Елена Лякишева
Конспект прогулки «Наблюдение за дождевыми червями» для детей средней группы
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект прогулки "Наблюдение за дождевыми червями"
для детей средней группы.
Цель: дать представление о дождевых червях.
Задачи: - продолжать знакомить детей с многообразием животного мира;
- рассказать о жизни дождевых червей;
- показать полезность этих представителей животного мира;
Публикация «Конспект прогулки „Наблюдение за дождевыми червями“ для детей средней группы» размещена в разделах
- Дождевой червяк. Наблюдаем и изучаем с детьми
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Прогулки. Конспекты прогулок
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2022
- развивать наблюдательность, логическое мышление, зрительное
восприятие, речевую активность;
- воспитывать познавательную активность, положительные нравственные
качества.
Ход прогулки:
1. Наблюдение за дождевыми червями.
Ночью перед прогулкой в городе шел теплый дождь. Я шла на работу и
буквально лавировала между дождевыми червями. Подумала, что детям
будет интересно узнать об этих интересных представителях фауны природы.
Воспитатель загадывает детям загадку:
Нету ножек, нету ручек,
Нету шерсти и колючек.
Он в земле живет, чудак.
Как зовут его? (Червяк)
Г. Ступников
Верно, это дождевой червяк. Посмотрите, сколько их много на асфальте.
- Почему червяка назвали дождевым?
(Рассуждения детей)
Послушайте:
Ночью дождь прошел тихонько,
На асфальте лужи.
Червяки из-под земли
Выползли наружу. И. Сироткина
После дождей норки червей заливает вода, и им приходится выползать
наружу, чтобы не задохнуться. Поэтому они и получили такое название -
дождевые черви.
- Где живут дождевые черви? (Рассуждения детей)
Они ведут подземный образ жизни, создают норки глубиной до 1 м,
а иногда и больше.
Чем же занимается червяк под землей? Он роет землю.
На поверхности тела червя есть тонкий слой слизи. Червяк как будто
всегда мокрый, поэтому легко перемещается в толще земли.
Кожа у червя очень тонкая, быстро высыхает под действием солнечных
лучей, поэтому они не могут долго находиться на земле в солнечный день.
Они прячутся в своих норках.
- Какую погоду любят червячки? (Рассуждения детей)
В загадке о червяке говорилось, что у него нет рук и ног. Но "как же
получается, что так быстро по земле он передвигается?"
Рассмотрите червей внимательно.
Их длинное тельце состоит из колечек, поэтому их еще называют
кольчатыми. Каждое колечко покрыто короткими шерстинками. Они так
малы, что мы их не видим. Но именно они позволяют червячку ползать,
сворачиваться, изгибаться.
У червей также нет глаз, но на теле имеются светочувствительные
клетки. Червячок всегда знает, темно или светло вокруг.
- Как вы думаете, как надо обращаться с червячками?
Верно, осторожно. Но у них есть особенность: если вдруг червяк
потеряет хвост, то через некоторое время он у него снова вырастет.
- Чем питается червяк? (Рассуждения детей)
Червяк заглатывает землю, в которой всегда находятся полусгнившие
остатки растений, животных. Все нужное остается в организме, а земля,
ставшая мягкой, рыхлой, обогащенной полезными веществами, выходит
наружу. Посмотрите на червячка. Он долго полз по асфальту, а за ним
тянется земляная дорожка.
В огороде червячок
В глубь земли зарылся,
Вот и рыхлый колпачок
Тут же появился.
День-деньской вокруг корней
Разрыхляет почву.
Будет много овощей,
Фруктов, ягод сочных. Л. Стефанович.
- Можно назвать червяка полезным? (Рассуждения детей)
- Как вы думаете, кто является врагами червей, кто ими питается под
землей и на земле? (Рассуждения детей)
Да, у червей много врагов: и птицы, и кроты, и лягушки, и многие
другие животные. Но так устроена природа, чтобы жили птицы, им надо
поедать червей.
Расстраиваться не надо. Червей в земле очень много. Кого-то съедят,
но появятся новые. Они нам действительно очень нужны, но нужны
и птицы, и лягушки, и кроты. В природе нет ничего лишнего.
2. Трудовая деятельность: огораживание клумбы камнями.
Цель: приучать к сезонным работам.
Дети огородили цветными камнями большую клумбу.
Почистили клумбы в шинах.
3. Подвижная игра "Медведь в берлоге"
На скамейке медведи, они спят. Дети кучкой приближаются к медведям,
говорят слова:
У лесной дороги
Спал медведь в берлоге.
Кто-то мимо проходил
И медведя разбудил.
Зарычал медведь в берлоге.
- Уноси скорее ноги!
4. Самостоятельная деятельность.
Мальчики очень озаботились судьбой червей, ведь выглянуло солнышко,
а это для них опасно. Поэтому, вооружившись лопатами, приступили к
спасательной операции.
После зимы мы в первый раз открыли песок, почистили его, и ребята
с удовольствием принялись за песочные игры.