Юлия Ковалёва
Конспект занятия «Путешествие в Антарктиду»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная деятельность
в подготовительной группе
по реализации
образовательной области «Познавательное развитие»
по теме: «Путешествие в Антарктиду».
Цель: Развивать экологическую компетентность и творческое воображение в процессе ознакомления детей с Антарктидой;
Образовательные задачи: дать детям представления об особенностях географического положения, климатических зон, животного мира, природы Антарктиды;
Развивающие задачи:
Публикация «Конспект занятия „Путешествие в Антарктиду“» размещена в разделах
- развивать познавательный интерес в процессе опытнической и исследовательской деятельности детей;
- развивать умения отвечать на вопросы
- развивать речь, обогащать словарный запас ( слова: полярник, айсберг, ледник, материк, полярное сияние);
Воспитательные задачи:
- воспитывать уважительное отношение к собеседнику, формировать навыки коллективной работы, взаимопомощи;
Предварительная работа:
- рассматривание иллюстраций с изображением холодных зон планеты;
- чтение книг об Антарктиде;
- игры «Кто где живет», «Зоологическое лото»;
- аппликация на тему «Пингвины»;
- рисование на тему «Земля»;
- лепка на тему «Пингвины».
Оборудование и материалы:
- географическая карта, глобус, очки, теплые вещи – шарф, шапка, варежки, аптечка, посылка;
- видео и аудио сопровождение, презентация - слайд-шоу по теме «Антарктида»;
- емкость с водой (аквариум, лед, салфетки – опыт со льдом «Айсберг»;
- емкость с водой - чашка, крем, салфетки – на каждого ребенка – опыт с водой;
- карточки, карандаши для игры «Кто где живет».
-картинки для игры «Найди северные животные»
Ход занятия:
Дети здороваются с гостями Организационный момент:
Здравствуй, солнце золотое,
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок,
Здравствуй, маленький дружок!
Мы живем в одном краю –
Я вас всех приветствую!
Ведущий: Мы с вами живём на большой, красивой планете. Как она называется? (Земля)
Есть на нашей планете шесть материков. Давайте их вспомним. (дети подходят к картинкам. (Евразия, Северная Америка, Южная Америка, Африка, Австралия, Антарктида, и многие ученые думают что Арктика это материк но там одни снежные глыбы и лед.
Воспитатель: Ребята, сегодня утром нам принесли посылку и мы свами договорились открыть ее на занятии, а вот и посылка (на столе посылка).
- вы хотите узнать, что в ней находится? (да).
Давайте откроем, а как? – ( ответы детей: разрезаем скотч, открываем посылку). Помогите мне, пожалуйста. Спасибо.
-Что это? (воспитатель выкладывает на стол все вещи, спрашивая, что это, кроме видеописьма) – дети перечисляют предметы (карта, компас, аптечка, очки, теплые вещи – шарф, шапка, варежки).
Воспитатель: Как вы думаете, кому они могут принадлежать все эти вещи?
(человеку для путешествий в холодные места). Почему именно в холодные места (в посылке лежат теплые вещи).
Воспитатель:(берет в руки карту)Что это? (Карта)
Воспитатель: для чего? (чтобы знать, где находится место, куда человек поедет.)
Воспитатель: (берет в руки компас)Это что? (компас)
Воспитатель: для чего он нужен (определять направление движения).
Воспитатель:(достает и показывает аптечку). А это что такое? (аптечка)
Воспитатель: для чего нужна аптечка? (чтобы оказать помощь себе или другу)
Воспитатель:(берет в руки темные очки) Что это? (темные очки)
Воспитатель: для чего нужны темные очки (защищать глаза от солнца – летом, от снега – зимой)
Воспитатель:(достает и показывает варежки, шапка, шарф) Что это? (дети поочередно называют варежки, шапка, шарф – теплые вещи)
Воспитатель: для чего нужны теплые вещи? (чтобы одеться потеплей и отправиться путешествовать туда, где холодно)
Воспитатель: Ребята, здесь еще видеописьмо (воспитатель достает и показывает диск, давайте посмотрим его.
Слайд № 1- Фото полярника
Здравствуйте, дорогие ребята из поселка Климово! Меня зовут Иван Николаевич Петров. Большой привет вам с Антарктиды. Я знаю, что вы смелые, сильные, дружные ребята, любите путешествовать. Вы, когда – нибудь, видели удивительное явление природы – полярное сияние? А хотите посмотреть? Приглашаю вас посмотреть на это чудо природы! Но, прежде чем увидеть полярное сияние, вы должны разгадать загадки Антарктиды. Если отгадаете все загадки, узнаете много интересного об удивительном и загадочном материке Антарктида и увидите полярное сияние. (читает письмо ребенок, который умеет читать)
Воспитатель: Ребята, вы посмотрели видеописьмо от Иван Николаевича, рассмотрели вещи в посылке, так кому же принадлежат все эти вещи?
