Наталья Павличенко
Конспект ОД «Путешествие в научную лабораторию» (средняя группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект ОД (средняя группа
Цель: изучение свойства различных предметов.
Задачи:
1. Образовательные:
Помочь детям выяснить свойства различных веществ: песка, воды, крахмала и т. д.
2. Развивающие:
Развивать логическое мышление, умение делать выводы.
3. Воспитательные:
Воспитывать у детей умение дожидаться окончания эксперимента, добиваться необходимого результата, усидчивость и выдержку.
4. Речевые:
Связная речь: развивать навыки объяснительной связной речи в процессе выполнения экспериментов.
Словарь:
Публикация «Конспект ОД „Путешествие в научную лабораторию“ (средняя группа)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
Предметный – лаборатория, ученые, микроскоп, пипетка, песчинки.
Качественный – научный, липкий, влажный.
Глагольный – изучать, исследовать, переливать, слипаться.
Грамматика: продолжать учить детей правильно согласовывать имена существительные с прилагательными в роде, числе и падеже, не нарушая правила склонения каждого компонента словосочетания.
Звуковая культура речи:6 вырабатывать четкое произношение слов, предложений, спокойным темпом и размеренный ритм речи.
Методы и приемы:
Практические: сюрпризный момент – путешествие в научную лабораторию, проведение опытов с песком и водой, картофелем, проведение опыта «Тонет-не тонет»
Наглядные: рассматривание приборов лаборатории, картинок с увеличенными песчинками.
Словесные: ответы на вопросы, беседа.
Индивидуальная работа: продолжать развивать интерес детей к опытнической деятельности, окружающему миру.
Материалы: колба, пипетка, микроскоп, песок, вода, картофель, зубочистки, йод, камни, салфетки, спички, картон, одноразовые стаканчики, пластмассовая емкость для проведения игры «Тонет-не тонет», картинки по теме.
Предварительная работа: рассматривание картинок с изображением ученых, исследовательских лабораторий, микроскопов.
Ход образовательной деятельности
Воспитатель заранее готовит атрибуты для экспериментов в «научной лаборатории». В группе раздается аудиозапись доктора: «Внимание, внимание! Всем – всем- всем! Только сегодня и только один день в нашем детском саду состоится увлекательное путешествие в научную лабораторию. Спешите, и вы увидите все только самое интересное!»
Воспитатель: мальчики и девочки, вы слышали? Нас приглашают в научную лабораторию! А что это такое, вы знаете?
Ответы детей (да, это место, где ученые что-то исследуют).
Воспитатель: верно! В научных лабораториях работает очень много людей, там есть и ученые, и лаборанты – помощники ученых, и даже есть роботы, которые выполняют различные исследования. И вот как мы с вами в такую лабораторию отправимся. Вы готовы?
Ответы детей (да, мы готовы)
Воспитатель: но знаете, что в такое место нельзя входить в обычной одежде или без защиты, потом, что эксперимент может не состоятся из-за бактерии, которые человек может занести с собой с улицы. Поэтому я вам предложение защитные атрибуты для экспериментов. Это маски и перчатки.
Воспитатель предлагает детям надеть маски и перчатки. После этого дети рассаживаются вокруг стола, где находится «Научная лаборатория».
Воспитатель: мальчики и девочки, посмотрите, мы пришли. Здесь так много интересного и необычного! Есть микроскоп, различные колбочки, пипетки, пинцеты, мензурки. А кто из вас знает, для чего нужен микроскоп?
Ответы детей (для того, чтобы рассматривать мелкие детали).
Воспитатель: да, вы правы. В микроскоп ученым-исследователям удается рассмотреть много разных вещей, которые мы не видим в обычной жизни. Это различные частицы очень маленькой величины. И мы с вами в конце нашей экскурсии посмотрим в микроскоп. Но для начала я предлагаю несколько экспериментов. Вы согласны?
Ответы детей (да, мы согласны).
Воспитатель: у меня в коробке есть песок. Посмотрите, пожалуйста, какой он?
Ответы детей (он желтый, сухой, сыпется).
Воспитатель: правильно. Давайте с вами попробуем его пересыпать из одной коробочки в другую. Получается?
Дети пробуют пересыпать сухой песок их одной емкости в другую, отмечают, что он хорошо сыплется.
Воспитатель: точно! Он очень хорошо пересыпается, когда сухой. А если мы его намочим, что с ним произойдет? Давайте проверим!
Воспитатель вместе с детьми наливает воду в сухой песок. Дети отмечают, что сырой песок не сыплется и к тому же стал темнее.
Воспитатель: да, ребята, у песка есть такое особенное свойство – когда он сухой, то его можно легко пересыпать из одной коробочки или стаканчика в другую, а если его намочить, то пересыпать его не удастся, он комкуется. Это происходит из-за того, что песок состоит из очень маленьких песчинок. Когда они сухие, они не прилипают друг к другу, но стоит только песок смочить водой, песчинки тут же прилипают друг к другу, и песок становиться комком.
Во время рассказа воспитатель показывает на картинке увеличенные песчинки в сухом и влажном состоянии.
