Анна Черешнева
Конспект открытого интегрированного занятия «Приключение капельки» детей среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида д/с № 9
Конспект открытого интегрированного занятия
по опытно – экспериментальной деятельности
детей среднего дошкольного возраста
Подготовила и провела
воспитатель
Черешнева А. В.
г. Грязи, 2017 год
Цель: уточнить и дополнить знания детей о свойствах воды, вызвать потреб-ность проверки информации путём опытно – экспериментальной деятельно-сти.
Задачи:
Темочки:
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Круговорот воды в природе. Путешествие капельки
- Темочки
Образовательные:
- расширить систему знаний детей о неживой природе (воде);
- учить использовать мнемотаблицы при обобщении результатов опытов;
- обогащать словарь детей – лаборатория, опыты, эксперименты, растворить, отражение, водоем, водоплавающие.
Развивающие:
- развивать мыслительную активность, умение выдвигать гипотезы и самосто-ятельно делать выводы;
- продолжать формировать умение детей отвечать полным ответом.
Воспитательные:
- воспитывать умение работать сообща;
- воспитывать аккуратность при работе с водой;
- воспитывать бережное отношение к природе и её богатствам.
Предварительная работа:
- проведение опытов по определению других свойств воды;
- беседа о роли воды в жизни человека;
- рассматривание иллюстраций на тему «Вода»;
- просмотр презентаций «Береги воду», «Родники», «Реки и водоемы Липец-кой области»;
- выставка детских рисунков о водоемах родного края;
- чтение художественной литературы, пословиц и поговорок о воде: Э. Шим «Камень, ручей, сосулька и солнце», Е. А. Баратынский «Весна» и д. р. ;
- отгадывание загадок по теме.
Оборудование: Капелька, стаканы, графин с водой, вазочка, тарелка, однора-зовые стаканчики (10-12 шт., тазик с водой, сахар, соль, лимон, лед, магнит-ная доска, изображение водоема, предметные картинки на магнитах (рыбы, земноводные, птицы, звери и др., маленькие капельки (для рефлексии, пре-зентация, бутылка с минеральной водой.
Ход занятия:
Звучит весёлая музыка.
Слайд № 2
Дети становятся в круг, воспитатель предлагает детям поиграть.
Воспитатель: Чтобы начать занятие, я предлагаю вам поднять друг другу настроение с помощью улыбки. Давайте улыбнемся друг другу. (Улыбают-ся). А теперь ваше настроение улучшилось? Это очень хорошо!
Давайте возьмемся за руки и крепко прижмем ладошку к ладошке.
Мы ладошку к ладошке сложим.
И друг другу дружить предложим.
Будем петь, заниматься, играть,
Чтобы добрыми, умными стать.
Слайд № 3
Звучит шум дождя, сначала очень тихо, а затем все сильнее и сильнее.
Воспитатель: Ой, ребята, что это за шум? (Ответы детей).
Воспитатель подходит к окну и с подоконника берёт ведерко, в кото-ром лежит капелька.
Воспитатель: Ребята, к нам кто-то спешит в гости. Отгадаете, кто это?
Жила она в туче,
А туча — плакуча.
Когда заревёт,
Она вниз упадёт. (Капля воды).
Воспитатель: Ребята, вода состоит из маленьких капелек. Давайте познако-мимся с одной из них и узнаем, откуда она к нам прибыла.
Звучит тихая музыка.
Слайд № 4
Капелька читает детям стихотворение:
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
Вы в пруду её найдёте,
И в сыром лесном болоте.
В луже, в море, в океане.
И в водопроводном кране,
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит.
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без неё нам не прожить.
Воспитатель: Дети, где вы видели воду? Для чего она нужна? (ответы де-тей)
Слайд № 5. 6
Воспитатель: Вот видите, капелька с нами повсюду и у неё много разных секретов. Сегодня мы о них узнаем. Для этого нам необходимо отправиться в необычную лабораторию и провести опыты. А что такое лаборатория? (Это помещение, в котором учёные проводят различные эксперименты).
Воспитатель подводит детей к столу и надевает именной бейджик.
Слайд № 7
Воспитатель: Ребята, а хотите ли вы стать научными сотрудниками нашей лаборатории? Для проведения опытов нам понадобятся некоторые материалы. Давайте пройдем в нашу лабораторию. (Дети подходят к столу.)
Посмотрите на наш лабораторный стол, он полностью готов к работе.
Слайд № 8
Секрет 1. «Вода не имеет формы»
На столе стоит стакан, прозрачная фигурная вазочка или бутылка, тарелка и графин с водой.