(ученому - полярнику).
Воспитатель: Ребята, как можно больше узнать о чем - то, не выходя из группы? При помощи чего? (у экрана телевизора, компьютера, рассматриваем книги, альбомы, иллюстрации).
Воспитатель: На каком материке мы живем? (Евразия).
Воспитатель: Варя, покажи, пожалуйста, на глобусе, карте.
Воспитатель: Как вы думаете, где находится Антарктида? (Антарктида находится на Южном полюсе). Кто мне покажет, где это (ребенок показывает Антарктиду на глобусе и на карте). Молодцы, а теперь посмотрите, пожалуйста на экран.
Слайд № 2- Антарктида
Воспитатель: Каким цветом отмечена Антарктида (белым!)
Воспитатель: Что означает белый цвет (снег, лед, холод)
Воспитатель: Антарктида - самое холодное место на земле. Там никогда не бывает теплых дней. Температура воздуха минус - 88,3*С. Лишь трещат морозы, идет снег, и метут метели.
Воспитатель: Первую загадку мы отгадали, следующая загадка Антарктиды
Слайд № 3 - Айсберги
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что это? (Айсберги)
Воспитатель: Откуда появились эти ледяные громады? (Они откололись от ледника)
Воспитатель: Опасны ли айсберги? Для кого? (большую опасность айсберги представляют для кораблей.) Почему?
Воспитатель: Чтобы это выяснить, мы отправляемся в лабораторию.
Опыт со льдом:
Воспитатель: Ребята, подойдите ко мне поближе, я беру и помещаю в воду большой кусок льда. Представьте, что это откололся кусок льда. - Утонул он?
Дети: Нет. А теперь попробуйте вы проделать опыт
Воспитатель: Почему? (Лед легче воды)
Воспитатель: Где находится большая часть льда?
Дети: Под водой.
Воспитатель: Какой вывод мы можем сделать? (Айсберги опасны для кораблей). Почему? (потому что под водой находится его большая часть и она не видна).
Воспитатель: Ребята, давайте поиграем в игру «Хорошо или плохо?»
игра с мячом (лед хорошо – можно заморозить продукты, чтобы не испортились; пить воду, добавить лед в горячий чай; каток для занятий спортом – хоккей, фигурное катание; если ударишь ногу – можно приложить к больному месту и станет легче; лед плохо - упадешь, поломаешь ногу, руку; провалиться и утонуть; холодно – простынешь.)
И так вторую загадку Антарктиды мы отгадали.
Воспитатель: Как вы думаете, могут постоянно жить люди в Антарктиде? (нет, там только станции на которых работают ученые, полярники).
Воспитатель: Кто такие полярники? (Люди, которые работают на полюсе, за полярным кругом).
Воспитатель: Что они делают в Антарктиде (наблюдают за погодой, жизнью Антарктиды и передают свои наблюдения на большую землю)
Воспитатель: Как вы думаете, какими качествами должны обладать люди, решившие отправиться работать на такой холодный материк? Внимание на экран.
Слайд № 4 Загадка еще одна отгадана это люди, которые занимаются освоением материка Антарктида.
Кто из вас, ребята, назовет эти качества? (умные, сильные, выносливые – настоящие герои, готовые бороться с любыми трудностями, смелые, внимательные, наблюдательные, быстрые, спортивные). Да, ребята, благодаря этим смелым и отважным людям – ученым, полярникам, мы знаем о погоде, жизни в Антарктиде.
Воспитатель: Полярники смелые, сильные, спортивные люди, но и мы не отстаем, мы тоже любим спорт, давайте мы с вами немного разомнемся (дети делают физминутку) :
Физминутка: Чтобы сильным, ловким стать, зарядку надо повторять:
Руки вверх, руки вниз, снова вверх и снова вниз,
Наклон вправо, влево, вперед, назад, много, много раз подряд.
Раз – присели, два – мы встали, Снова сели, снова встали.
И как мячик поскакали.
Мы топаем ногами, мы хлопаем руками,
мы руки поднимаем, мы руки опускаем,
мы руки подаем – идем, идем, идем. Один за всех, все за одного.
Воспитатель: Антарктида - самое холодное место на земле. Как вы думаете, есть ли в Антарктиде живые существа (да).
Слайды с растительным и животным миром.
Назовите их (животные - тюлень, морской котик; птицы, рыбы)
Правильно ребята и еще одна загадка Антарктиды нами раскрыта давайте посмотрим. (Дети смотрят животный и растительный мир Антарктиды)
Воспитатель: Молодцы! А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Кто, где живет». Для этого вам нужно пройти за столы.
