Ирина Михнёва
Конспект познавательного занятия в старшей группе с использованием социоигровой технологии «Готовим репортаж о птицах»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Создать условия для формирования представлений о зимующих птицах родного края.
Задачи:
Образовательные:
1. Обогащать и систематизировать представления детей о зимующих птицах родного края (виды птиц, среда обитания, чем питаются, особенности гнездования).
2. Стимулировать познавательный интерес детей к природному миру, их самостоятельность в поиске информации, способности к самостоятельным умозаключениям и обобщениям.
Развивающие:
Публикация «Конспект познавательного занятия в старшей группе с использованием социоигровой технологии „Готовим репортаж о птицах“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2016
3. Развивать умение классифицировать объекты по видам: птицы леса, птицы, живущие рядом с человеком.
4. Совершенствовать связную и диалогическую речь.
5. Развивать умение договариваться между собой, оказывать помощь другим.
6. Совершенствовать умение использования компьютера с целью расширения кругозора.
Воспитательные:
7. Воспитывать заботу о птицах через изготовление мини - кормушек.
Образовательная область: Познавательное развитие.
Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, двигательная, познавательно- исследовательская.
Оборудование: экран, проектор, 2 ноутбука для игры; картинки - пазлы (глухарь, кедровка, сова, воробей, синица, голубь, дятел, свиристель, сорока, ворона, тетерев, 2 обруча, картинки- ориентиры: человек, лес; картинки с изображением корма для птиц (зерно, крошки, ягода, орехи, насекомые, мелкие грызуны, семена, материал для изготовления корма для птиц (шишки, клей из муки, крупа, салфетки, блюдца, кисти).
Предварительная работа: наблюдение за птицами, рассматривание иллюстраций о птицах, познавательные сообщения «Птицы наших лесов», чтение произведений о птицах, загадывание загадок, изготовление кормушек, подкормка птиц, игра «Собери птицу», работа с моделью «Птицы», рассматривание схемы «Гнездование», беседа «Зимующие птицы нашего края», слушание аудиозаписи «Птицы в лесу», разучивание игры «Птичкам холодно».
Ход деятельности:
1. Настрой на предстоящую деятельность
Колокольчик озорной,
Ты ребят в кружок построй!
Собрались ребята в круг,
Слева – друг, и справа – друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
Предлагает подарить свои улыбки друг, другу, чтобы весь день было прекрасное настроение.
2. Создание проблемной ситуации
(Воспитатель обращает внимание на экран «Братская инструкция»- видеосюжет о зимующих птицах).
-За окном холодный ветер, мороз и не всем уютно как нам сейчас.
-Кому же сейчас грустно, холодно и голодно?
-Как помочь зимующим птицам пережить зимние холода? (ответы детей)
- Давайте подготовим репортаж о зимующих птицах.
3. Обыгрывание проблемной ситуации.
(Воспитатель наводит детей на мысль, о каких птицах идет речь, из каких источников можно узнать)
- Что необходимо узнать для репортажа?
-В этом помогут картинки – подсказки (виды птиц, место обитания, гнездо, поведение птиц, корм, оперение)
Предлагаю всю интересную информацию фиксировать на видеомониторе.
4. Просмотр фрагмента фильма «Зимующие птицы» Дети обмениваются впечатлениями от увиденного.
-С какими птицами вы встретились в зимнем лесу? (синица, дятел, воробей, свиристель)
-Каких зимующих птиц наших лесов вы еще знаете?
- Для того, чтобы определить о каких птицах зимнего леса будет идти речь в репортаже, предлагаю объединиться в пары по цвету пазл. Соберите свой пазл и узнаете, о какой птице вам придется собрать информацию. (деление на пары).
5. Игра «Собери картинку»
На столе лежат разрезные картинки в виде пазлов. Дети собирают картинки, объединившись парами по цвету обратной стороны пазла. (глухарь, кедровка, сова, воробей, синица, голубь, дятел, свиристель, сорока, ворона, тетерев).
-Ребята, вы узнали этих птиц? Назовите их.
6. Игра «Рассели птиц»
- У всех птиц определенное место обитания. Какие из этих птиц живут рядом с человеком, а какие в лесу? Предлагаю расселить птиц. В этом вам помогут ориентиры на мальбертах – картинки с изображением леса и города. А теперь, пары подойдите к тому ориентиру, который на ваш взгляд, обозначает место обитания ваших птиц (возле каждого мальберта собираются пары, образуя 2 компании) Посмотрите, у нас образовалось 2 компании, первая компания – птицы, которые обитают в лесу, вторая компания – птицы, которые обитаю возле жилья человека. Для дальнейшего оперативного сбора информации о птицах, предлагаю каждой компании придумать себе название (компании придумывают себе названия, например «Воробьи», «Дятлы»)
Когда вы смотрели видеосюжет, вы обратили внимание на поведение птиц?
