Наталия Смирнова
Конспект познавательной беседы с детьми подготовительной группы «История земли Московской. Часть 2 «Кто в камче, кто в парче»
▼ Скачать + Заказать документы
Методические задачи: продолжать знакомить детей с историей своего города, познакомить детей с историческими особенностями развития Москвы и Подмосковья, воспитывать нравственно-патриотические чувства, бережное и уважительное отношение к народному наследию, познакомить детей с особенностями старинной одежды Московской губернии, активизировать интерес к национальному прошлому своего народа.
Темочки:
- Беседа. Проведение бесед
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Модель трёх вопросов. Образовательная технология
- Подготовительная группа
- Природа, планета Земля, экология
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2018
Материалы к беседе: слайды и дидактические картинки с видами Москвы в старину и в современности, образцы тканей, платки, кокошники, куклы в народных костюмах, павло-пасадские платки, кокошники.
Ход беседы:
[/b
]«Кто в камче, кто в парче, а мы в холсту по тому ж мосту»
Гардероб наших предков был удивительно органичен. Каждая деталь костюма являлась своеобразным свидетельством жизненного уклада того или иного уезда или волости. Одежда шилась не просто праздничная или повседневная, она еще и соответствовала календарному циклу, образу жизни и семейному положению человека.
(показ слайда)
Незамужние юные девушки одевались в длинные рубахи.
Основу женского наряда составляла длинная широкая рубаха, похожая на балахон, она была со сборками у ворота и длиной до щиколотки. Шили её из прямоугольных кусков ткани. Рубаху носили подпоясанной. Чаще всего рубахи шили из ткани красного цвета, а также из синей, жёлтой, зелёной и белой материи.
(показ слайда)
После того, как девушка выходила замуж, в ее гардеробе появлялась понева, самая древняя деталь женского гардероба, которая крепилась на талии с помощью шнура. В отличии от юбок, поневы шились из трех полотнищ разных цветов. Оно полотнище, спереди, обязательно было белого цвета.
(показ слайда)
![Смотреть фотографию №1 Фото №1 Проведение бесед Конспекты занятий](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-304153-1517500348.jpg)
Одной из важных деталей женского костюма был передник, его повязывали поверх поневы. Глядя на вышивку на переднике, можно было многое узнать о его владелице.
(показ слайда)
![Смотреть фотографию №2 Фото №2 Все конспекты Модель трёх вопросов](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-304153-1517500387.jpg)
Позднее поневу вытеснил более удобный сарафан.
(показ слайда)
Поверх рубахи женщины надевали длинный, расширенный книзу сарафан. Застежками служили мелкие пуговицы. Повседневные сарафаны были синего цвета, праздничные — красного. По всем швам праздничный сарафан украшали цветными каймами — однотонными или узорчатыми. В Московской губернии преобладали два вида сарафанов: саян (или кумашник) и круглый. Саян был косоклинный, его носили на распах или сшивали передние полотнища между собой.
(показ слайда)
Круглый сарафан был прямым, с лямками, за пределами Московской губернии его называли московским. Передняя часть костюма могла быть закрыта длинным прямым передником на лямках, доходящим до колен. На ногах в допетровское время женщины носили сапожки или полуботинки на каблучках. В XVIII в. кожаную обувь носили только городские жительницы, в деревнях были лапти, а сапоги стали частью праздничного костюма. Полушубки и суконные армяки служили верхней одеждой.
(показ слайда)
![Смотреть фотографию №3 Фото №3 Ход беседы Кто в камче кто в парче а мы в холсту по тому ж мосту Гардероб наших предков был удивительно органичен](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-304153-1517500437.jpg)
Головной убор полностью зависел от семейного положения женщины. До замужества девушка повязывала голову обручами, венцами, полотенцами так, чтобы макушка всегда оставалась открытой. После венчания проводился обряд посвящения в женщины: подруги расплетали одну косу и заплетали две, укладывая их венцом. Сверху надевалась невысокая однорогая кичка.
После рождения первенца женщина меняла однорогую кичку на кичку с высоким рогом. Из цветов самым популярным было сочетание синего и красного. Вкрапления золотисто-желтого, золотого и белого цветов придавали женскому облику праздничность.
(показ слайда)
![Смотреть фотографию №4 Фото №4 Каждая деталь костюма являлась своеобразным свидетельством жизненного уклада того или иного уезда или волости](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-304153-1517500481.jpg)
Название головных уборов подчеркивает стремление женщины возвысится над миром: кокошник от слова «кокош» (петух, кичкой в старину называли утку,и сорока (самый богатый на украшения головной убор, род кички, носился замужними женщинами).
В Московской губернии различалось несколько видов головных уборов. Наиболее простыми они были у Звенигородских модниц- кокошник и сорока.
В Волоколамском уезде кокошники отличались от тех, что носили в других уездах. Они были низкими и расшивались хлопчатобумажными нитями, так называемой «бумагой».
В Дмитровском уезде расшитый золотом кокошник или шелковые сороки подвязывались платком из кашемира.
А самое большое разнообразие головных уборов было в Коломенском уезде. Там носили кокошники, сороки и чепцы!
(показ слайда)
Зимой женщины из богатых семей надевали шубу из овчины, покрытую тканью. Ее так и называли «крытая шуба», говорили: «Купи шубу крытую, а одежду шитую». Поскольку обшить шубу тканью стоило очень дорого, то бедные крестьянки носили шубы непокрытые.
Нагольные, то есть шубы без верхнего покрытия китайкой или камкой, носили в Коломенском уезде. Сверху на такую шубу натягивали шушун из сукна. Шушун- верхняя женская одежда со сборками на поясе. Шушун украшали тесьмой по подолу, рукавам и воротнику.
В праздничные дни женщины из зажиточных семей наряжались в заячьи шубы крытые дорогой китайкой.
![Смотреть фотографию №5 Фото №5 Одежда шилась не просто праздничная или повседневная она еще и соответствовала календарному циклу образу жизни и семейному положению человека](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-304153-1517500541.jpg)
В заключении беседы воспитатель предлагает детям рассмотреть кокошники, кукол в народных костюмах, предлагает нарисовать народный костюм (мы рисовали павло-пасадский платок и кокошник). Воспитатель говорит детям, что в следующий раз они поговорят о том, во что играли в Московской губернии.