Воспитатель: мальчики и девочки, как вы думаете, какой песок легче – сухой или сырой?
Ответы детей (сухой песок легче).
Воспитатель: да, верно. А как мы в этом убедимся?
Ответы детей (можно взвесить на весах).
Воспитатель: правильно.
Воспитатель взвешивает на чашечках весов песок – на одну чашку кладется песок сырой, на другую – сырой. Дети убеждаются, что сухой песок легче. Воспитатель ребята, а у нас в лаборатории есть несколько предметов и с ними тоже можно провести эксперименты. Это салфетка, камень, бумага, и спички. Что тяжелее?
Ответы детей (камень самый тяжелый).
Воспитатель: да, точно. Но давайте проверим на самом ли деле так. Известно, что тяжелые предметы тонут в воде, а легкие – нет. Давайте попробуем опустить в таз с водой все эти предметы.
Воспитатель с детьми по очереди пускают в таз с водой все предметы.
Выясняют, что камень тонет, так как он очень тяжелый, а вот плотная бумага, спички и салфетка – нет, потому, что они легкие.
Но если намочить салфетку, то она утонет быстро. Это связано с тем, что салфетка набрала в себя воды и стала тяжелее. Так же со временем утонет и бумага. А спичка очень долго впитывает воду и держится на поверхности дольше всех.
Воспитатель: ребята, вам понравились наши эксперименты?
Ответы детей (да, очень понравились)
Воспитатель: в этой научной лаборатории можно провести очень много опытов. И ученые во время проведения различных экспериментов очень сильно устают. И чтобы им отдохнуть, они проводят различные упражнения для отдыха. Хотите узнать одно такое упражнение?
Ответы детей (да, хотим)
Воспитатель: ну тогда повторяйте вместе со мной. Вставайте в круг!
Физминутка
Вверх рука и вниз рука
Вверх рука и вниз рука.
Понянули их слегка.
Быстро поменяли руки!
Нам сегодня не до скуки.
(Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)
Приседание с хлопками:
Вниз – хлопок и вверх-хлопок.
Ноги, руки разминаем,
Точно знаем – будет прок.
(Приседания, хлопки в ладиши над головой)
Крути – вертим головой,
Разминаем шею. Стой!
(Вращение головой вправо и влево)
Воспитатель: ну что, мальчики и девочки, поиграли, отдохнули? А теперь идем опять в нашу научную лабораторию! Нас ждет следующий эксперимент. Мы с вами выяснили, что тяжелые предметы в воде тонут, легкие – нет. А как вы думаете, утонет ли в воде яйцо?
Ответы детей (да ведь оно тяжелое).
Воспитатель: ну тогда давайте с вами и проверим!
Воспитатель опускает сырое яйцо в стакан с водой. Дети убеждаются, что оно тонет.
Воспитатель: а хотите узнать, что будет с яйцом, если воду посолить?
Ответы детей (да, конечно хотим узнать).
Воспитатель: тогда я вам предлагаю найти себе парочку, взять стаканчики с водой, насыпать в них соль и перемешать ложкой. А затем опустить яйцо в соленую воду. Дети (работают в парах)солят воду, размешиваю ее, опускают яйцо.
Воспитатель: утонуло яйцо в соленой воде?
Ответы детей (нет, не утонуло).
Воспитатель: ребята, это происходит из-за такого особого свойства соленой воды. Соленая вода помогает удерживаться предметам на поверхности и не тонуть. Ну и еще один опыт в нашей лаборатории для вас припасен. Он называется «Измени цвет предмета». Как, по-вашему, можно изменить цвет любого предмета?
Ответы детей (покрасить краской).
Воспитатель: действительно, можно использовать краску. А можно и взять специальный раствор и выяснить, есть ли в продукте полезные или наоборот вредные вещества. И сейчас мы с вами в этом убедимся! Вам когда-нибудь мазали раны или ссадины йодом?
Ответы детей (да, мазали).
Воспитатель: а мы сейчас раны мазать йодом не будем, а намажем им разрезанную картофелину, и посмотрим, что же произойдет!
Воспитатель разрезает картофелину пополам, интересуется у детей – какого она цвета на разрезе. Дети отвечают, что она белая. Воспитатель кладет небольшие (заранее заготовленные) кусочки картошки перед детьми на блюдечки и предлагает им намочить зубочистку йодом и провести ей по кусочку картошки.
Воспитатель:6 ребята, какой стала картошка?
Ответы детей (она посинела).
Воспитатель: да, верно. Это все происходит из-за того, что в картошке содержится такое вещество, которое называется крахмал и когда на этот крахмал попадает йод, то крахмал синеет. Вот так и выясняют в лабораториях – есть ли в продуктах крахмал. Мальчики и девочки, вам понравилось экспериментировать? Что больше всего вам понравилось?
Дети рассказывают, что они сегодня узнали и что больше всего им понравилось в научной лаборатории. Затем воспитатель предлагает ребятам по очереди посмотреть в микроскоп различные частички на лабораторных стеклах.