Алёна Васильевна Гладкова
Конспект прогулки в средней группе «Наблюдение за растительным миром осенью»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель : расширить представления детей об осени, ее основных признаках и характеристиках; конкретизировать и раскрыть представления детей об основных переменах, происходящих осенью в природе.
Программное содержание :
• Продолжать учить детей воспринимать происходящие вокруг явления природы и события;
• Закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе с приходом осени.
• развивать связную речь, активизировать и обогащать словарный запас детей.
Публикация «Конспект прогулки в средней группе „Наблюдение за растительным миром осенью“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осенние прогулки и наблюдения
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Средняя группа
- Темочки
• Приучать детей к посильному труду, прививать трудолюбие, желание помогать другим.
• Учить детей перепрыгивать через дорожку из листьев, развивать ловкость, глазомер.
• Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней, воспитывать трудовую деятельность детей, приучать соблюдать чистоту на участке, побуждать оказывать помощь взрослым, воспитывать бережное отношение к результатам труда
Оборудование: Ведро, грабли, большой лист тополя, выносной материал.
Ход прогулки.
Воспитатель: Дети, мы сейчас пойдем на прогулку. Посмотрите, какая сейчас погода?
Примерные ответы детей: Погода сегодня хорошая. Светит солнышко, но прохладно. На небе облака серого цвета.
Воспитатель: Сначала, давайте вспомним, какие меры безопасности мы должны соблюдать на прогулке. Примерные ответы детей:
Нельзя:
- прятаться от воспитателя; - гладить животных; - подходить к незнакомым людям; - драться; - прыгать с высоты.
Воспитатель: Молодцы ребята. Мы вспомнили правила безопасного поведения и теперь можно начать нашу прогулку.
I. Наблюдения.
"Осень"
"Ходит осень по дорожке
Промочила в лужах ножки
Льют дожди и нет просвета
Затерялось где-то лето.
Ходит осень, бродит осень
Ветер с клёна листья сбросил
Под ногами коврик новый
Жёлто-розовый кленовый. "
Воспитатель: Ребята, какие приметы осени, вы знаете?
Примерные ответы детей: Стало холодно, желтеют и опадают листья, часто идут дожди, по утрам бывают заморозки, дни становятся короче, ночи длиннее, насекомые и животные готовятся к зиме.
Воспитатель: Да, осень — это такое время года, когда вся природа меняется. Дни становятся короче, солнце греет мало, становится холоднее день ото дня, часто идут дожди. К концу осени — заморозки. Перелётные птицы улетают на юг, зимующие — перебираются поближе к людям.
Посмотрите, какой красивый листочек принес нам осенний ветер (показывает детям лист тополя).
Воспитатель: Какой он? (ответы детей.).
Воспитатель: Ребята, как вы думаете с какого дерева этот листочек? (ответы детей).
Воспитатель: С какого дерева ветер принес этот листочек, как нам узнать? (поискать дерево с похожими листьями).
Воспитатель: Правильно давайте пойдем сейчас и поищем дерево с такими листочками. Подходят к рябине.
Воспитатель: Дети может с этого дерева наш листочек? (нет).
Почему? (На рябине зеленые, резные листья).
Рябина
Я нарядная рябинка,
На моих плечах – косынка.
Бусы ярки, как огонь,
Только их пока не тронь.
Мои бусы – украшенье
И для птичек угощенье.
Любят птички зимним днем
Угощение мое.
Рассматривают два листочка с рябины и тополя, сравнивают их.
П/игра «Осенние листочки»
Мы — листочки, мы — листочки, Дети стоят кружком, держа в руках листочки.
Мы — осенние листочки.
Мы на веточках сидели,
Дунул ветер — полетели. Разбегаются по дорожкам.
Мы летали, мы летали — Бегают, помахивая листочками.
Все листочки так устали.
Перестал дуть ветерок —
Все уселися в кружок. Садятся на корточки, листочки держат над головой.
Ветер снова вдруг подул Разбегаются по дорожке.
И листочки с веток сдул.
Все листочки полетели Подкидывают листья вверх.
И на землю тихо сели.
Воспитатель и дети подходят к яблоне.
Воспитатель: Сравните, у этого дерева листочки желтые, может быть с этого дерева листочек? (дети сравнивают листья)
Ребята давайте вместе рассмотрим дерево. Что есть у дерева? (ствол, ветки, листья, корень). Воспитатель: Правильно, у дерева есть ствол, он твёрдый, на стволе много веток, листьев, ветки деревьев тонкие, они могут ломаться. Какого цвета ствол, листья? Дети: ствол коричневого цвета, листья жёлтого цвета. А деревья, какие: высокие или низкие? (Ответы детей). Чтобы увидеть их верхушки, нужно поднять вверх голову.
Подвижная игра «Яблонька, выручай»
Воспитатель: Ребята, давайте поиграем.
Сначала выберем ловишку:
Ахи, аха,ахи, ох. Баба сеяла горох. Уродился он густой. Мы помчимся, ты- постой!»
Послушайте правила игры:
Начинать бег и ловить можно только по окончании «кричалки».
Не разрешается ловить игрока, добежавшего до дерева и дотронуться до ствола и обхватить его руками.
Давайте встанем в круг, взявшись за руки, ловишка в середине круга. После произнесенных хором слов «Ловишка, ловишка, беги — догоняй, яблоня, яблонька, нас выручай!», бежим в яблонькам. Добежав до яблони, вы должны успеть дотронуться до ствола и обхватить его руками.
