом с комбайном. В кузова наших машин сыплется зерно. А потом мы это зерно на элеватор везем, там его сушат, очищают, а потом на мельницу, где из зерна мелют муку.
Пекарь (рассказ девочки с показом слайдов)
А я по профессии – пекарь. Из муки разных сортов пеку и бублики, и баранки, и торты, и пирожные.
Пекарей-умельцев ценили и уважали, а женщина,выпекавшая хлеб, пользовалась в доме особым уважением. Если простых людей в старину называли Ванька, Федька, то пекарей называли полным именем: Иван Иванович, Федор Петрович.
Хлебом гордились. И не случайно наш хлеб в качестве особого лакомства отправляли иноземным послам в далекие страны. Особой славой на Руси пользовались калачи, их дарили иностранным гостям.
Сейчас в нашей стране огромное количество хлебозаводов и пекарен. У нас в городе хлеб пекут на хлебозаводе и двух пекарнях.
Физминутка.
Воспитатель:
Да, ребята, замечательно мы с вами живем. Хлеба едим вволю. Но так было не всегда.
125 граммов (показываю детям кусочек хлеба на салфетке) А вы бы могли сказать, сколько весит этот кусочек? 125 граммов- это был паек на весь день для жителей осажденного фашистами Ленинграда в годы Великой Отечественной войны. Именно в военное время слова Хлеб и Жизнь были равнозначны. Чтобы получить эти 125 граммов надо было на морозе отстоять большую очередь, несмотря на то,что хлеб был с примесью сена, соломы, желудей, люди понимали, что этот хлеб- их жизнь, и слаще его нет ничего на свете. Как жили дети в то военное время, нам расскажут Алиса и Игорь.
Инсценирование стихотворения «Сестра и брат»
(Сестра, кутаясь в шаль, играет с куклой)
Сестра
Как холодно! И мама не идет.
Быть может, хлебушка она нам принесет
Ну хоть бы крошечку где отыскать,
Голодной страшно мне идти в кровать.
Брат
А разве я есть не хочу?
Хочу!
Но все равно молчу.
Ведь там, где папа наш сейчас,
Потяжелее, чем у нас.
Не разрываются снаряды здесь,
И дом у нас с тобою есть.
А главное – фашисты далеко.
Да и кому в стране легко.
Сестра
А помнишь блинчики с вареньем,
Чай с маминым печеньем,
Которое по праздникам пекла она.
Сейчас я съела б все одна!
Брат
Опять ты о еде заговорила,
Уж лучше б душу не травила!
Чем чаще вспоминаешь ты о ней,
Тем голод чувствуешь сильней.
И мне воспоминанья эти не нужны.
Сестра
А вот и мамины шаги слышны.
Брат
Не вздумай хныкать перед ней.
Дай отдохнуть сначала ей…
Воспитатель:
Саша И. расскажет о своём задании.
(Саша показывает детям портрет своего прадедушки и рассказывает о его детстве)
Когда началась война, моему прадедушке Коле было 6 лет. Новость о войне они узнали от соседки. В этот страшный день плакали все, понимали, что случилось страшное.
Дедушка рассказывал, что в этот страшный день дети деревни разом повзрослели. Мужчины ушли на фронт. В деревне остались женщины и дети. Было очень тяжело и трудно. Дети работали наравне со взрослыми. Как могли, работали на полях, собирая скудный урожай. Помогали фронту, не жалея себя. Хлеб пекли с желудями, колокольцом. Рассказывал дедушка, что ребята ходили на поля собирать клеверные головки, их называли «кумушки». Бывало, насобираешь корзинку, отойдешь, закрутишься, а ребята постарше пересыплют кумушки в свою корзинку и сбегут по домам, а ты сидишь и ревешь. А что делать, от этой корзинки зависела жизнь целой семьи. Еще через год прадедушка узнал, что его папа погиб в бою. Погиб как герой! Мама моего прадедушки прижала его к себе и сказала: «Теперь ты глава семьи»- и тихонько заплакала.
Воспитатель:
«Хлеб-дар Божий!» - говорит русский народ о хлебе и с почтением относится к этому дару, который спасает от голода.
Помня прошлое, какой вывод вы сделаете? Как надо относиться к хлебу? Почему (ответы детей)
А сейчас я приглашаю вас всех в наш кондитерский цех! (дети моют руки, надевают фартуки)
На столах лежат колобки песочного теста, на детских разделочных досках скалками дети раскатывают тесто, вырезают формочками и кладут на противень.
Выпечка печенья.
Итог занятия.
Дети, тот, кто узнал много нового и интересного, выберет красное зернышко, тот, кто уже все знал- желтое, а тот, кому было трудно-зеленое.