Екатерина Свистунова
Конспект развлечения в старшей группе «День экспериментов с песком»
▼ Скачать + Заказать документы
День экспериментов с песком
Цель: формирование интереса к опытнической деятельности.
Программные задачи: опытническим путем выяснить, откуда в природе берется песок, из чего он состоит показать, что слои песка и отдельные песчинки передвигаются относительно друг друга, формировать знания детей о свойствах сухого и мокрого песка, дать детям представление о том, что песком можно рисовать, развивать память, интонационную выразительность речи, логическое мышление.
Публикация «Конспект развлечения в старшей группе „День экспериментов с песком“» размещена в разделах
- День песка. Сценарии развлечений
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песок. Свойства песка, опыты и исследования
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2019
Материал: костюм профессора, компьютер, 2 камня, стаканчики с сухим песком, две емкости одна пустая другая с сухим песком, стаканчик с сухим песком и стаканчик с водой, бутылочка, баночка листы белой бумаги, лупы, совочки трубочки, подносы с мокрым песком и различные формочки, листы белого картона клей карандаш и подносы с сухим песком по количеству детей, фартуки или халаты для детей.
Предварительная работа: рассматривание песка через лупу, опыты с песком и водой, игры в песочнице.
Ход
Зал украшен под научную лабораторию. На столах стоят колбочки, микроскоп и т. д. Дети заходят в зал их встречает воспитатель в наряде профессора.
Воспитатель: Ребята вы узнали меня?
Ответы детей
Воспитатель: Правильно я профессор Всезнайкин. Как вы думаете, зачем я к вам опять пришел?
Ответы детей
Всезнайкин: я снова хочу пригласить вас в свою лабораторию. Вы помните, что такое лаборатория?
Ответы детей
Всезнайкин: Молодцы ребятки, да, лаборатория это специальное место, где проводят опыты и эксперименты. Я знаю, что вам нравится экспериментировать? Предлагаю провести эксперименты. Для начала, что нам нужно вспомнить?
Ответы детей
Всезнайкин: правильно ребята вспомнить нам надо правила безопасности.
Во время проведения опытов нельзя:
- вставать с места без разрешения
- трогать оборудование, приборы и реагенты
- засовывать что-либо в нос, рот, уши и пр.
Всезнайкин: А теперь отгадайте загадку
Петя замок строит ловко,
Катя торт печёт ведёрком.
Здесь, у моря на часок
Всех детей собрал!
Всезнайкин: Ну что, догадались, с чем мы сегодня будем экспериментировать?
Ответы детей
Всезнайкин: Правильно с песком. А стихотворения о песке кто нибудь из вас знает?
Дети рассказывают стихи
Мы в песочнице играем,
Строим домик из песка,
Увлеклись, не замечаем,
Что носки полны песка.
Принесли воды в ведёрке,
Чтобы не сломался дом,
Красовался на пригорке,
Мы его водой польём.
Нам привезли песок на сад,
Я этому – безумно рад!
С ним буду целый день играть,
Лепить куличек, загорать!
Наделаю в песке ходы,
Потом налью туда воды.
Построю для машин гараж
И новый домик, и шалаш!
Песочных куличей – не ем,
Да что ж я, маленький совсем!
Лежал песок,
Скучал песок
Сто тысяч лет, наверно.
Он был ужасно одинок,
И это было скверно.
Не в радость были песни гроз,
Не в радость - дождь из тучек.
Скучал в жару, скучал в мороз -
Весь мир песку был скучен.
И так ещё сто тысяч лет
Хранил бы он унынье,
Но был доставлен к нам чуть свет,
И не скучает, вовсе нет,
В песочнице отныне.
Всезнайкин: Как вы думаете, ребята, откуда в природе появился песок
Ответы детей
Всезнайкин: Вот сейчас мы об этом узнаем. Для этого нам понадобятся камни, листы белой бумаги и лупа.
Всезнайкин вызывает к себе одного ребенка, дает ему 2 камня и просит постучать ими друг о друга, потереть их над листом бумаги.
Всезнайкин: Как вы думаете, что это сыплется?
Ответы детей
Всезнайкин предлагает взять лупу и рассмотреть что на бумаге. Показывает всем детям. Ребята что вы увидели на бумаге?
Ответы детей
Всезнайкин: Как мы получили песок?
Ответы детей
Всезнайкин: Как в природе появляется песок?
Ответы детей
Подвести детей к выводу: Ветер, вода разрушают камни, в результате чего и появляется песок. Еще песок бывает искусственным и получают его путем дробления камня специальными машинами (дробильным оборудованием)
Всезнайкин: Как вы думаете, ребята из чего состоит песок
Ответы детей
Всезнайкин: И это мы сейчас тоже выясним?
Всезнайкин: для этого опыта нам понадобятся стаканчики с песком, листы белой бумаги, лупы.