Воспитатель: Ребята, внимательно посмотрите на карточки и расселите животных кто, где живет, карандашом проведите линию от животного к месту его обитания (за столами, у каждого ребенка карточка и карандаш). А сейчас перепроверьте друг друга и помогите товарищу ( работа в парах: дети перепроверяют друг друга). Молодцы! Подойдите все ко мне. Внимание на экран. Еще одну загадку Антарктиды вы отгадали.
Наши ребята подготовили рассказы о животных и птицах Антарктиды.
(Рассказы детей Кирилл – морской котик, Саша – поморник, Есения –пингвин).
Воспитатель: Скажите, пингвин летает? Если пингвин птица и не летает, то для чего же им нужны крылья? (чтобы плавать).
Воспитатель: Чем покрыто тело пингвина? (плотными короткими перьями). Почему пингвины, плавая в воде, в такую стужу, не замерзают, не превращаются в сосульку? (Пингвины не мерзнут и остаются сухими, когда выходят из воды, потому что их плотные короткие перья покрыты слоем жира). Давайте это проверим и пройдем в нашу лабораторию – за столы.
опыт с кремом и водой – каждый ребенок выполняет самостоятельно Воспитатель: Тоже самое происходит с перьями пингвина. мы можем сделать? Ребята, подвиньте поближе к себе емкость с водой. Опустите руки в воду и выньте из воды. Что вы заметили? (капли воды остаются на коже). А теперь вытрите насухо руки и смажьте кремом, который вы видите на блюдце. Смазываем хорошо, тщательно растираем крем на коже рук. Теперь опускаем руки в воду и вынимаем из воды. Что вы заметили? (капли воды скатываются)
Вывод: Пингвины не мерзнут и остаются сухими, когда выходят из воды, потому что их перья покрыты слоем жира.
Игра «Пингвины и поморник»
Ведущий: Давайте представим, что вы маленькие пингвинята и пошли погулять по берегу, но не забывайте, у вас есть злейший враг – поморник. Как только услышите крик, приближающего поморника вы должны присесть, замереть, и не двигаться, только глазами следить за птицей.
(провожу зрительную гимнастику для глаз. Дети глазами следят за полётом чайки – вверх, вниз, по кругу)
Слайд № 5 - День.
Воспитатель: Какое время суток изображено на картинке? (день). Как вы это определили? (светит солнце, дети играют птички летают)
Слайд № 6 - Ночь.
Воспитатель: Какое время суток изображено на картинке? (ночь). Как вы это определили? (темно, на небе светит луна, звезды)
Воспитатель: Ребята, вы знаете, в Антарктиде короткий полярный день и очень длинные полярные ночи.
Воспитатель: Мы разгадали все загадки Антарктиды.
В Антарктиде уже наступает полярная ночь и мы сможем увидеть удивительное явление природы – полярное сияние.
Слайд № 8 – Видео – Слайды Полярное Сияние. Красота небесного свечения!
Воспитатель: Понравилось полярное сияние? Если вы хотите подробнее узнать об этом удивительном явлении, попросите родителей прочитать в энциклопедии.
Воспитатель: Ребята, а кто еще хотел бы вернуться в Антарктиду?
Показ (видео фильма Антарктида (факты для детей)
Ребята вот вы сегодня придете вечером домой расскажите своим близким о путешествии в Антарктиду и вот что вам запомнилось больше всего, что можно рассказать (подведение к итогу)
Антарктида – находится на Южном полюсе, покрыта толстым слоем льда и снега, там очень холодно;
2. В океане около Антарктиды можно встретить айсберги, которые опасны для кораблей;
3. В Антарктиде люди постоянно не живут, здесь работают ученые, полярники. Это умные, сильные, любознательные, спортивные, трудолюбивые люди. Они наблюдают за погодой, жизнью в Антарктиде.
4. В Антарктиде живут животные : тюлень, морской котик, морской слон. Они имеют ласты, тело покрыто короткой густой шерстью, тело овальной формы. Все животные хорошо плавают, глубоко ныряют, любят рыбу. У них рождаются живые детеныши, их кормят молоком.
5. В Антарктиде живут птицы : пингвины, поморник, буревестник. Пингвины не летают, но хорошо и быстро плавают. Поморник, буревестник воруют яйца и птенцов у пингвинов.
6. В Антарктиде короткий полярный день, длинные полярные ночи…
Я думаю, что пройдет немного времени, кто – то из вас обязательно станет ученым и продолжит знакомство с Антарктидой. Молодцы, вы мне очень понравились: (Семен, Кирилл очень интересно рассказали про пингвинов, Варя, Есения интересно рассказали об Айсбергах; хвалю каждого ребенка не только за результат, но и за деятельность в работе). Спасибо за помощь в работе!