Получи документы

Конспект проведения занятия по познавательному развитию «Неньютоновская жидкость» в старшей группе

Ахудьянова Екатерина
Конспект проведения занятия по познавательному развитию «Неньютоновская жидкость» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы

Программное содержание

Цель: Организовать деятельность детей по ознакомлению с понятием неньютоновская жидкость и выявлению ее свойств опытно-исследовательским путем; способствовать развитию познавательной активности.

Задачи:

- познакомить детей с понятиями «ньютоновской» и «неньютоновской» жидкости;

- создать условия для ознакомления детей со свойствами крахмала и неньютоновской жидкости;

Публикация «Конспект проведения занятия по познавательному развитию „Неньютоновская жидкость“ в старшей группе» размещена в разделах

- познакомить детей со способом изготовления неньютоновской жидкости и вариантом ее применения в повседневной жизни.

- способствовать развитию мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, сопоставления; наглядно-образного мышления;

- способствовать развитию речи, умения сравнивать и делать выводы в процессе совместной исследовательской деятельности;

- способствовать развитию мелкой моторики пальцев рук;

- воспитывать эмоционально-ценностное отношение ребенка к окружающему миру.

Предварительная работа с детьми: беседа и проведение опытов о свойствах воды, выделение крахмала из картофеля.

Методы и приемы: игровой, наглядный, практическая деятельность детей, вопросы к детям словесная.

Материалы и оборудование: крахмал, соль, сахар, мука, тарелочки, кружки, ложки, капсула, аквагрунт, чаша для изготовление жидкости, шарик, воздушный шарик, воронка, бутылка.

Демонстрационный материал: портрет И. Ньютона, иллюстрации мед, молоко, пазл с фото крахмала, картинка «Что лишнее»

Структура занятия.

I. Вводная часть – 2 минуты.

II. Основная часть – 20 минут.

III. Заключительная часть – 3 минуты.

Ход НОД

Воспитатель: Сегодня мы с вами познакомимся с волшебной жидкостью, которая может быть как в твердом, так и в жидком состоянии.

Для начала вспомним, что такое жидкость?

Ответы детей: это состоянии вещества, которая находится в жидком состоянии.

Воспитатель: Какую жидкость мы с вами можем встретить в природе?

Ответы детей: лужи, озера, пруды, моря, дожди.

Воспитатель: Совершенно верно. Сами люди состоят из жидкости. Вода дает нам жизнь. Мы все время сталкиваемся с использованием жидкости в повседневной жизни. Как мы используем ее?

Ответы детей: когда пьем чай, моем руки, наливаем масло на сковороду, заправляем машины.

Воспитатель: Какие свойства жидкостей Вы знаете?.

Ответы детей: при охлаждении она сжимается, а при замерзании расширяется; при нагревании испаряется; текуча, т. е. принимает форму любого сосуда

Воспитатель: Все жидкости, которые находятся только в жидком состоянии называются ньютоновскими, по имени известного ученого Исаака Ньютона. (показываю портрет И. Ньютона). Кто знает кто такой Ньютон?

Ответы детей:

Исаак Ньютон-это великий физик. Еще в конце XVII века он. проводя очередной эксперимент обратил внимание, что грести веслами быстро гораздо тяжелее нежели, если делать это медленно. И тогда он сформулировал закон, согласно которому вязкость жидкости увеличивается исходя из силы воздействия на нее.

Воспитатель: Но, оказывается, не все жидкости ведут себя правильным образом.

Все мы знаем, что мед - густая жидкость, вязкая - он течет очень медленно и медленно заполняет сосуд, в который его перелили. А молоко - жидкость с малой вязкостью, более жидкая. Она тут же принимает ту форму, которую имеет сосуд и мгновенно растекается по нему. Но мед - это всегда мед, а молоко - всегда молоко.

А вот неньютоновские жидкости могут быть и вязкими и тут же совершенно жидкими. Все зависит от того, что с ними делают.

Воспитатель: Сегодня мы с вами и попробуем сделать ту самую загадочную неньютоновскую жидкость или как я говорила в начале, волшебную жидкость.

Что нам понадобится для ее изготовления, вы узнаете, отыскав капсулу с подсказкой. Находится она в Аквагрунте.

