Алфёрова Ольга Андреевна
Конспект познавательного занятия в старшей группе «Зимушка-зима!»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект познавательного занятия в старшей группе "Зимушка- зима!"
Цель:
1. Расширять и активизировать словарь по теме «Зима».
2. Обобщить и систематизировать представления детей о характерных
3. Развивать внимание, память, логическое мышление, мелкую моторику.
4. Учить отвечать на вопросы, рассуждать, решать проблемные ситуации, выслушивать своих товарищей.
5. Воспитывать познавательный интерес к явлениям природы.
Темочки:
- Зима. ВСЕ материалы на зимнюю тему
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2020
6. Воспитывать дружеские отношения, взаимопомощь и умение работать в команде.
Оборудование, наглядный материал: игрушка Незнайка, картинки с явлениями природы разных времён года, снежки, конверт с письмом, снежинки с заданиями, аудиозапись муз произведения Чайковского «Вальс снежных хлопьев, видеозапись мультфильма «Зимняя сказка. Как медвежонок заболел», Картон чёрного или синего цвета, кисти, белая краска, клеенки и салфетки.
Ход занятия
Звучит аудиозапись «Зимнее утро» П. И. Чайковского.
Дети проходят в группу, встают на ковер.
Воспитатель:
На дворах и домах
Снег лежит полотном
И от солнца горит
Разноцветным огнем.
На безлюдный простор
Побелевших полей
Смотрит весело лес
Из- под черных кудрей…
Здравствуй, гостья-зима!
Просим милости к нам
Песни севера петь
По лесам и степям.
И. Никитин
Воспитатель: - Ребята, какое сейчас время года?
Дети: -Зима.
Воспитатель: Ребята, сегодня утром я получила необычное письмо. На конверте написано: Троицкий Детский сад. Ребятам старшей группы «Кораблик». Поэтому я решила сразу вам его доставить. Посмотрите какое оно красивое. Давайте откроем и прочитаем!
В снежинках-звездочках оно.
Так начинается письмо:
«Я не была у вас давно».
Красивый почерк у Зимы,
Письмо читаем дальше мы:
«Пора нам встретиться, друзья,
Вам без меня прожить нельзя.
Как на санях не покататься?
Как не слепить снеговика?
Ну как, ребята, вам остаться
Без снежной горки, без катка?
Я белоснежная Зима,
Я вам построю терема
И сад, и лес посеребрила,
Большую ёлку подарила.
Везде найдёте вы меня,
Среди сугробов прячусь я…
Хочу проверить ваши знания и приготовила задания…»
Снежинка № 1:
Вот вам первая снежинка,
И на ней задание.
Вы скажите мне, друзья,
А какая я – зима?
Воспитатель:
Какое сейчас время года?
Как вы узнали, что наступила зима?
Есть у зимы три сыночка, три зимних месяца. Как они называются? (Декабрь, январь, февраль).
А сейчас какой месяц? (Январь).
Воспитатель: А теперь давайте вспомним:
• Что бывает зимой? Какие природные явления? (Иней, мороз, метель, вьюга, снегопад, стужа).
• Каким бывает ветер? (Сильный, быстрый, жгучий, колючий, ледяной, холодный, порывистый, студёный).
• Что происходит зимой на водоёмах?
• А что бывает только зимой? (Снег).
• Какой бывает снег? (Лёгкий, искристый, белый, холодный, пушистый, колючий, рыхлый, грязный, непрозрачный).
А сейчас мы с вами немного поиграем!
Игра «Зимние приметы»
Воспитатель:
Если ночь морозная,
Тихая и звездная,
Дым из труб идет столбом,
Значит, ясно будет…
Дети: Днем.
Воспитатель:
Пятна синие над лесом,
Снега мелкого завеса,
Чуть морозы ослабели,
Ветер с юга Жди …
Дети: Метели.
Воспитатель:
Если рыба зимним днем
Ходит прямо подо льдом,
Ходит прямо подо льдом
И об лед стучит хвостом –
Значит без сомнения ждите …
Дети: Потепления.
Воспитатель:
Если вечером закат
Был слегка зеленоват,
Если лег на ветки иней,
На стекле букет из роз,
Если дым ладошкой синей
Достает до самых звезд,
И не свищет ветер грозно
Будет ясно и …
Дети: Морозно.
Воспитатель: Молодцы! А дайте посмотрим, какое задание нас ждёт тна второй снежинке!
Снежинка № 2:
Есть слова похожие,
Как родственники схожие,
Они живут одной семьей,
Поиграть хотят с тобой.
Воспитатель: : Хотите поиграть? Игра называется «Договори словечко».
• Тихо, тихо, как во сне, падает на землю …. (снег).
• С неба всё скользят пушинки – серебристые … (снежинки).
• На просёлки, на лужок всё снижается … (снежок).
• Землю белой, чистой, нежной, застелил постелью … (снежной).
• Вот веселье для ребят – всё сильнее … (снегопад).
• Все бегут вперегонки, всё хотят играть в … (снежки).
• Снежный ком – на снежный ком, всё украсили … (снежком).