Воспитатель: Ребята, Капелька вместе с подружками спряталась в графине с водой. Как вы думаете, наша водичка имеет какую-нибудь форму? Можно ли ее положить на стол как кусок дерева или камень? (Ответы детей).
Воспитатель: Почему нет?
Воспитатель: Давайте нальем воду в стакан, скажите, какую форму она име-ет? (дети наливают воду в стаканчики разной формы)
Воспитатель: А вот вода в бутылке, какую форму она имеет?
Воспитатель: Значит, ребята, какой мы можем сделать вывод, кто скажет?
Вывод. Вода не имеет своей формы, а приобретает форму того сосуда, в ко-торый налита.
Работа с мнемотаблицей. Слайд № 9
Слайд № 10
Секрет № 2 «Текучесть»
Воспитатель: Ребята, может кто-нибудь из вас удержать воду? (ответы де-тей). Сложите руки лодочкой. (Воспитатель наливает воду в ладошки ре-бят по очереди). Что же случилось с нашей водой, вода просачивается (убе-жала, утекла).
Воду трудно удержать,
Она стремиться убежать.
А вот я сейчас попробую удержать воду.
Слайд № 11
Секрет №3 «Лёд - твёрдая вода»
Воспитатель берет кусочек льда.
Воспитатель: Превратилась в лёд вода,
Не стремится никуда.
Почему вода не утекает? (Вода превратилась в лёд, стала твердой).
В какое время года вода превращается в лёд? (Ответы детей).
Слайд № 12
А летом можно увидеть лед? Где? (Ответы детей).
Воспитатель: Ребята возьмите в руки кусочек льда и проследите, что с ним будет происходить? (Ответы детей).
Как вы думаете, почему лёд растаял? (От тепла ладони). Что осталось на ла-дошке? (Вода).
А в какое время года лед быстро тает. Слайд № 13
Вывод. Лёд, снег - тоже вода.
Наша Капелька любит играть и приглашает с ней потанцевать.
Слайд № 14 (музыкальный клип)
Физкультминутка «Капельки»
Слайд № 15
Секрет № 4. «Определение прозрачности воды»
Воспитатель: Вот мы и отдохнули, пора вернуться в нашу лабораторию и продолжить наши исследования.
Перед вами стакан с водой, давайте узнаем, какого она цвета? (Ответы детей).
Воспитатель: На столе у нас лежат карандаши разного цвета, с их помощью мы определим цвет воды. Поднесите каждый свой карандаш к стаканчику. Сравните цвет воды и цвет карандаша.
Воспитатель: Ребята, наша водичка похожа на какой-нибудь цвет? Какого же цвета вода? (Бесцветная, прозрачная).
Воспитатель: Подумайте, как можно проверить прозрачность воды? (По-смотрите через стакан с водой). Давайте опустим в стакан с водой ракушки. Ребята, эти ракушиу мне привезли из Крыма, а нашли их на берегу Черного моря. Море – это водоем, но очень большой. Ребята, вы видите свою ракуш-ку? (Ответы детей).
Вывод. Вода не имеет цвета, она прозрачная.
Работа с мнемотаблицей. Слайд № 16
Секрет № 5. «У воды нет вкуса»
Слайд 17
Воспитатель: Ребята, попробуйте воду, какая она на вкус? (Дети пробуют воду на вкус).
Воспитатель: Какая у тебя вода? А у тебя солёная? (Ответы детей).
Можно ли назвать воду солёной, горькой, сладкой, кислой?
Вывод. Вода не имеет вкуса.
Воспитатель: Ребята, понюхайте воду. Чем она пахнет? (Ответы детей).
Воспитатель: У меня в руках духи. Миша, понюхай, духи. Имеют ли духи запах? (Ответы детей).
Воспитатель: Имеет ли чистая вода запах? Кто может сделать вывод?
Вывод. Вода ничем не пахнет. Она без запаха.
Воспитатель показывает мнемотаблицу. Слайд № 18
Секрет №6 «Вода-растворитель». Слайд № 19
А теперь, давайте добавим в воду кусочек сахара, соли или лимона. Возьмите ложечки и положите в один стакан сахар, а в другой соль. Переме-шайте его. Посмотрите и скажите, что произошло с сахаром? Осталось ли что-нибудь в воде? Правильно, в воде ничего не осталось. (Они раствори-лись).
Слайд № 20
Попробуйте, вкус воды изменился? (У воды появился вкус. Вода стала слад-кой и соленой, кислой). В морях и океана в воде растворяются разные соли и минералы, которые находятся на дне, и вода становится соленой, пить такую воду нельзя.
Вывод. Соль и сахар в воде растворяются, и вода приобретает их вкус.
Секрет № 7 «Знакомство со свойством воды отражать предметы».
