Наталия Смирнова
Конспект познавательной беседы с детьми подготовительной группы «История земли Московской». Часть 4 «Празднички-ватажнички»
▼ Скачать + Заказать документы
Методические задачи: продолжать знакомить детей с историей своего города, познакомить детей с историческими особенностями развития Москвы и Подмосковья, воспитывать нравственно-патриотические чувства, бережное и уважительное отношение к народному наследию, активизировать интерес к национальному прошлому своего народа.
Материалы к беседе: слайды и дидактические картинки с видами Москвы в старину и в современности, образцы тканей, платки, кокошники, куклы в народных костюмах.
Публикация «Конспект познавательной беседы с детьми подготовительной группы „История земли Московской“, Часть 4 „Празднички-ватажнички“» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Поделки из ватных дисков, ватных палочек и ваты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2018
Ход беседы:
[/b
]«Празднички- ватажнички, а будни одиночки».
Каждая смена года отмечалась в народе праздниками. К этим торжествам готовились заранее всем семейством. (показ слайда)
Накануне 1 сентября (по старому стилю) в Московской губернии в избах гасили все источники огня. Дом освещал лишь мерцающий огонек лампадки. Так готовились к Семенову дню. Рано-рано утром, когда только начинало светать, на двор выходили старшие члены семьи и «вздували» новый огонь. В этот день первый огонь, как в давние-давние времена, принято было разжигать трением. Старики терли заранее припасенные и хорошо высушенные деревяшки друг о друга, как только занималось пламя, звали на двор детей. Молодые приносили лучину и зажигали от нового огня печь и свечи в доме, затапливали от него баню. (показ слайда)
В этот день в деревнях начинали трепать лен, утепляли пенькой окна. Вечером, когда работа по дому была сделана, девушки начинали водить хороводы, а потом усаживались за прялки, брали веретено и пряли лен.
В городах на Семен-день начинались праздничные гулянья, водили хороводы, а молодые люди присматривали себе невест.
(показ слайда)
Очень интересный обычай был в Серпухове. Там девушки на 1 сентября… хоронили мух в гробах из свеклы и моркови. По народному поверью это помогало избавиться от назойливых насекомых.
(показ слайда)
Зимние праздники начинались со святочных обрядов. В первый день Рождества, после полудня, начиналось славление. Ездили по гостям, поздравляли родных и знакомых. В Москве в празднике принимало участие все сословие от крестьян до царей.
(показ слайда)
Зимние праздники начинались со святочных обрядов. В первый день Рождества, после полудня, начиналось славление. Ездили по гостям, поздравляли родных и знакомых. В Москве в празднике принимало участие все сословие от крестьян до царей.
(показ слайда)
На Трифона- перезимника (первый день последнего зимнего месяца) в Московской губернии заклинали… мышей. Жители верили, что если 1 феврали произнести особое заклинание, то можно навсегда избавить селение от хвостатых вредителей
(показ слайда)
А вот Первомай отмечали только в Московском уезде, гулянье устраивали в Сокольнической роще. Поскольку праздник принесли в Россию заезжие немцы, то он долго считался «германским». Первое мая называли праздником «немецких станов». Но своим весельем и раздольем он так полюбился россиянам, что вслед за москвичами его начали отмечать во всех волостях уезда.
С давних пор одним из любимейших праздников на Руси был День Святой Троицы. Но в каждой губернии с годами сложились свои особенности празднования.
К Троице заканчивали работы в поле. Накануне хозяйки убирались в доме, готовили праздничный стол и украшали жилище березовыми ветками. Троицын день считался женским, девичьим праздником и был очень любим незамужними девушками. В этот день девушки гадали о своем будущем.
(показ слайда)
Всю предшествующую ему неделю проводились обряды. Так в деревнях Дмитровского уезда в среду «седмичной» недели девушки шли в березовую рощу «взломать» березку. А на следующий день, в четверг, брали узелки с припасами о отправлялись «завивать» выбранные деревья. Потом определяли самое красивое дерево и начинали водить вокруг него хороводы, пели песни:
Березка, березка,
Завивайся, кудрявая,
К тебе девки пришли,
Пироги принесли со яичницею.
(показ слайда. Воспитатель напоминает детям про песню «Во поле березка стояла…»)
Троица считалась девичьим праздником, а замужние женщины в Московской губернии отмечали Моргосье. Обычно на Моргосье собирались в третье воскресенье после Пасхи- в день памяти женщин-мироносиц.
Обычай моргосничать считался тайным и посещать его могли только замужние женщины, у которых были дети и которые еще могли иметь детей. Не звали на Моргосье старух и юных девушек. Молодухи, которые только недавно вышли замуж или были бездетными, могли попасть на тайное гулянье только по особому приглашению.
Обычно женщины собирались в уединенном месте (в лесу или на берегу реки). С собой приносили продукты из которых готовили праздничную трапезу. На холсты, которыми выстилалась поляна, выставлялось угощение. В середину ставился киот с иконой Божией Матери, а на него подношение виде миски с кашей.
Гуляли до поздней ночи, в перерывах между песнопениями и плясками обсуждали семейные проблемы, новости. Это был единственный день в году, который замужняя женщина могла посвятить самой себе.
В заключение беседы воспитатель спрашивает детей, какие народные праздники они знают. Внимательно выслушивает ответы. Наша беседа проходила в преддверие масленичной недели, поэтому мы даже заклички вспомнили и попели-покричали.
Примечание: На мой взгляд про Моргосье в беседе можно не рассказывать подробно. Но сам праздник очень интересен и заслуживает упоминания.