• Словно в белый пуховик мы одели …. (снеговик).
• Рядом – снежная фигурка, это девочка … (Снегурка).
Воспитатель: А теперь с предлагаю немного отдохнуть
Физкультминутка «Снег – снежок»
Снег – снежок,
Снег – снежок.
По дорожке стелется.
(Руки у детей подняты вверх, постепенно опускаются вниз)
Снег – снежок,
Снег – снежок
Белая метелица.
Снег – снежок,
Снег – снежок
Замело дорожки.
(Плавно качают руками вправо–влево).
Снег – снежок,
Снег – снежок
Тает на ладошке.
(Поочередно вытягивают вперед то правую, то левую руку).
Мы налепим снежков,
Вместе поиграем.
(«Лепят снежки»).
И друг в друга снежки
Весело бросаем.
(«Бросают снежки»).
Но тепло во дворе
(Хлопают в ладоши,
Не замерзли ушки
(Потирают ладонями уши).
Накатаем мы снег
(Сжимают пальцы в кулачки и вращают ими перед грудью)
В белый ком большущий.
(Разводят руки в стороны).
Воспитатель: Молодцы, ребята!
Снежинка № 3:
Вот ещё одна снежинка –
Посмотрите на картинки.
Вы скажите мне, друзья,
Что здесь лишнее убрать?
Проводится игра «Убери лишнюю картинку». (На доске расположены картинки с зимними, весенними, осенними явлениями природы. Необходимо убрать лишние картинки).
Воспитатель: Зимой все дети очень любят играть на улице в разные игры. А в какие игры любите играть вы? Давайте поиграем с вами в игру «Попади снежком в цель».
Воспитатель: Молодцы, ребята! Снежки холодные, и руки у вас наверное замёрзли. Давайте с вами согреемся!
Проводится пальчиковая гимнастика.
Вот на улице мороз! (указательным пальцем массировать точку между бровями)
Эй, потри скорее нос, (то же у другую сторону)
Подбородок отогрей (массаж точки под нижней губой)
Улыбнулись все скорей (в другую сторону)
И у глаз потрем дружнее (круговые движения на висках)
Веселее, веселее. (в другую сторону)
Ну-ка взялись мы за уши (большие пальцы за ушами)
Ни к чему нам бить баклуши (круговые движения).
Покрутили, повертели – вот и уши отогрели!
Каждый палец согреваем, (снимать кольцо с каждого пальца,
Сильно-сильно растираем.
Воспитатель: : Молодцы, ребята!
(Включается аудиозапись – плачет Незнайка).
Воспитатель: Ребята, вы слышите кто-то плачет? Давайте посмотрим кто это? (Педагог вносит игрушку Незнайку). Да это же Незнайка! Что случилось с тобой?
Воспитатель: Он живёт далеко-далеко в Солнечном городе. У них очень тепло и растет много цветов, и никогда не бывает снега. Он хотел посмотреть, какой он – снег! О нём мему рассказывал Знайка. У вас так красиво и весело зимой. А какие красивые снежинки, так и хочется их съесть!
Воспитатель: Что ты, Незнайка, снег есть нельзя! Ребята, расскажите Незнайке, почему нельзя есть снег. (Ответы детей). Правильно, ребята, снег белый, но он холодный. Вот, Незнайка, ты вместе с ребятами, посмотри мультфильм.
(Показ фрагмента мультфильма «Снежная сказка». Про то, как медвежонок заболел»).
Воспитатель: Вот так медвежонок и проболел всю зиму. Лучше снежинками просто любоваться. Посмотрите, какие они красивые.
(Показ снежинок изображённых на картинках).
Воспитатель: Ой ребята, Незнайка хочет взять снежинки с собой в Солнечный город! Но, они же растают! Правда, ребята?
А давай те нарисуем снежинки. Они не растают, они будут нарисованы на бумаге. И незнайка сможет их взять собой.
Для этого нам необходимы вот листы синего картона, кисточки, и белая краска. (Во время самостоятельной деятельности детей, включается музыка П. И. Чайковского из балета «Щелкунчик», «Танец снежных хлопьев»).
Незнайка: Спасибо вам, ребята! Теперь я покажу всем жителям Солнечного города, какие бывают красивые снежинки и научу их рисовать. До свидание!
Воспитатель: : Вы справились со всеми заданиями Волшебницы-зимы! Какие задания вам понравились больше всего? Вот у меня есть красивые снежинки, они все разные: большие и маленькие. Я предлагаю вам взять каждому по снежинке,. Если вы хорошо занимались, у вас все получилось – то возьмите большую снежинку, а если вы считаете, что получилось не так как хотели (не все хорошо, или что то не получилось) – то возьмите снежинку поменьше. Воспитатель: Молодцы!
Воспитатель: Посмотрите здесь что-то лежит. Ребята, да это какой-то ларец. Давайте откроем его? Да тут записка. Вот что в ней написано: «Дорогие, ребята! Вы выполнили все мои задания, порадовали меня и в благодарность я посылаю вам цветные льдинки! Зимушка-зима!»
Да и мне пора к себе возвращаться! Спасибо вам, ребята, и до свидания!