Любовь Ивановна Рыбкина
Конспект проведения экскурсии в Государственный Русский музей для детей 5–6 лет.
▼ Скачать + Заказать документы
"Первые встречи с изобразительным искусством. Художники- пейзажисты".
Цель экскурсии :
- Раскрыть перед детьми эмоционально-выразительную сторону пейзажа, на примере произведений Ивана Шишкина и Исаака Левитана.
- Подвести детей к пониманию, что в пейзаже художник изображает не только предметы реального мира, разные времена года, но и передает определенное чувство, настроение, выражая свое отношение к красоте.
- Способствовать развитию связной речи детей, умения высказывать своё мнение о произведении искусства.
Зрительный ряд:
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музеи. Конспекты занятий на тему музеев и экскурсий
- Музейная педагогика в детском саду
- Старшая группа
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Экскурсия в музей. Фотоотчеты
- Темочки
- И. И. Левитан "Озеро". 1899 - 1900 холст; масло. И. И. Шишкин "Корабельная роща" 1898 холст; масло.
- И. И. Шишкин "Лесная глушь" 1886 холст; масло.
- И. И. Шишкин "Дубы"1887 холст масло.
- И. И. Шишкин "Травки" 1887 холст; масло.
Ход экскурсии.
Ребята, сегодня мы с вами ближе познакомимся с художниками, которые пишут пейзажи. Мы сядем в "волшебный поезд" и отправимся по залам музея в путешествие, (дети парами проходят в зал И. И. Левитана, родители- сопровождают детей).
И. И. Левитан "Озеро".
- Посмотрите на картину. Какое у вас возникает настроение, когда вы на нее смотрите? (спокойное, радостное, торжественное).
- Почему? (озеро спокойное, деревья красивые, белые стены церкви и ее отражение создают торжественное настроение).
- Давайте войдем в картину. Закрываем глаза, открываем - и мы уже стоим на этом пригорке. Что мы видим перед собой? (озеро, тучи, церковь, дома, камыш).
- А в какое время года мы попали? (осень).
- Как вы догадались? (листва оранжевая на деревьях, поле убрано).
- Погода здесь, какая сейчас? (хорошая, только тучи на небе есть).
- Кто помнит загадку про тучу? (Пушистая вата плывет куда-то, чем вата ниже, тем дождик ближе).
- Что это за темное пятно на пригорке? (тень от тучи).
- Туча повисла низко над озером? (да).
- В загадке сказано, "чем вата ниже, тем дождик ближе". А когда мы знаем, что может скоро пойти дождик, наше настроение из спокойного, в какое может перейти, если мы оказались далеко от дома? (вымокнуть можно, начнем беспокоиться).
- Значит, изменится наше настроение? (да, оно станет чуть-чуть тревожнее)
- И художник нам это тоже показывает, изображая в картине эту тучу, хотя все спокойно, но чувствуется напряжение, которое исходит от этой тучи. Да и осенью в природе происходят разные явления - и яркие, праздничные; разноцветные деревья, украшенные яркими нарядами. Такие деревья, какое бы вызвали у вас настроение? (радостное).
- Да, а когда качнуться частые дожди, все листья с деревьев слетят, - настроение меняется? (грустно становится, печально).
- А в этой картине, еще золотая осень? (да).
- Но совсем скоро листочки опадут. Художник как будто напоминает нам о том, что скоро все изменится в природе. Поэтому настроение в этой картине не только спокойное и торжественное, как вы правильно определили в начале, но и немного тревожное, грустное.
- А ветер сильный в этот день или нет? (нет, камыш чуть-чуть колышется рябь на воде,а вода, какого цвета? (голубая, синяя, белая); около камыша, почему вода зеленоватая? (отражается камыш); как вы думаете, можем мы искупаться в озере? (сейчас осень, вода холодная).
- Мы можем сказать. Что вода двигается? (ветер рябь делает). А как нам художник показывает, что на воде рябь, он изображает воду мазками. Или просто взял кисть и закрасил слева направо? (мазками).
- Да, движение воды передается движением мазка кисти художника. Вы можете увидеть густые мазки масляной краски, не только ровные, но и зигзагами, наложением друг на друга, или мазки не густые, и картина похожа на фотографию.
- Где еще, кроме ряби на воде, мы видим густые мазки? (камыши, на пригорке)
- Мы стоим рядом с белой церковью. В праздники в церквях звучат колокола. Как вы думаете, в этой картине, с ее настроением. Как бы звучал колокол - глухо, тяжело или тихо, звонко? (звонко).Давайте позвеним - Динь-дон, Динь-дон, Динь-дон.
- Вам понравилась прогулка около озера?
- Кто нам помог совершить эту прогулку? Как зовут художника? (Исаак Ильич Левитан).
- Давайте закроем глаза и выйдем из картины. Мы снова в музее. Посмотрите на картину, как бы вы ее назвали?
- А художник Исаак Ильич Левитан назвал ее "Озеро". К какому жанру живописи относится это произведение? (пейзаж).
- Как лучше смотреть на эту картину, стоя близко к ней, или издалека? (встать ближе, а затем дальше; издалека лучше). Вам понравилась картина?
- Теперь давайте сядем в наш «волшебный поезд» и поедем в гости к еще одному художнику. Только мы не будем спать, а будем внимательно смотреть в окошки и замечать все красивое. Поехали!
Подходим к залу И. И. Шишкина.
- Ребята, вот и остановился наш волшебный поезд. Что же вы увидели красивого и интересного во время пути? (ответы детей).
- Давайте пройдем в зал. (проходят).
- Что здесь вы видите красивого? (занавески, рамы, банкетка,.).