По этой подсказке, вы должны двигаться в другое место, где Вас ждет следующее задание.

Воспитатель: Молодцы ребята вы разгадали мой секрет. Что же нам понадобится для изготовления неньютоновской жидкости?

Ответы детей: Крахмал

Воспитатель: Кто знает, что такое крахмал?

Ответы детей: Крахмал- это белый порошок без вкуса и запаха, он не растворяется в холодной воде.

Воспитатель: В каких продуктах он содержится?

Ответы детей: кукуруза, картофель, рис, пшеница.

Воспитатель: Где его используют?

Ответы детей: Его используют в приготовлении выпечки, киселя. Крахмалом раньше обрабатывали воротнички у рубашек и юбки, чтобы они лучше держали форму. Так же его добавляют при изготовлении таблеток.

Воспитатель: Перед вами на тарелочках несколько белых веществ: соль, сахар, мука, крахмал. Можно ли по внешнему виду определить, где что лежит? (Сахар и соль скорее всего узнают сразу)

Ответы детей: Да, Нет

Воспитатель: Возьмите по щепотке каждого вещества и сравните их. Что вы заметили?

Ответы детей: Мука более мягкая на ощупь, а крахмал на пальцах скрипит.

Воспитатель: Да, крахмал скрипит. Отличается от других. Это его своеобразное свойство.

Давайте проверим растворяются ли наши вещества в воде?

Ответы детей: Дети берут ложкой вещества, кладут в воду и размешивают.

Воспитатель: Что стало с жидкостями?

Ответы детей: Сахар и соль растворился. Вода осталась прозрачной.

После муки и крахмала вода стала белой.

Воспитатель: Проведем эксперимент по получению неньютоновской жидкости. Для этого нам нужен крахмал и вода. Примерно на 2 стакана крахмала, 1 стакан воды.

Затем насыпаем крахмал в чашку и нальем воду, тщательно размешаем.

Воспитатель: Получилось у нас вещество, которое может быть и твердым, и жидким. Кто вспомнит как оно называется?

Ответы детей: Это вещество называется неньютоновским.

Воспитатель: А зависит его состояние от скорости работы с ним. Толкаем, кидаем, стучим, крутим, мешаем – вещество ведет себя как твердое тело. Как только останавливаемся – жидкое, сразу же растекается.

Опыт 1.

Воспитатель: Возьмем жидкость в ладошку и будем быстро сжимать и разжимать пальцы, можно увидеть между ними твердый комочек.

Ребята, какой вывод мы можем сделать? Какое свойство принимает эта жидкость?

Ответы детей: Эта жидкость принимает свойства твердого тела.

Воспитатель: Что нужно, чтобы она постоянно оставалась твердой?

Ответы детей: Чтобы она оставалась твердой, ее нужно постоянно месить.

Опыт 2.

Воспитатель: Возьмем жидкость на ладонь. Будем, также, быстро сживать разжимать. Также увидим твердый комочек, но как только мы перестанем сживать руку жидкость будет растекаться лужицей.

Какой вывод мы можем сделать? При каком условии жидкость обладает свойством твердого тела?

Ответы детей: Жидкость может обладать свойством твердого тела только при быстром вращении, в данном случае, ладоней.

Опыт 3.

Воспитатель: Сможет ли жидкость удержать на поверхности шарик? (Кладу шарик на поверхность жидкости, смотрим, что получается) Шарик держится?

Ответы детей: Нет, шарик тонет!

Воспитатель: Какой вывод сделаем?

Ответы детей: Шарик тяжелее, чем жидкость, поэтому он тонет.

Опыт 4.

Воспитатель: Постучим по жидкости кулаком. Что происходит?

Ответы детей: Кулак не тонет и остается сухим.

Воспитатель: Какой вывод мы можем сделать?

Ответы детей: При постукивании по жидкости она ведет себя, как твердое тело.

Опыт 5.

Воспитатель: Опустим палец в жидкость. (Опускают палец в жидкость) Что произошло?

Ответы детей: Палец намок.

Воспитатель: Какой вывод мы можем сделать?

Ответы детей: Любое тело, опущенное в воду или любую жидкость, становится мокрым.