-Как ведут себя птицы, когда им холодно? ( Ответы детей: летают, ищут корм, чтобы не замерзнуть, прячутся).
-Представьте, что вы птицы.
7. Подвижная игра «Птичкам холодно»
Показать вам разное поведение птиц, поможет музыка различная по характеру (под веселую музыку - птички летают и ищут себе корм, по грустную - ищут себе убежище, присаживаясь на корточки и изображая домик) (3-4 раза)
-Где прячутся птицы, когда ветер и холодно? (ответы детей)
Предлагаю каждой компании определить гнёзда для птиц. Выполнять задание будете по очереди, передавая друг другу мышку. Но прежде чем выполнить задание, предлагаю выбрать посыльных, которые получат задание для каких птиц, вы будете выбирать домики (дети выбирают посыльных, посыльные получают задание от воспитателя).
У кого из посыльных окажется в конверте знак «!» - та команда первой будет выполнять задание.
8. Игра с использование ИКТ : «У кого какой домик?»
(дети мышкой наводят на птицу, «перетягивают» его в нужное место)
Компания «Дятел» : на экране изображение домиков птиц в произвольном порядке, внизу ряд из пяти птиц леса. Задача: найти дом для каждой птички.
Команда «Воробей» : на экране изображены домики, гнёзда птиц, живущих рядом с человеком, внизу ряд птиц. Задача: найти дом для каждой птички.
-Вы правильно нашли домики для птичек, которые спасают их от холода и ветра. После небольшого отдыха птицам нужно искать себе корм, чтобы выжить.
-Кто же вылетел одними из первых в поисках корма?
9. Компьютерная гимнастика для глаз «Каких вы видите птиц»
- Посмотрите ребята на экран, высоко в небе кружат вороны, слева на березе уселись синички, справа на ветку тополя прилетели свиристели, внизу на снегу собирают крошки голуби и воробьи.
(на экране появляются различные птицы и дети движением глаз следят за ними)
- Что еще спасает птиц от холодов? Об этом узнать нам поможет игра. Вопросы я буду задавать по очереди каждой компании. Прежде чем ответить на вопрос посовещайтесь, как только ответ будет готов - посыльный поднимает руку и дает ответ. Отвечает первой та команда, которая первая готова к ответу.
10. Словесная игра «Кто как себя ведет?»
Воспитатель называет предложения, дети заканчивают их:
-Рыба покрыта чешуей, а птица…
-Когда холодно, человек закрывает нос рукой, а птица…
-Когда холодно, человек ёжится и дрожит, а птица…
-Человека от холода спасает одежда, а птицу…
-Человек питается разными продуктами, а птица питается…
Вот сколько разного корма назвали вы. Все ли птицы употребляют одинаковый корм? (ответы детей)
-Предлагаю каждой компании выбрать корм для своих птиц. После того, как вы подберете корм, дайте знак (похлопать, потопать и т. д).
11. Игра «Подбери корм для птицы»
На столе разложены картинки с изображением разного корма.
Воспитатель подходит со 2-й компанией и выслушивает ответы детей, задает вопросы: Какой корм вы выбрали? Почему вы выбрали именно этот корм? (воспитатель и дети выслушивают ответы детей, второй компании предлагается дополнить ответы)
- Компания «Воробей» вы может дополнить ответ?
-Как люди должны заботиться о птицах?
-Я предлагаю помочь птицам и приготовить для них вкусное лакомство.
12. Ручной труд «Лакомство для птички»
- Изготавливать лакомство вы будете в парах. Выберете себе друга, с которым приготовите лакомство для птиц.
Дети готовят лакомство для птиц, используя шишки и разный корм (шишка с петлёй смазывается клестером из муки и обсыпается разным по выбору кормом).
Воспитатель приглашает группы корреспондентов собраться за круглым столом редактора: спрашивает детей, какую интересную информацию дети узнали о птицах, смогут ли они составить репортаж о птицах, проанализировать, что получилось лучше всего, какие затруднения были у каждого. С кем в компании было работать легко, какие трудности испытывали?
11. Рефлексия: «Смайлики»
Если вам понравилось искать интересную информацию о птицах, то возьмите весёлого смайлика.
А если у вас остались какие-то вопросы, вы что-то не поняли, то возьмите задумчивого смайлика.
Мы с вами собрали много интересной информации о птицах, у кого есть желание продолжить собирать материал для репортажа присоединяйтесь к нам на прогулке!