Воспитатель: Ребята, я знаю одного енота из замечательного мультфильма, который живет около пруда. Пруд, река, ручей, озеро, море и океан – это все водоемы.
Слайд № 21
Воспитатель: Ребята, посмотрите на экран. Что Крошка Енот увидел в пру-ду? (Своё отражение).
Воспитатель: Давайте попробуем повторить его эксперимент. Посмотрите на стол, скажите, что на нём стоит? (Таз с водой.) А представьте, что это пруд.
Воспитатель: Давай все по очереди заглянем в него. Что вы там увидели? (Своё лицо, отражение.)
Воспитатель: А где ещё можно увидеть своё отражение? (В зеркале, в вит-рине магазина и т. д.)
Слайд № 22, 23, 24,25
Воспитатель: Значит, вода может отражать предметы, так же, как зеркало. Давайте подуем все вместе на воду и заглянем в неё. Увидели ли вы теперь своё отражение? (Очень плохо, оно размытое.)
Воспитатель: Какой вывод мы сделаем из данного опыта? (Спокойная вода отражает предметы, как зеркало. Если вода неспокойна, то отражение предметов нечётко и размыто).
Слайд № 26
Физкультминутка
На реке живет енот
Чешет лапкой он живот.
Своим хвостиком виляет,
Кверху лапки поднимает.
Шустро он по кочкам скачет
И запас под корень прячет.
Он среди воды живет
Добродушный наш енот.
Слайд № 27
Воспитатель: Ребята, наш друг Крошка енот очень хочет познакомить вас со своими друзьями – обитателями пруда и теми, кто живет около него.
Слайд № 28 (по щелчку)
Беседа о жителях водоема.
Воспитатель: Ребята, а кого еще можно встретить около водоема. Я предла-гаю вам найти друзей енота, которых можно встретить на пруду.
Дидактическая игра «Жители водоема».
На магнитной доске прикреплено изображение водоема, животных, насекомых, рыб. Задача детей выбрать тех, кто живет в пруду или около него.
Слайд № 29
Воспитатель: Дети, рыбам, лягушкам, водоплавающим птицам, стрекозам и другим насекомым очень нравится жить в нашем пруду, да и в других водое-мах.
Как вы думаете, что случится, если люди будут засорять, загрязнять водоем? (Ответы детей).
Слайд № 30
Воспитатель: Правильно, надо охранять чистоту воды, не загрязнять водое-мы: не бросать в воду и на берегу мусор, не мыть в водоемах машины и вело-сипеды.
Ведь вода – это богатство нашей страны и залог здоровья людей, жи-вотных, растений. Мы должны беречь воду.
Воспитатель (обращается к Капельке) : Спасибо тебе Капелька, за такое за-мечательное путешествие.
Воспитатель: Ребята, что нового вы узнали сегодня на занятии о воде? О ка-ких новых свойствах воды рассказала Капелька? Может ли вода растворять вещества? Какие состояния воды вы запомнили? Что вам больше всего запом-нилось? (Ответы детей).
Работа по мнемотаблицам. Слайд № 31
(Вода прозрачная, сквозь неё видны все предметы. В спокойном состоянии вода отражает предметы. В воде растворяются некоторые вещества, а некоторые не растворяются. Вода не имеет форму. Вода принимает форму предмета, в котором находится).
Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше занятие? (Ответы детей). Я предлагаю вам взять в руки маленькие капельки, друзей нашей Капельки. Ес-ли у вас хорошее настроение и вам понравилось наше занятие - нарисуйте улыбку на своей капельке, ну а если у вас плохое настроение и занятие пока-залось сложным, нарисуйте грустную капельку.
Слайд № 32
Воспитатель: А теперь ребятки, давайте соберем все наши капельки в ведерко, они нам пригодятся. Хлопните в ладоши три раза и увидите, что произойдет.
Воспитатель накрывает ведерко с капельками голубой тканью, дети хлопают в ладоши и достают бутылку минеральной воды.
Слайд № 33
А это подарок от наших капелек – полезная минеральная вода, которая пришла к нам из-под земли с очень большой глубины и пока она к нам под-нималась, в ней растворились полезные минералы и соли, и теперь она не простая водичка, а минеральная и очень полезная. Мы живем в Липецкой об-ласти, а наша область очень богата минеральной водой.
Слайд № 34
Спасибо вам, ребята, за работу, и хочу пожелать не забывать о пользе воды и о том, то нужно воду беречь.
Воду нужно уважать —
Это должен каждый знать!
Совершенно не секрет —
Без воды нам жизни нет!
Ни умыться, ни напиться,
И не сможем насладиться
Ни природой, ни пейзажем
Без воды угаснет каждый!