Воспитатель: Итак при быстром ударе о поверхность рука не погружается в неньютоновскую жидкость и остается сухой, но если просто опустить палец в жидкость плавно, она ни чем не будет отличаться от обычного киселя.

Итак, неньютоновская жидкость какая?

Ответы детей: Она жидкая и текучая пока нет движения.

Воспитатель: Совершенно верно!

Воспитатель: Ребята, сейчас мы сделаем с вами игрушку, которая называется «Капитошка» или «Антисресс». Делать мы ее будем по инструкции (висит на доске).

Итак, что нам понадобится?

Ответы детей: неньютовская жидкость, бутылка, воздушный шарик, воронка

Воспитатель: Что делаем затем?

Ответы детей: переливаем неньютоновскую жидкость в бутылку (через воронку, надеваем на бутылку воздушный шарик и переворачиваем бутылку. Ждем, когда вся жидкость перельется в воздушный шарик.

Воспитатель: Что делаете на последнем этапе?

Ответы детей: снимаем шарик с бутылки и завязываем узелок.

Воспитатель: Вот у нас и получилась такая интересная игрушка.

Воспитатель:О чем мы сегодня с вами разговаривали? Что узнали нового?

Ответы детей: Мы разговаривали о жидкостях. Что существует жидкость, которая может быть и жидкой, и твердой.

Воспитатель:Как она называется?

Ответы детей: Эта жидкость называется неньютоновская.

Воспитатель:Что делали на занятии?

Ответы детей: На занятии мы делали неньютоновскую жидкость и проводили с ней опыты. Еще мы делали игрушку «Капитошка».

Воспитатель:Что вам сегодня понравилось на занятии? Что вам не понравилось на занятии? (Высказывают свои мысли, ощущения, эмоции)

Публикации по теме:

Конспект по детскому экспериментированию на занятии в старшей группе «Жидкость. Свойства воды» Цель: развивать познавательный интерес ребёнка в процессе экспериментирования с жидкостями. Познакомить детей со свойствами жидкостей на.

Конспект занятия по познавательному развитию «День знаний в старшей группе» "День знаний" Цели: Систематизировать и закрепить знания по математике; Систематизировать и закрепить знания о школьных принадлежностях;.

Конспект занятия по познавательному развитию и развитию речи «Путешествие по временам года» в старшей логопедической группе Цель: обобщить и систематизировать знания детей о временах года. Задачи: -образовательные: закрепить представление детей о характерных.

Конспект проведения образовательной деятельности по познавательному развитию «Чайная посуда» в младшей группе Задачи. 1. Продолжать знакомить детей с предметами ближайшего окружения – чайной посудой, их функции и названия. 2. Способствовать овладению.

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе (5–6 лет)Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе (5–6 лет) Тема: «Мамы разные нужны, мамы всякие важны» Доминирующая образовательная область: познавательное развитие Интеграция образовательных областей:.

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Посуда» Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Какая бывает посуда» Интеграция образовательных областей: Речевое развитие.

Конспект занятия в старшей группе по познавательному развитию «Грибное царство» Цель:Формировать знания детей о съедобных и ядовитых грибах. Закрепить знания об особенностях внешнего вида. Воспитывать интерес к грибам,.

План-конспект проведения НОД по познавательному развитию «Что мы знаем о видах и свойствах бумаги?» в старшей группе План-конспект проведения непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе Воспитатель ГБОУ ООШ.

План — конспект проведения занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Транспорт» Программное содержание. Познакомить детей с возникновением разных видов транспорта. Развивать любознательность, мышление, внимание, мелкую.

План-конспект проведения занятия по речевому развитию «Путешествие в Страну сказок» в старшей группе Программное содержание: продолжать знакомить детей с народными и авторскими сказками, загадками, стихами, создать радостное эмоциональное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект проведения занятия по познавательному развитию «Неньютоновская жидкость» в старшей группе
Опубликовано: 2 ноября 2019 в 18:32
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект проведения занятия по познавательному развитию «Неньютоновская жидкость» в старшей группе» (включая файлы) размещена пользователем Ахудьянова Екатерина (УИ 1482855) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД