Лариса Шахова
Конспект познавательного занятия в старшей группе «В гостях у Солнышка»
▼ Скачать + Заказать документы
Лариса Шахова
Сценарий познавательного занятия «В гостях у Солнышка» в старшей группе
Вид деятельности – познавательно исследовательская.
Форма проведения – подгрупповая.
Цели и задачи: Формирование целостной картины мира. Расширение кругозора - дать детям понятие о Солнечной системе, планетах, входящих в нее, о Солнце – как источнике жизни на земле, представление смены дня и ночи. Через решение проблемных вопросов помочь осознать уникальность возникновения жизни на Земле, вызвать желание защищать и оберегать все живущее на планете, воспитывать чувства любви, доброты по отношению к окружающему миру.
Публикация «Конспект познавательного занятия в старшей группе „В гостях у Солнышка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Солнце, солнышко
- Солнце. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2019
Конструирование
Развивать конструктивные умения в моделировании системы вращения Земли вокруг Солнца.
Коммуникативное развитие
- развивать свободное общение детей со взрослыми и сверстниками.
- активизировать словарь: галактика, вселенная, солнечная система, Солнце, земля, орбита.
Чтение художественной литературы
- формировать умение отгадывать загадки.
- умение слушать стихи о нашей планете, и прочувствовать смысл этих стихотворений – беречь и любить.
- способствовать эмоциональному оклику.
Социализация
- развивать игровую деятельность, выполнять игровые действия в игре «Полет в космос»
Безопасность – формировать безопасное поведение вовремя конструирования модели при использовании материала для моделирования.
Материал: макеты Солнечной системы, космического корабля, кукла космонавт, слайды, глобус, зеркало. Коробка с материалом для моделирования: пластилин, проволочки, баночки, скрепки, пластмассовые шарики.
Персонаж – Солнце (взрослый)
Организационный момент:
Игра с солнечным зайчиком.
Воспитатель: Ну-ка, кто из вас ответит:
Не огонь, а больно жжет, не фонарь, а ярко светит
И не пекарь – а печет
в дверь стучать не будет, а войдет и всех разбудит
Игра с солнечным зайчиком
Воспитатель: Ребята, а что такое солнышко? Если Солнце – это звезда, то почему оно не похоже на другие звезды, которые мы видим ночью?
А что мы знаем о Солнце? (дети перечисляют знакомые им функции Солнца)
Воспитатель: - Какие вы молодцы! Наверное, мы все знаем о Солнце! А может быть, есть что-то еще такое, чего мы не знаем? Может мы спросим у самого солнышка? Я сейчас наколдую, чтобы оно здесь появилось
Солнце, Солнце появись,
Всем ребятам улыбнись!
Чтобы стало всем светло, чтобы было всем тепло
Онце, бонце, тронце, лонце
С неба к нам спустилось Солнце!
Солнышко : Здравствуйте ребята, зачем вы меня позвали?
Воспитатель: Мы знаем, что ты горячее, светлое, ласковое, но может есть что-то что мы о тебе не знаем?
Солнце : Тогда давайте познакомимся. Меня зовут Солнце, а вас как? С кем вы живете? У меня есть семья. Моя семья называется – Солнечная система. (рассказ сопровождается показом на макете) Это я, а это – мои дети. Они от меня никуда не отходят. А всегда вокруг меня вращаются. Вот этого зовут Меркурий – он самый горячий, и ближе всех ко мне. А это моя доченька Венера – большая скромница, в ее атмосфере много газов, и она дымкой как косынкой укутана. А вот эту дочь вы наверняка знаете. Узнали? Кто это? Да, Земля – голубая планета. А это – Марс. Характер у него воинственный, поэтому он красный весь. А дальше – Юпитер – самая большая планета. Потом Сатурн – большой модник, кольцами опоясался. Ну а Уран, Плутон и Нептун дальше всех от меня.
Воспитатель: Да, Солнце у тебя большая семья! И ты любишь всех одинаково?
Солнце : Конечно, люблю! Ведь они мои дети, несмотря на то, что одни теплее, другие- холоднее
Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, почему одни из них теплее, а другие холоднее?
Солнце : - а у меня есть еще и внуки. Одну мою внучку вы определенно знаете. Она всегда смотрит на вас с неба. Кто это?