Воспитатель: Вы правы, они тоже желтые, но наш листочек большой. Опять нашли не то дерево. Пойдем дальше и поищем наше дерево.
Воспитатель с детьми подходят к клену.
Воспитатель: Вот мы и пришли на нашу поляну. Давайте вдохнём носиками, чтобы почувствовать запах Осени. Чем для вас «пахнет» Осень?
Примерные ответы детей: Осень пахнет дождиком, сыростью, слякотью, грибами и лесом, мокрой листвой, осенними цветами и т. д.
Разноцветный парк, Разноцветный сад. Листопад начался! Начался листопад! Под ногами у ребят Листья весело шуршат!
Пойдемте, тихо побродим по листьям (листья под ногами шуршат). Слышите, как они шуршат? Видите, то один листок летит к земле, то другой.
Воспитатель читает стихотворение В. Д. Берестова вместе с детьми.
Вот на ветке лист кленовый Нынче он совсем как новый!
Весь румяный, золотой. Ты куда листок, постой?
Воспитатель: Дети, у этого дерева листья тоже желтые, резные, большие, может наш листочек с этого дерева? (дети сравнивают листья)
Воспитатель: У клена листочек большой, резной, узорный, а осенью листочки клена становятся желтыми.
Воспитатель с детьми рассматривают клен.
Воспитатель: Какое дерево? (высокое)
Воспитатель: Обратите внимание, какой у клена ствол. Какой он? (ответы детей)
Воспитатель: Правильно, дети, клен - дерево большое, высокое, даже можно сказать могучее.
Подвижная игра "Ветер-ветерок".
Ребята, на площадке разложены обручи – «домики». Я буду проговаривать слова, а вы свободно бегаете по площадке, но только я скажу «Скоро дождь, надо нам разбегаться по домам». Вы занимаете «домики». Кто из вас не успел занять домик выбывает из игры.
Осень, осень у ворот Кружит листьев хоровод. Раз, два, три – летят листочки,
Раз, два, три – кружат листочки. Скоро дождь, надо нам Разбегаться по домам.
Идем дальше. (Подходим к тополю).
-Не с этого ли дерева листочек? Кто знает, как оно называется?
Тополь
Тополь – это знают все –
Чемпион по росту.
И достать мою макушку
Вам совсем не просто,
Потому что я за лето
Вырастаю на два метра.
Воспитатель: Дети, давайте мы с вами соберем по 2 листочка.
Дети разбегаются, собирают листья. Воспитатель восхищается красотой собранных листьев каждого ребенка.
Воспитатель: Представьте, что вы листочки. Давайте встанем в круг, поиграем
«Листочки» Муз. А. Филиппенко
1. Листочки, листочки по ветру летят, 2. То вправо, то влево листочки летят, У деток под ножками тихо шуршат. Прощается с нами осенний наш сад. И плавно качаясь ведут хоровод, Листочки качаясь, ведут хоровод, А ветер осенний им песню поёт. А ветер осенний им песню поёт.
(Бегут на носочках по кругу). (Стоя лицом в круг, покачивают листочками то вправо, то влево над головой).
(На проигрыш кружатся с поднятыми вверх листочками.)
3. И снова листочки по ветру летят, У деток под ножками тихо шуршат. И плавно качаясь,ведут хоровод, А ветер осенний им песню поёт. (Бегут на носочках по кругу).
II. Игровая деятельность.
Посмотрите, дети, наступила осень. Солнце нас уже не греет, часто идут дожди. А еще осенью завершается уборка урожая. Какие овощи вы знаете? Давайте поиграем в игру
Подвижная игра «Огуречик».
Игра на развитие дыхания «Ветерок».
-Воспитатель: А сейчас мы превратимся в ветерок и будем дуть на листочки, а они станут кружиться в воздухе.
Дети делают глубокий вдох и дуют на листья, вытянув губы трубочкой.
Упражнение повторяется 2 – 3 раза.
III. Трудовая деятельность.
Воспитатель начинает собирать листья: Один листок, еще листок и еще. Получилось много листьев — целый букет! Посмотрите, какой у нас букет — пышный, нарядный! Кто повторит, какой у нас букет? (Дети повторяют прилагательные)
Воспитатель: Ребята, а кому мы подарим этот пышный букет?
Все вместе решают, что подарить его нужно помощнику воспитателя — она ведь не гуляла с нами.
Трудовая деятельность.
Воспитатель: Дети давайте поставим наш красивый, осенний букет в вазу и все вместе соберем опавшую листву, чтобы она не мешала нам играть.
Воспитатель: Посмотрите, как чисто стало вокруг! Какие вы молодцы! Вам понравилось наводить чистоту? Вместе с детьми сгрести опавшие листья, собрать их в ведерки и унести в контейнер.
IV Индивидуальная работа с несколькими детьми. Упражнять в прыжках через дорожку из листьев.
Индивидуальная работа по развитию речи
Пальчиковая игра «Осень, осень, приходи»
V Самостоятельная деятельность детей.
VI Заключение:
А теперь давайте соберем игрушки перед уходом с прогулки и скорее пойдем в группу.
Воспитатель: Ребята, вот и подошло к концу время нашей прогулки. Скажите мне, пожалуйста:
- Понравилась ли вам прогулка? - Что интересного было сегодня на прогулке? - Что нового вы узнали? - Каким полезным делом занимались во время прогулки? (ответы детей).
- Ребята, я хочу сказать вам всем большое спасибо за помощь в уборке нашей игровой площадки! Посмотрите как чисто и красиво у нас на участке! Молодцы! А сейчас мы возвращаемся в группу.