Ольга Бородовская
Конспект психокоррекционного занятия, направленного на развитие детей с задержкой интеллектуального развития
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект психокоррекционного занятия, направленного на развитие детей с задержкой интеллектуального развития.
Форма занятия : микрогруппа, 2 человек
Возрастная группа (класс) : средняя группа 4-5 лет
Продолжительность занятия : 20 минут
Тема занятия : «Окружающий мир. День рождения куклы Миши.»
Публикация «Конспект психокоррекционного занятия, направленного на развитие детей с задержкой интеллектуального развития» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Место и роль занятия в изучаемой теме : групповое помещение, создание комфортных условий для расширения словаря и развития динамики психокоррекции детей с задержкой интеллектуального развития.
Тип занятия : интегрированное
Цель: Подготовка к социально-бытовой адаптации, интеграции в здоровое общество.
Задачи занятия :
- развивающие :
1. Развитие тактильного восприятия и связной речи. Фонематических представлений, слухового внимания и памяти, зрительного гнозиса и конструктивного праксиса, тонкой и общей моторики. Координации движения.
- коррекционные:
1. Обогащение и активизация словаря по теме «Окружающий мир».
2. Закрепление знаний детей об окружающем мире.
3. Умения обобщать и выделять существенные признаки предметов.
- воспитательные:
1. Воспитание инициативности, самостоятельности, навыков сотрудничества на занятии, коллективного претворения общего замысла.
2. Умение работать в микрогруппе.
Ключевые компетенции, которые формируются в ходе занятия :
Ключевые компетенции, которые формируются в ходе занятия :
Организационный: организация воспитанников во время всего занятия, готовность воспитанников к восприятию материала, благоприятная обстановка, дисциплина.
Целевой: четкая постановка целей педагогом, как на все занятие, так и на отдельное его части.
Мотивационный: умение педагога заинтересовать детей к достижению запланированных им целей.
Коммуникативный: уровень общения педагога с детьми.
Содержательный: грамотный продуманный подбор материала для достижения высокого результата поставленных задач и мотивации детей.
Технологический: выбор форм приемов и методов обучения (словесных, наглядных, продуктивных и т. д.)
Аналитический: подведение итогов занятия, анализ деятельности участников.
Планируемые результаты: Проявление доброжелательности по отношению друг к другу, развитие уверенности в себе в своих возможностях.
Оборудование: кукла Миша, мешок с игрушками, мешок с игрушечной посудой, имитация торта, конфет, печенья, наглядный материал, планшеты, карандаши, мяч, маленькие мячи для физминутки.
План занятия :
Вводный этап (организационный, сюрпризный момент, разворачивание сюжета, постановка цели занятия).
Дети сидят напротив педагога. Педагог приветствует детей :
«Все сумели мы собраться,
За работу дружно взяться.
Будем думать, рассуждать,
Готовы? – Можно начинать».
Педагог: «Вы знаете ребята, а к нам пришел гость – мальчик по имени Миша».
Дети знакомятся с Мишей. Отвечают на вопросы Миши, рассказывают, как их зовут и сколько им лет.
Педагог: «Вы знаете ребята, вы очень понравились Мише, и он хочет пригласить вас к себе в гости на день рождение. Ну, что вы согласны»?
«Да!» отвечают дети.
Педагог: Тогда, давайте же скорее отправляться в гости! Но мы что-то забыли, что дарят на день рождения? (Подарки) А что можно подарить? Давайте посмотрим на изображения
Для коррекции зрительного восприятия «Наложенные» изображения»
Описание. Предъявляются 5-7 контурных изображений (предметов, наложенных друг на друга). Необходимо назвать все изображения.
Педагог: Чтобы ты подарила? (Машинку.) А ты? (Солдатика.)
Игра «Волшебный мешок» для коррекции тактильного восприятия
Оборудование: мешок, предметы небольшого размера.
В мешке предметы небольшого размера (мячи, султанчики, солдатик, флажки, прыгалки, мешочки с песком.).
Ребенок достаёт предмет, ощупывает и называет его. Нужно достать машинку и солдатика.
Педагог: Теперь мы готовы идти на день рождение.
Основной этап (последовательное решение всех поставленных задач).
Педагог: А вы знаете, как добраться домой к Мише? Давайте найдем дорожку к дому.
Для коррекции зрительного восприятия «Найди дорожку».
Оборудование: планшет с изображением простого лабиринта, карандаш.
Описание. Ребенок должен пройти извилистую линию лабиринта, проводя по ней пальцем либо обратным концом карандаша.
«Посмотрите на планшеты, на них изображен лабиринт.