- Какая из картин вам знакома? («Корабельная роща»).
- Вот к ней мы и пойдем.
"Корабельная роща"
- Ребята, посмотрите на эту картину, вы ее вспомнили? Как ее назвал художник и как зовут художника? (эта картина Ивана Ивановича Шишкина "Корабельная роща").
- Какие здесь деревья слабые, больные или здоровые, сильные? Что это за деревья (это сильные деревья, могучие, это - сосны).
- Чтобы мы лучше почувствовали, какие большие, высокие деревья в этом лесу, художник использует специальный прием, - он выносит макушки деревьев за край картины, давая нам понять, что они очень высокие, тянуться до самого неба. Присмотритесь внимательно. Какое у вас чувство возникает, - как будто мы смотрим на эти деревья издалека или стоим рядом и, высоко подняв голову, смотрим вверх (как будто рядом стоим и вверх смотрим).
- Приглядитесь, густые мазки краски видны или нет? (нет, похоже на фотографию).
- Хотите вы погулять по этому сосновому лесу? Давайте закроем глаза и войдем в картину, что же мы видим (Речка, трава, изгородь, деревья.).
- А что мы слышим в лесу (ручеёк журчит, поют птицы).
- А речка, какая - глубокая, бурливая или мелкая, тихая? В ней можно искупаться (искупаться в ней нельзя- это мелкий ручеёк, только руки помочить можно).
- А как вы догадались, что ручей мелкий (дно видно, песок, камни).
- А кого-то живого можно тут увидеть (два мотылька летают).
- Как вы думаете, мотылькам нравится в лесу? Солнышко греет их (да)
- А художник солнышко показывает? (нет).
- А как вы догадались, что солнышко греет мотыльков (свет на стволах, на ручейке, на земле много желтого цвета).
- Да, солнышка нет, но есть солнечный свет. Давайте подставим наши лица к солнечному свету, пусть он и нас немножко погреет. Вам понравилось гулять в этом лесу? А давайте мы не будем спешить из него выходить, а пойдем вот по этой тропинке. Куда она нас приведет?
Дети подходят к картине "Лесная глушь".
- Ребята, куда это мы с вами зашли? Что мы тут видим (деревья - ели, лес темный, на деревьях мох).
- Чтобы изобразить темный лес, каких больше красок использовал художник?
(тёмные краски).
- Какое у вас возникает настроение, когда вы смотрите на этот лес (немного тревожное).
- Здесь речка есть (нет, здесь болотце).
- Посмотрите себе под ноги, что мы видим? (сыро, ветки под ногами).
- Кто еще забрел с нами в эту лесную глушь (лиса).
- Да, рыжая плутовка мышек ловит ловко, а кого здесь хочет поймать лиса, на кого она смотрит (птицу, похожую на ворону).
- Как вы думаете, поймает лиса птицу? Почему (нет, не поймает, она расправила крылья и уже взлетает).
- Мы даже сейчас услышим, как захлопают ее крылья. А что мы еще можем услышать в этом лесу (ворона каркнет, сучок треснет).
- А веселое пение птиц мы услышим (нет).
- А почему (тёмный лес, здесь птички певчие не живут, и солнышка нет).
- А совсем ли нет солнечного света или есть? (немного есть, там вдалеке).
- Давайте и мы пойдем к этому солнечному свету.
Дети подходят к картине "Дубы".
- Что это за деревья (дубы).
- Художник опять использует тот же прием - не показывает верхушки деревьев, зачем он это делает (чтобы показать, какие они высокие).
- А каким цветом художник написал кору деревьев (коричневый, серый, черный, светло-коричневый, зеленый, белый).
- И опять мы смотрим на эти деревья, как бы снизу вверх, а солнышко видим? А что видим (солнышко не показано, но есть солнечный свет).
- А он такой же яркий, как в "Корабельной роще"(нет, не такой желтый, здесь больше зеленого цвета).
- Посмотрите, как вы думаете, какое время суток показывает художник в "Корабельной роще" и в "Дубах"(в "Корабельной роще", наверное, солнечный день, здесь много солнечного света, желтых пятен на стволах).
- А в "Дубах"- на какое время суток больше похоже, ведь вы сказали, что здесь больше зеленого, холодного цвета (это похоже на утро, тут не так ярко).
- Присмотритесь, кто живет в этом дупле (белочка).
- Вы ее сразу заметили (нет, не сразу).
- Надо очень внимательно смотреть, чтобы все разглядеть и ничего не пропустить. Как вы думаете, как живется среди этих могучих дубов великанов этой маленькой белочке (хорошо, спокойно, дубы ее как будто защищают).
- Посмотрите, вот тропинка. Давайте пойдем дальше.
Дети подходят к картине "Травки".
- Присядем, посмотрим на картину, что мы видим вокруг себя (травку, цветочки, представим, что гладим ее рукой, какая она? (ответы детей).
- Кого можно увидеть в этой травке? (кузнечика, жучка).
- Когда вы рисуете травку, какую вы краску берете (зеленую).
- А художник Иван Иванович Шишкин, какую краску использовал? (ответы детей).
- Как художник работал кистью, когда писал травку (концом кисти, тоненько).
- Он как будто любуется каждой травинкой отдельно.
- Наше путешествие закончилось. А помог нам совершить это путешествие по русскому лесу, какой художник (Иван Иванович Шишкин).
- В гостях, у какого художника вам понравилось больше? (ответы детей).
- Почему (ответы детей).
- Дома нарисуйте, что вам больше всего понравилось в нашей экскурсии. А на память о ней мне вам хочется подарить эти красивые закладки для книг.