Татьяна Бовина
Конспект речевого досуга в средней логопедической группе «Сочиняем сказку»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект речевого досуга в средней логопедической группе
«Сочиняем сказку»
Составлен учителем – логопедом Бовиной Т. М.
Цель: Развитие речевой деятельности детей в занимательной досуговой форме.
Задачи:
Обучающие:
- Закреплять умение сочинять сказку при помощи метода моделирования.
Публикация «Конспект речевого досуга в средней логопедической группе „Сочиняем сказку“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Логопедические и речевые праздники и развлечения. Сценарии
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Сочинительство. Учимся сочинять
- Сочиняем сказку
- Средняя группа
- Сценарии по сказкам
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Формировать навык узнавать сказку по загадке, по иллюстрации, по отрывку (т. е. по характерным признакам и действиям героев).
Развивающие:
- Развивать образное восприятие и ассоциации при помощи разноцветных геометрических фигур (метод моделирования).
- Развивать у детей творческие способности (воображение, мышление, логику, умение рассуждать, делать умозаключения) в придумывании сказочного сюжета
- Развивать речевую активность детей, побуждать их вступать в диалог.
-Развитие общей и мелкой моторики.
Воспитательные:
- Воспитывать нравственные качества: внимательность, доброту, отзывчивость, заботу.
- Воспитывать чувство коллективизма, сплоченности.
- Воспитывать эмоциональное восприятие содержания сказки и интерес к народному творчеству; воспитывать любовь к родному языку через знание русских народных сказок.
Предварительная работа
1. Чтение русских народных сказок.
2. Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам.
3. Разгадывание загадок.
4. Настольная игра «Сложи сказку», разрезные картинки по сказкам
Методы и приё мы: проблемно-поисковый, игровой, моделирование, беседа, наглядность, рефлексия.
Материалы к речевому досугу :
*ларец
*раскраски по сказкам по количеству детей
*мягкая игрушка Лягушка
*карточки со стихами к артикуляционной гимнастике, загадками от Бабы Яги
*лукошко
*символы «тихо» - «громко» (будильник - снежинка)
*разрезные картинки по сказкам «Репка», «Маша и медведь», «Колобок» в цветных конвертах
* фланелеграф
* геометрические фигуры: белый овал, оранжевый треугольник, серый прямоугольник, коричневый квадрат
*ёлочки для фланелеграфа (4 шт.) разной высоты.
Ход досуга :
Дети стоят на ковре в кругу, раздаётся стук – в группу входит Хранительница ларца сказок
Хранительница:
Здравствуйте, ребята!
Я – хранительница сказочного ларца.
Где я только ни бывала,
Что я только ни слыхала.
Побывала я во всей небывальщине,
Повидала я всю неслыхальщину.
Все сказки собрала,
В ларец положила
И в нем хранила, берегла.
Хотите посмотреть?
Ларец пуст.
Хранительница:
Ах, где же сказки!
Звучит сигнал – Баба Яга выходит на связь по скайпу.
Баба Яга: Здравствуйте, ребятки! Ну, что – ларец пустой? Нет больше у вас добрых сказок! Вы конечно можете их вернуть, но для этого надо выполнить мои задания!
Первое задание:
Пройдите по дорожке, найдите лукошко,
В нём загадки – отгадайте все, без остатка.
Хранительница:
Ну, что ж, ребята, пора отправляться в путь. Много испытаний нас ждёт впереди. Дорожка к лукошку идёт через болото. Пройти его не просто, будем осторожно переступать с кочки на кочку.
Дети подходят к «болоту», там их поджидает лягушка.
Хранительница
Посмотрите, дети, лягушка – Бабы Яги подружка не пускает нас на болото
Разговор Хранительницы с лягушкой:
Что ты хочешь, лягушечка? Пошепчи мне на ушко.
Заскучала? Хочешь с ребятами сделать гимнастику для язычка?
Дети, развеселим лягушку?
Выполняется артикуляционная гимнастика «Лягушки»
*Тянуть губы прямо к ушкам
Очень нравится лягушкам.
*Язык лопаткой положи
И спокойно подержи.
Ох, и вкусное варенье!
Жаль, осталось на губе.
Язычок я подниму
И остатки оближу.
Язычок у нас силач –
В зубы упирается,
Сильно напрягается,
Горкой выгибается.
На качелях я качаюсь:
Вверх – вниз, вверх – вниз,
Я до крыши поднимаюсь,
А потом спускаюсь вниз.
Хранительница:
Ну, что, лягушка, разрешаешь нам пройти через болото?
Разрешила!
Дети осторожно, группами переходят по «кочкам» через «болото»
Первыми проходят дети с красными и синими сигналами
Игра «Эхо»
Работа с символами «тихо» - «громко».
После игры «болото» переходят с желтыми и зелёными сигналами.
Хранительница:
По узенькой дорожке шагают наши ножки.
Привела нас на полянку дорожка,
Посмотрите…так здесь же лукошко.
Волшебное лукошко, а в нем загадки
Загадки
Стоит домик расписной,
Он красивый такой.
По полю зверюшки шли,
Остались в доме жить они.
Дружно жили, не тужили,
Печку в домике топили.
Мишка домик развалил,
Чуть друзей не раздавил.
(ТЕРЕМОК)
Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом,
Кто же были эти маленькие дети? (Козлята)
Сколько было козлят в сказке? 7
Дед растил его с душой -
Овощ вырос пребольшой.
Долго дед его тащил,
Не хватило ему сил.
Прибежали бабка, внучка,
Помогали кошка, Жучка,
Мышка к ним пришла на помощь -
Дружно вытянули овощ.
Да, в земле сидел он крепко,
Вот какая сказка… (Репка)
Звучит сигнал – Баба Яга выходит на связь по скайпу
Баба Яга:
Что ж, ребятки, отгадали вы загадки!
Вот вам второе задание – собрать из частей картину – иллюстрацию и отгадать по ней сказку.
Дети делятся на команды по цвету наклеек, подходят к столам с аналогичными флажками
Собирают разрезные картинки
Последней называется «Колобок»
Хранительница:
Мы знаем пальчиковую гимнастику про колобка
Пальчиковая гимнастика
1. Жили-были дед да баба
На поляне у реки.
(Стучим кулачком о кулачок.)
2. И любили очень-очень
На сметане колобки.
(Сжимаем, разжимаем кулачки.)
3. Хоть у бабки мало силы,
Бабка тесто замесила.
(Встряхиваем кисти рук.)
4. Ну, а бабушкина внучка
Колобок катала в ручках.
(Трем ладошки.)
5. Вышел ровный, вышел гладкий,
Не соленый и не сладкий.
(Гладим поочередно руки.)
6. Очень круглый, очень вкусный,
Даже есть его мне грустно.
(Хлопаем в ладоши.)
Звучит сигнал – Баба Яга выходит на связь по скайпу
Баба Яга:
Третье задание: самое трудное – самим сочинить добрую сказку!
Дети проходят к маркерной доске и рассаживаются на стульчики перед ней.
Хранительница:
Ребята, посмотрите – на доске изображён еловый лес. А это что за разноцветные фигуры? На кого они могут быть похожи в нашем сказочном лесу?
Дети высказывают свои предположения.
Я тоже так думаю, наверное, это животные. Давайте определим, кто же эти звери?
Показ белого овала.
Ребята, кто это, как вы думаете?
Дети высказывают свои предположения. (Если дети затрудняются, даётся подсказка-загадка : зимой белый, а летом серый; любит морковку, прыгает ловко; длинное ухо, короткий хвост).
Правильно, ребята - это зайчик. Ребята, а как зайчика называют в сказках?
( Ответы детей: зайчишка - трусишка, зайчик - побегайчик, зайчик - попрыгайчик)
Ребята, а как назовем зайчик в нашей сказке? (Дети отвечают) Хорошо. Нашего зайчика будет звать – Зайчик - Попрыгайчик.
Пусть зайчик живет у нас под маленькой елочкой. (Ребенок прикладывает белый кружок возле маленькой елочки)
Показ треугольника оранжевого цвета.
Ребята, кто это, как вы думаете?
Дети высказывают свои предположения. (Подсказка : хитрая плутовка, рыжая головка, пушистый хвост-краса - кто это)
Правильно, это лиса.
Ребята, а как в сказках называют лисичку? ( Ответы детей: лиса – краса, лисичка – сестричка, лиса плутовка, кума, лиса – рыжий хвост).
Ребята, а как будем звать лисичку в нашей сказке, какое имя ей дадим? (Дети отвечают)
Хорошо. Пусть будет имя у нее Лиса – рыжий хвост.
А лиса – Рыжий хвост пусть живет под елочкой повыше. (Ребенок выкладывает оранжевый треугольник возле елочки повыше)
Показ серого прямоугольника.
Кто бы это мог быть, ребята?
Дети высказывают свои предположения. (Подсказка : Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный. (волк)
Верно, это волк.
Ребята, а как в сказках называют волка? ( Ответы детей: серый волчище, волчище – серый хвостище, волк – зубами щелк, серый разбойник).
Как назовем волка в нашей сказке? Хорошо. Пусть его имя будет Волк – Зубами щелк.
Пусть волк живет под елочкой еще выше. (Ребенок выкладывает прямоугольник серого цвета под ёлочкой)
Показ коричневого квадрата:
Кто бы это мог быть, ребята?
Дети высказывают свои предположения. (Подсказка : он любит ягоды и мёд, зимой в берлоге он живет, он симпатичный, правда, ведь? Мохнатый увалень)
Верно, это медведь.
Ребята, а как в сказках говорят о медведе? ( ответы детей: Мишка косолапый, Михайло Потапович, медведюшко). А как мы назовем медведя из нашей сказки? Хорошо. Пусть будет Михайло Потапович.
А под какой елкой будет жить медведь? А медведь пусть живет под самой высокой елкой. (Ребенок выкладывает квадрат коричневого цвета под самой большой елкой)
Хранительница: Ну, а теперь сядем рядком, да сказку сочиним ладком.
А с каких слов начинаются многие сказки? Правильно, «Жили-были…» Вот и нашу сказку начнем также.
«Жили-были в одном лесу звери: зайчик - Попрыгайчик, лиса – Рыжий хвост, волк – Зубами щёлк и медведь – Михайло Потапович.
Вот однажды маленький (показ белого овал) зайчик пошел в лес гулять. Ребята, а что зайчик делал в лесу, как вы думаете?
Дети - Зайчик - Попрыгайчик весело прыгал, по сугробам скакал, солнышком любовался.
Вдруг навстречу ему из-за елки выбегает (показ оранжевого треугольник) лиса.
Зайчик – Побегайчик испугался и бросился от Лисы – Рыжий хвост бежать что есть мочи.
А тут из-за другой елки выскакивает большой и страшный (показ серого прямоугольника) волк.
Зайчик –Побегайчик растерялся, некуда ему горемычному бежать. Сзади Лиса – Рыжий хвост, спереди Волк – Зубами щелк. Задрожал зайчик - Побегайчик, что же делать ему, как быть?
Дети предлагают: звать на помощь, спрятаться, убежать влево или вправо, побежать к своему другу медведю за помощью.
Тут зайка вспомнил про своего друга (показ коричневого квадрата, выставить коричневый возле самой большой елки) медведя, который жил под самой большой елкой. И побежал к своему другу.
А Лиса - Рыжий хвост и Волк – зубами щелк бегут следом за Зайчиком - Побегайчиком и громко ругаются: «Не тронь, это моя добыча!», «Нет, это моя добыча!»
Они так шумели, что разбудили Михайла Потаповича.
- Р-р-р-р-р-р! – сказал медведь.
– Кто это тут шумит, мне спать не дает?
Как вы думаете, ребята, что ответил зайчик? (Ответы детей)
- Здравствуй, Михайло Потапович! Это за мной лиса с волком гонятся, помоги мне, пожалуйста, - заплакал зайчик.
Как затопал медведь ногами, как замахал лапами, как зарычал голосом строгим: «Убирайтесь-ка, вы, подобру, по – здорову!».
Как вы думаете, ребята, что произошло дальше? Правильно.
Лиса с волком испугались и убежали. Стали медведь с зайцем жить поживать и добра наживать.
- Наша сказка получилась добрая или злая? Почему? Значит, мы выполнили условие бабы Яги? Тогда, давайте, проверим сказочный ларец - вернулись ли в него сказки?
Дети заглядывают в ларец и находят раскраски с иллюстрациями сказок.