Необходимо пройти по этому лабиринту и добраться к дому. Проходить лабиринт необходимо, не выходя за контуры линии».
Педагог: Вот мы и пришли. Здравствуй Миша, поздравляем тебя с днем рождения. (Дети поздравляют куклу Мишу с днем рождения.)
Кукла Миша приглашает гостей к столу. Стол пустой.
Педагог: Ребята, Миша не знает, что надо делать, когда приходят гости. Давайте ему поможем. Нужно накрыть на стол.
Игра «Будь внимателен» для коррекции произвольного внимания
Описание. Педагог называет ребенку различные слова: стол, кровать, чашка, карандаш, блюдце, тетрадь, книга, ложка, воробей, вилка, шкаф, конфеты, чайник, стул, пирожные и т. п. Ребёнок должен, по договоренности, отреагировать на определенные слова. Ребенок внимательно слушает и хлопает в ладоши тогда, когда встретится слово, обозначающее посуда. Если ребенок сбивается, задание повторяется снова.
Педагог: Молодцы! Справились с заданием. У меня в руках волшебный мешочек, поиграем?
«Посуда в мешке» для коррекции мнестической деятельности
Оборудование: посуда для кукол.
Описание. Педагог предлагает детям достать посуду из волшебного мешка. Ребенок на ощупь должен определить, что лежит в мешке. Если определил правильно, достает предмет. Если ошибся, то предмет остается в мешке. Затем надо запомнить эти предметы в том порядке, в каком они доставались из мешка. Запомнить это можно, сочинив историю, в которой участвуют эти предметы в нужной последовательности (на первом этапе используются предметы, которые легко узнать на ощупь).
Педагог: Молодцы! Пока стол еще не накрыт, Миша приглашает вас поиграть с ним. Ребята, а что же нам нужно для игры давайте подумаем. (Мяч.)
- Ребята, а давайте проведем физкультминутку и покажем, какие мы умелые, подвижные, ловкие.
Физминутка с маленькими мячами.
А у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.
Разминаем руки, плечи,
Чтоб сидеть нам было легче,
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова.
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.
Педагог: Молодцы! А теперь накроем на стол.
Игра «Угостим кукол» для коррекции наглядно-действенного мышления
Оборудование. Детская мебель и посуда.
Ход игры (проводится в игровом уголке). Педагог ставит перед детьми столовый сервиз, в котором нет чашек. Педагог предлагает пить чай с конфетой. Если дети не догадываются взять чашки, педагог напоминает: «Из чего мы пьем чай?» Затем просит ребенка принести чашки из буфета и угостить всех чаем.
Педагог: Ребята, а все ли стоит на столе? С чем мы будем пить чай?
Педагог ставит вазочку с конфетами и печеньем.
Педагог: Вот теперь у нас стол накрыт для чаепития.
Игра «Назови одним словом» Для коррекции наглядно-образного мышления
Описание. Педагог детям предлагает назвать одним словом ряды конкретных понятий. Например : стол, стул, диван, кровать (мебель, конфеты, печенье, торт (сладости, вилка, тарелка, чашка, кастрюля (посуда) и т. д.
Педагог: Молодцы, ребята, давайте с вами еще поиграем.
Игра «Съедобное – несъедобное» для коррекции словесно-логического мышления
Оборудование: мяч.
Описание. В зависимости от названного предмета съедобен он или нет, ребенок должен ловить или отбивать мяч, брошенный ему взрослым.
Инструкция: «Сейчас мы поиграем. Я буду называть предметы (например, яблоко, стул и т. д.). Если названный предмет съедобный, то вы должны поймать мяч. Если названный предмет несъедобный, то вы должны отбить брошенный мяч. Если дан неправильный ответ (мяч не пойман, хотя предмет съедобный, или пойман, хотя предмет несъедобный, то играющий пропускает один ход игры».
Примеры названий предметов для игры: мяч, апельсин, чашка, сыр, кукла,
конфета, чайник, пирожок, котлета, ложка, блюдце, пирожное, булочка, помидор,
огурец, тарелка и т. д.
Заключительный этап (подведение итогов занятия (обобщение, оценка деятельности детей, создание благоприятного эмоционального фона, выход в другой вид деятельности).
Педагог: Ребята, вы большие молодцы. Угощайтесь конфетами, нам пора прощаться с Мишей и возвращаться в детский сад.
Дети прощаются с куклой Мишей и идут за педагогом змейкой по группе до стульчиков на ковре.
Педагог: Вот мы с вами в нашей группе. Скажите, кто пригласил нас на день рождения?
Дети: Миша.
Как мы помогали Мише?
Чашка, ложка, чайник – это что?
