Любовь Бубненко
«Грибы». Конспект познавательного занятия в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №9 «Теремок»
Конспект
познавательного занятия
Тема: «Грибы»
(образовательная область «Познавательное развитие»)
Составила:
воспитатель I квалификационной
категории
Бубненко Любовь Борисовна
г. Курчатов
2018г.
Конспект
Задачи:
Публикация «„Грибы“, Конспект познавательного занятия в старшей группе» размещена в разделах
- Грибы и лесные ягоды
- Грибы. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
1. Познакомить детей с грибами, учить различать съедобные и несъедобные грибы.
2. Познакомить с правилами поведения в природе при сборе грибов.
3. Развивать мышление детей, мелкую моторику.
4. Познакомить с микроскопом.
5. Обогатить словарь детей новыми, незнакомыми словами.
6. Вызвать интерес к живой природе.
7. Воспитывать у детей бережное, не потребительское отношение к природе.
Материал и оборудование:
Для воспитателя:
- микроскоп
- цветной плакат с изображением съедобных и несъедобных грибов
- цветные карточки с загадками о грибах и и их изображением.
Для детей:
-корзина с муляжами грибов : подосиновики, подберезовики, опята, мухоморы, лисички, грузди, белый гриб, боровики, маслята, сыроежки, волнушки, грузди, вешенки, бледные поганки, шампиньоны, ложные опята.
- чистые альбомные листы,цветные карандаши.
(весь раздаточный материал предусмотрен на каждого ребенка)
Ход занятия:
1. Организационный момент:
Здравствуйте, ребята! Посмотрите, сегодня к нам на занятие пришли гости. Давайте поздороваемся с ними. Сегодня я принесла для вас много интересного. А вы знаете, что такое биология? (ответы детей). Биология- это наука о живом. А что можно отнести к живому? (ответы детей). Конечно, это и животные, и растения. Я знаю,что вы очень любите загадки, вот послушайте какие загадки я для вас приготовила.
Сквозь землю прошел, красну шапочку нашел (гриб)
Под кочкой крошка,
Только шапка да ножка. (гриб)
Верно, ребята, это грибы. И сегодня мы с вами поговорим о грибах.
2. Беседа о грибах.
- Скажите мне, пожалуйста, что вы знаете о грибах? (ответы детей). Где растут грибы? Кто хоть раз ходил с родителями в лес собирать грибы? Из каких частей состоит гриб? (шляпка и ножка). Все ли грибы можно собирать и употреблять в пищу? (ответы детей). Почему?
Ребята посмотрите на этот плакат. Что на нем изображено? (грибы). Обратите внимание на то, что все грибы нарисованы по разному. Одни на белом фоне, а другие на черном. Как вы думаете, почему? (ответы детей) Конечно, ребята. Грибы делятся на две группы : съедобные и несъедобные. Съедобные грибы изображены на белом фоне, а несъедобные, как вы уже догадались, на черном. Почему художник нарисовал несъедобные грибы на черном фоне? (ответы детей). Верно, потому что несъедобными грибами можно отравиться.
3. Дидактическое упражнение "Почему их так называют".
- Ребята, какие вы молодцы! А сейчас давайте поближе познакомимся с грибами. У каждого гриба есть название. (Педагог указывает на каждый съедобный гриб и называет его, а дети вслед за ним хором проговаривают название гриба, затем аналогичное упражнение проводиться с несъедобными грибами).
Вот видите, какие интересные названия есть у грибов. А хотите узнать, почему именно такие названия люди дали грибам? Оказывается, люди придумали названия грибам не просто так. Каждый грибок любит произрастать в определенном месте. Например, подберезовик растет только рядом с березой или под березой, поэтому его так и назвали подберезовик. Подосиновик можно встретить только под осинами, а вот белый гриб так назвали потому, что все грибы во время варки темнеют, а белый гриб остается белым, вот поэтому его так и назвали. А еще белый гриб считается начальником среди всех грибов. Найти его в лесу очень сложно.
4. Физминутка "По грибы"
Все зверушки на опушке
Ищут грузди и волнушки.
Белочки скакали, рыжики срывали,
Лисичка бежала, лисички собирала.
Скакали зайчатки, собирали опятки.
Медведь приходил, мухомор раздавил.
5. "А знаете ли вы?"
- Присаживайтесь, ребята. Кстати, о мухоморах. Мы с вами уже выяснили, что есть несъедобные грибы нельзя. Мухомор очень опасен для человека. Но значит ли это, что его нужно уничтожать в лесу как и все несъедобные грибы? (ответы детей). Так вот, мои дорогие друзья! Уничтожать несъедобные грибы ни в коем случае нельзя. Если вам встретиться такой гриб мухомор, вы просто обойдите его стороной, пусть себе растет. Оказывается, мухоморами любит лакомиться лось. И если уничтожить все мухоморы, лось умрет от голода. Но мы же с вами не допустим этого. Человек должен охранять природу, а не уничтожать ее. В природе нет ничего лишнего. То, что вредно для человека может оказаться полезным для животных. Когда вы немного подрастете, я расскажу вам о биологической цепочке.