Воспитатель: – а Луна- это планета, как вы думаете почему? Луна может вращаться вокруг Солнца?
Солнце : - И не только. Луна вращается вокруг своей мамы Земли, как вокруг солнца (рассказ сопровождается показом на модели) А теперь мне пора возвращаться в свой дом – в галактику, к моим детям – планетам, ведь они без меня не могут. На память я подарю вам фотографию своей семьи (картина, с изображением солнечной системы)
А тепло моих лучей я всегда буду дарить вам, согревая леса, птиц, животных, вас мои дорогие, всю замечательную планету Земля!
Воспитатель: - Вам было интересно познакомиться с Солнцем, самой большой звездой в нашей солнечной системе? Что было интересно? (дети делятся впечатлениями).
Ситуативный вопрос: - почему планеты не сталкиваются друг с другом? Оказывается, у каждого из них есть своя дорожка (рассматривание орбит)
Физкульминутка.
Игра «Космическое путешествие»
Чтобы отправиться в космическое путешествие нам нужно потренироваться
Чтоб не кружилась голова – покрутим головой, укрепим шею
Чтобы в невесомости управлять своим телом, поупражняем ноги, руки и туловище
А теперь потянулись к солнцу и попросим удачного полета!
Вот на таком космическом корабле мы полетим (показ модели космического корабля). Он сделан из самого прочного материала. Ведь космическая атмосфера суровая и непредсказуемая. А в такой костюм нам придется облачиться (показ куклы космонавта) Скафандр, прочный комбинезон и обязательно баллоны с кислородом, чтобы мы смогли дышать. Ведь в космосе нет кислорода. Кислород есть только на земле, благодаря растениям и Солнцу.
Одели все костюмы, пристегнули баллоны, подышали в трубочку от баллона, надели скафандры и в путь! (дети имитируют действия)
Внимание! Экипаж космического корабля к космическому путешествию готов! На старт! Три, два, один, пуск! Полетели! (дети бегают по группе).
А сейчас мы по космическому лифту возвращаемся на землю. Просмотр слайдов «Системный лифт». Фотографии с изображениями:
- солнечная система- Земля и луна- леса и горы- город- поселок- детский сад
- сами дети в группе
Воспитатель: - Ребята, у меня есть модель Земли – глобус, единственной планеты, где есть жизнь!
Словно крыша над землей, голубые небеса.
А под крышей голубой: реки, горы и леса.
Океаны, пароходы, и поляны и цветы,
страны все и все народы, и, конечно я и ты.
Вместе мы с тобой в ответе за чудесное жилье.
Потому что на планете все твое, и все мое.
И пушистые снежинки, и река, и облака.
И травинки, и тропинки, и вода из родника.
Дом кружится вокруг солнца, чтобы было нам тепло
Чтобы в каждое оконце заглянуть оно могло.
Чтобы жили мы на свете не ругаясь, не грозя,
Как хорошие соседи, или добрые друзья.
Кружит в небе голубом наш огромный круглый дом.
Под одной голубой общей крышей мы живем!
- Ребята узнать, как вращается наша планета вокруг солнца, а луна вокруг земли? Сейчас мы сконструируем модели Солнца и Земли, и будем вращать нашу планету вокруг Солнца, и узнаем, почему бывает день и ночь.
Я сейчас вам объясню
Как мы сделаем конструкцию
Вы внимательно послушайте
Очень важную инструкцию.
2 часть занятия Конструирование. Работа с моделями
Из пластмассовых шариков, пластилина, проволочек и скрепок дети моделируют конструкцию, где маленький шарик вращается вокруг большой.
Эксперимент – убираем Солнце с конструкции, что произошло?
Беседа: «Что произошло, если погасло солнце?» (рассуждения детей)
Итог занятия : Что мы сегодня узнали? Можем мы защищать планету? От чего и как? (не ломать деревья, сажать их, не обижать птиц и зверей, не мусорить и т. д.)
Мы люди- частичка этого огромного мира. Будем же дарить друг другу тепло наших улыбок, наших ладошек. Давайте возьмемся за руки, встанем вокруг нашей любимой планеты (глобуса) и скажем друг другу самые хорошие слова
Есть одна планета – сад
В этом космосе холодном, только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелетных. Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зеленой. И стрекозы только тут
В речку смотрят удивленно. Береги свою планету-
Ведь другой похожей нету!