Всезнайкин раздает детям необходимый материал и предлагает насыпать песок на листок бумаги и с помощью лупы рассмотреть его.
Всезнайкин: Из чего состоит песок?
Ответы детей (зёрнышек – песчинок).
Всезнайкин: Как выглядят песчинки?
Ответы детей
Всезнайкин: Похожи ли песчинки одна на другую?
Ответы детей
Подвести детей к выводу, что песок состоит из мелких песчинок похожих одна на другую, которые не прилипают друг к другу.
Всезнайкин: Как вы думаете, может ли песок двигаться?
Ответы детей
Всезнайкин: Сейчас мы проведем еще один эксперимент, для него нам понадобятся две емкости одна пустая другая с сухим песком
Всезнайкин вызывает к себе одного ребенка и предлагает набрать совочком горсть сухого песка и медленно высыпать его струйкой так, чтобы песок падал в одно и то же место и так несколько раз пока в месте падения образуется конус, растущий в высоту и занимающий все большую площадь у основания.
Всезнайкин: Ребята, если долго сыпать песок, то в одном, то в другом месте будут возникать «сплывы» - движение песка, похожее на течение. Как вы думаете, почему это происходит?
Ответы детей
Подвести детей к выводу, что песок состоит из отдельных маленьких песчинок. Они не скреплены друг с другом, поэтому они могут передвигаться относительно друг друга.
Всезнайкин предлагает детям потанцевать под песню «Замок из песка»
Всезнайкин: Отдохнули немного?
Ответы детей
Всезнайкин: Продолжим наши опыты с песком?
Всезнайкин предлагает всем детям набрать песок в совочек и высыпать тонкой струйкой на поднос.
- Рассмотреть песчинки через лупу или увеличительное стекло.
- Просеять песок через сито.
- Подуть через трубочку на сухой песок в подносе.
- Насыпать песок на наклонную поверхность (Наклонить лист картона) – песок скатывается вниз.
- Насыпать сухой песок в бутылочку, баночку.
Всезнайкин отмечает, что сухой песок принимает форму емкости, в которую его насыпали.
Подвести детей к выводу: между песчинками находится воздух, поэтому песок может сыпаться тонкой струйкой вниз и каждая песчинка самостоятельно может катиться по наклонной поверхности.
Всезнайкин вызывает к себе одного ребенка, дает ему стаканчик с песком и стаканчик с водой предлагает налить воды в стаканчик с песком, затем потрогать песок.
Всезнайкин: Каким он стал?
Ответы детей
Всезнайкин: Куда исчезла вода?
Ответы детей
Подвести детей к выводу, что вода быстро впитывается в песок.
Всезнайкин: Ребята как вы думаете можно, ли мокрый песок сыпать струйкой?
Ответы детей
Всезнайкин: Что же можно с ним делать?
Ответы детей
Всезнайкин: Правильно ребята мокрый песок может принимать любую нужную форму, пока не высохнет, из мокрого песка можно лепить.
Всезнайкин раздает детям подносы с мокрым песком и различные формочки. Предлагает детям положить мокрый песок в формочки и сделать фигурки.
Всезнайкин: Какие фигурки получились?
Ответы детей
Всезнайкин: Из какого песка удалось сделать фигурки?
Ответы детей
Всезнайкин: Если же в мокрый песок добавить цемент, то и высохнув, песок не потеряет свою форму и станет твердым, как камень. Вот так песок используют при строительстве домов.
Подвести детей к выводу, что мокрый песок нельзя пересыпать, зато из него можно лепить. Он принимает любую форму. Когда песок намокнет, воздух между гранями каждой песчинки исчезает, мокрые грани слипаются и держат друг друга.
Всезнайкин предлагает детям положить изделия из песка сушить. Когда изделия высохнут, спрашивает, почему они опять рассыпаются?
Ответы детей
Всезнайкин: Вот как много мы сегодня узнали о песке, а сейчас я предлагаю вам стать волшебниками. Раздает детям листы белого картона клей карандаш и подносы с сухим песком. Предлагает детям нарисовать на картоне клей карандашом любой рисунок. А теперь посыпьте лист картона сухим песком. Стряхните лишний песок. Что у вас получилось? Верно, у нас получились картинки нарисованные песком.
Подвести детей к выводу, что песчинки прилипают к клею – песок можно приклеивать.
Организовать выставку детских рисунков.
Рефлексия: Что вам, друзья мои, понравилось сегодня, что удивило, чему вы сегодня научились, что нового узнали? И что еще вы хотели бы узнать?
Ответы детей
Всезнайкин прощается с детьми.
Воспитатель предлагает детям пройти к песочнице слепить из мокрого песка «кондитерские изделия» и поиграть в с/р игру «Кондитерский магазин».