Ребята, как в думаете что у меня в руках? (гриб трутовик) Педагог дает детям его потрогать, сделать вывод из чего он сделан, легкий он или тяжелый. Рассказвает детям о грибах трутовиках, которые растут на деревьях и питаются за их счет. Такие грибы называются грибами- паразитами.
Ну что же, я вижу, что вы уже хорошо запомнили все грибы и сейчас мы с вами поиграем в игру "Соберем в лесу грибы" и узнаем, кому можно ходить в лес за грибами, а кому еще необходимо получше изучить грибы.
6. Игра "Соберем в лесу грибы"
Педагог приглашает детей пройти в спальню, где на полу разбросаны муляжи съедобных и несъедобных грибов. Детям предлагается разделиться на пары, и по команде начать собирать грибы в корзинку. Мальчики собирают все съедобные грибы, а девочкам все несъедобные. Звучит мелодия со звуками леса. В конце игры подводятся итоги. Каждый ребенок должен назвать гриб, который он нашел.
7. " Волшебный предмет".
Ребята, вы наверно уже давно обратили внимание на предмет, который стоит у меня на столе. Как вы думаете, что это за предмет? (ответы детей). Интересно узнать? Тогда слушайте. Это микроскоп. И я вам сейчас о нем расскажу. Люди изобрели микроскоп для того, чтобы получить возможность видеть то, что обычным глазом увидеть нельзя. Микроскоп используется в медицине для выявления различных заболеваний. Вот, например, вы моете руки перед едой? (ответы детей). А для чего вы это делаете? (чтобы смыть микробы) Посмотрите сейчас на свои ладошки? Что вы видите? (ответы детей) Верно, мы ничего на ладошкам сейчас не видим. Но, на самом деле, на ладошках наших огромное количество микробов и увидеть их можно только через такой волшебный предмет -микроскоп. Хотите заглянуть в него?
Педагог приглашает детей по очереди заглянуть в микроскоп. Каждый ребенок делится впечатлением об увиденном.
Затем педагог достает стеклышко, которое через микроскоп разглядывали дети и обнаруживается, что на стекле ничего не было, а то, что увидели дети - микробы, которые есть повсюду: и на одежде, и на теле, и на предметах. Но увидеть их можно только в микроскоп.
8. Игра "Отгадайка"
Ребята, а теперь мы с вами закрепим знания, полученные сегодня. Послушайте загадки о грибах :
Царь грибов на толстой ножке, самый лучший для лукошка
Он головку держит смело, потому что гриб он. (белый).
Если их найдут в лесу, сразу вспомнят про лису.
Рыжеватые сестрички, назваются. (лисички).
Я в красной шапочке расту, среди корней осиновых.
Меня увидишь за версту, зовусь я. (подосиновик)
Лета первая примета: под березкой в холодке
Гриб коричневого цвета на пятнистом корешке. (подберезовик).
Молодцы, ребята! Все грибы запомнили. Теперь можно смело оправляться в лес. А сейчас я предлагаю вам нарисовать гриб, который понравился вам больше всех остальных. (Дети рисуют грибы и затем каждый ребенок называет гриб, который он зарисовал, уточняя, съедобный он или нет).
9. Домашнее задание.
Ребятки, вот сколько нового вы сегодня узнали о грибах. Но у меня есть еще один секрет, но сегодня я его раскрывать не стану. А хочу попросить вас провести дома с мамой или папой такой эксперимент. Возьмите небольшой кусочек хлеба или батона, поместите его в пакетик и несколько дней не открывайте. А затем попросите маму или папу открыть пакет и посмотрите, что произошло с хлебом. А вот о том, что вы там увидите, расскажите мне на следующем занятии. (На следующем занятии рассказать об эксперименте и сообщить детям о том, что "плесень" -это тоже грибы.)
Ну вот и подходит к концу наша встреча. Вы очень внимательные и наблюдательные ребята. Скажите мне, пожалуйста, что нового вы сегодня узнали? Что вам больше всего понравилось во время нашей встречи? Что не очень понравилось? Что бы вы хотели повторить или сделать еще раз? (ответы детей). Спасибо вам, мои друзья, за внимание!
Педагог угощает детей печеньем "грибочки", а дети дарят гостям цветы "ромашки", изготовленные своими руками.
Звучит детская песня о грибах.