Чем угощал нас Миша?
Какая игра вам больше понравилась?
Педагог: Ребята, я тоже хочу вас угостить конфетами, вы молодцы. А теперь пора прощаться. До новых встреч!
Дидактические игры и упражнения для детей с задержкой интеллектуального развития.
Для коррекции слухового восприятия
«Найди игрушку».
Оборудование: детские музыкальные инструменты, звуковые игрушки.
Описание. Воспитатель назначает водящего и предлагает ему плотно закрыть глаза или повернуться к нему спиной. Затем прячет какую-либо игрушку (в шкаф, за штору, за спину одного из детей и т. д.) и предлагает водящему найти ее, ориентируясь на звучание колокольчика. Если ребенок подходит близко к тому месту, где спрятана игрушка, колокольчик звучит громко, если удаляется – тихо.
Эту игру целесообразно повторять. Чтобы поддерживать у детей интерес, можно варьировать звуки, направляющие поиск ребенка, например, ударять в бубен, звенеть погремушкой, хлопать в ладоши, стучать молоточком и т. п. Необходимо, чтобы сила звука менялась плавно: от тихого к среднему, далее к громкому.
2. «Что слышно?»
Оборудование: предметы, издающие знакомые детям звуки: барабан, свисток, деревянные ложки, металлофон, детское пианино, емкости с водой для ее переливания и создания звуков льющейся воды, стеклянные предметы и молоточек для стука по стеклу и т. д. ; ширма.
Описание. Ведущий предлагает детям послушать и запомнить то, что
происходит за дверью или ширмой. Затем он просит рассказать, что они
слышали. Побеждает тот, кто больше и точнее определит источники звука.
Инструкция: «Сейчас мы поиграем в игру «Что слышно?» и узнаем, кто самый внимательный. Нужно в полной тишине в течение некоторого времени внимательно слушать, что происходит за дверью. По окончании данного времени (1-2 минуты) необходимо назвать как можно больше услышанных звуков. Чтобы каждому была дана возможность сказать, надо называть услышанные звуки в порядке своей очереди. Повторять звуки при назывании нельзя. Победит тот, кто больше всех назовет таких звуков».
Примечание. Можно играть как с группой детей, так и с одним ребенком.
Очередность в игре может быть установлена с помощью считалки. Предметы, которые могут быть использованы для игры: барабан, свисток, деревянные ложки, металлофон, детское пианино, емкости с водой для ее переливания и создания звуков льющейся воды, стеклянные предметы и молоточек для стука по стеклу и т. д.
Для коррекции зрительного восприятия
«Наложенные» изображения»
Описание. Предъявляются 5-7 контурных изображений (предметов, наложенных друг на друга). Необходимо назвать все изображения.
«Найди дорожку».
Оборудование: планшет с изображением простого лабиринта, карандаш.
Описание. Ребенок должен пройти извилистую линию лабиринта, проводя по ней пальцем либо обратным концом карандаша.
«Посмотри на этот планшет, на нем изображен лабиринт.
Необходимо помочь Зайке пройти по этому лабиринту и добраться к морковке (к елочке). Проходить лабиринт необходимо, не выходя за контуры линии».
Для коррекции тактильного восприятия
1. «Игра «Волшебный мешок».
Оборудование: мешок, предметы небольшого размера.
Сложите в мешок предметы небольшого размера (мячи, султанчики, флажки, прыгалки, мешочки с песком.).
Предложите ребенку поиграть: «Достань что-нибудь». Ребенок достаёт предмет, ощупывает и называет её.
2. «Игра «Сухой бассейн».
Оборудование: Небольшое ведёрко с мелкой мозаикой, объёмные геометрические фигуры (шар, куб, конус, призма и др.)
Ребёнок опускает руки в «Сухой бассейн» и на ощупь находит и называет фигуру, которую нашёл.
Для коррекции произвольного внимания
1. «Архитектор»
Цель - развитие внимания, наблюдательности
Игровой материал: кубики и фигурки разных видов.
Процедура игры: Воспитатель – архитектор, ребенок строитель. У обоих одинаковое число кубиков разных видов. Архитектор показывает с помощью своих кубиков, какое сооружение надо построить (лесенку, арку, домик, строитель повторяет задание.
2.«Будь внимателен».
Описание. Воспитатель называет ребенку различные слова: стол, кровать, чашка, карандаш, тетрадь, книга, воробей, вилка и т. п. Ребёнок должен, по договоренности, отреагировать на определенные слова. Ребенок внимательно слушает и хлопает в ладоши тогда, когда встретится слово, обозначающее, например, животное. Если ребенок сбивается, задание повторяется снова.
Для коррекции мнестической деятельности
1. «Посуда в мешке».
Оборудование: посуда для кукол.
Описание. Воспитатель предлагает детям достать посуду из волшебного мешка. Ребенок на ощупь должен определить, что лежит в мешке. Если определил правильно, достает предмет. Если ошибся, то предмет остается в мешке. Затем надо запомнить эти предметы в том порядке, в каком они доставались из мешка. Запомнить это можно, сочинив историю, в которой участвуют эти предметы в нужной последовательности (на первом этапе используются предметы, которые легко узнать на ощупь).
2.« Игра Фотоаппараты»
Описание.
1-ый вариант: детям на несколько секунду показывается карточка с любым
изображением, должны как можно подробнее описать его.
2-ой вариант: показывается картинка, с изображением какого-либо сюжета (30
секунд, после чего дается другая, подобная первой картинка, но на ней
некоторые предметы отсутствуют или заменены на что-то другое. Надо
сказать, что изменилось
3-ий вариант: на столе раскладываются любые предметы, игрушки и т. п.
Ребенку дается 30 секунд, чтобы запомнить, что и где лежит. Затем он
отворачивается. Взрослый переставляет предметы, либо что-то убирает совсем
или замещает на другой предмет. Ребенок должен определить, что изменилось.
4-ый вариант: игра проводится с группой детей. Выбирается один человек,
внешний вид которого дети должны запомнить. Затем он выходит из комнаты
и что-то изменяет в своей внешности (взрослый может помогать ребенку).
После чего он возвращается, и дети должны найти отличие.
Для коррекции наглядно-действенного мышления
1.«Покатай зайку»
Оборудование. Два зайчика и две машинки.
Ход игры (проводится в игровом уголке). Педагог берет две машины и в каждую сажает зайчика: одна машина с веревкой, а другая без нее. Педагог приглашает двоих детей и просит их покатать зайчиков. Естественно, одному ребенку удобно возить машинку за веревочку, другому – нет. Взрослый обращает на это внимание детей и в присутствии их привязывает веревку ко второй машине. «Теперь будет удобно возить машину»,– говорит педагог и показывает, как нужно взяться за веревочку. Дети по очереди возят машину за веревку.
2.«Угостим кукол»
Оборудование. Две куклы, детская мебель и посуда.
Ход игры (проводится в игровом уголке). Педагог сажает за стол двух кукол и ставит перед ними столовый сервиз, в котором нет чашек. Педагог предлагает напоить кукол чаем с конфетой. Если дети не догадываются взять чашки, педагог напоминает: «Из чего мы пьем чай?» Затем просит ребенка принести чашки из буфета и угостить кукол чаем.
При затруднении можно использовать действия по подражанию! В конце игры педагог уточняет, что чай можно пить из чашек и кукол мы поим из чашек.
Для коррекции наглядно-образного мышления
1. «Назови одним словом»
Описание. Детям предлагается назвать одним словом ряды конкретных понятий. Например : стол, стул, диван, кровать (мебель, волк, лиса, медведь, кабан (дикие животные, вилка, тарелка, чашка, кастрюля (посуда) и т. д.
2. «Найди лишнее слово»
Описание. Детям читается серия слов. Каждая серия состоит из 4 слов. Три слова в каждой серии являются однородными и могут быть объединены по общему признаку, а одно слово отличается от них и должно быть исключено.
Предложите детям определить слово, которое является лишним.
- Огурец, помидор, банан, капуста.
- Диван, кастрюля, стул, кровать.
Обязательно добиваться объяснения детей.
Для коррекции словесно-логического мышления
1. «Продолжи ряд».
Описание. Предлагается ряд слов, а дети должны его дополнить:
- Мишка, кукла…
- Дуб, тополь…
- Вишня, абрикос…
- Миша, Света…
2.«Съедобное – несъедобное»
Оборудование: звуковой мяч.
Описание. В зависимости от названного предмета съедобен он или нет,
ребенок должен ловить или отбивать мяч, брошенный ему взрослым.
Инструкция: «Сейчас мы поиграем. Я буду называть предметы (например, яблоко, стул и т. д.). Если названный предмет съедобный, то вы должны поймать мяч. Если названный предмет несъедобный, то вы должны отбить брошенный мяч. Если дан неправильный ответ (мяч не пойман, хотя предмет съедобный, или пойман, хотя предмет несъедобный, то играющий пропускает один ход игры».
Примеры названий предметов для игры: мяч, апельсин, окно, сыр, кукла,
лук, книга, пирожок, котлета, дом, мыло, пирожное, булочка, помидор,
огурец, ножницы и т. д.