Оля Лунева
Конспект познавательного занятия в старшей группе «Мы имеем право»
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила Лунева О. А. воспитатель МБДОУ Вязьма Бянский д/с
«Солнышко»Смоленской области Вяземского района
НОД по познавательной деятельности в старшей группе на тему
«Мы имеем право…»
Цель: формировать представления детей старшего дошкольного возраста о правах ребенка.
Публикация «Конспект познавательного занятия в старшей группе „Мы имеем право“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Права ребенка. Конспекты занятий по правовому воспитанию
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Старшая группа
- Темочки
Задачи: познакомить детей с понятием «право» в доступной для их возраста форме, систематизировать знания детей о своих правах и обязанностях;
развивать правовое мировоззрение, умение рассуждать, анализировать, умение общаться в детском коллективе, расширять кругозор детей, обогащать словарный запас; воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям, способствовать развитию вежливости, доброжелательности.
Материал: аудиозаписи: плача новорожденного, песни «Я имею право…» из мультфильма «Смешарики. Азбука прав ребенка»; коляски с куклами «младенцами» с манжетками на руках, мяч, свидетельство о рождении, паспорт, «Конвенция о правах ребенка»
Предварительная работа: Беседа «Зачем человеку имя?», дидактическая игра «Что сначала, что потом» (серия «Человек. Мужчина. Женщина»); просмотр мультфильма «Смешарики. Азбука прав ребенка»
Ход НОД:
Звучит запись плача новорожденного ребенка.
Воспитатель: Как вы думаете, кто это плачет? (Маленький ребенок) Да, с таким плачем рождаются все дети. Это родился ребенок. (Показывает в коляске кукол – младенцев – «новорожденные») А что это у них на руке? (Обращает внимание на руки кукол, где прикреплены манжетки с указанием даты рождения) Как вы думаете, зачем нужна такая манжетка?
Все новорожденные одинаковые, отличить их друг от друга очень трудно, имен у них нет, есть только манжетки с цифрами. Когда вы родились, у вас тоже были манжетки. В какое время года вы родились? Вам бы понравилось, если бы вас называли цифрой, которая была бы на вашей бирке: 8, 14, 25.
Как вы считаете, для чего люди придумали имена?
У каждого человека есть имя, и оно выделяет его среди других. Обращаясь к другу, мы называем его по имени. Услышав свое имя, человек поймет, что обращаются к нему. Каждый ребенок со дня рождения имеет право на собственное имя.
Когда ребенок рождается на свет, родители выбирают ему имя, в которое они вкладывают свои надежды.
Дидактическая игра «Прошепчи на ушко»
Воспитатель: Каждого из нас можно назвать ласково и нежно. Назовите ласково друг друга на ушко.
Есть по этому поводу пословица: «Ласковое слово и кошке приятно». А можно назвать имя грубо и этим обидеть человека.
Дидактическая игра «Мое имя»
Воспитатель: Мы растем и растет и наше имя. Я вам буду бросать мяч, называя имя, а вы возвращайте его мне, и называйте свое полное имя.
Когда родился человек, ему дают имя и он получает документ «Свидетельство о рождении»
Воспитатель рассматривает с детьми свидетельство о рождении и паспорт, как аналог для взрослого.
Когда вы вырастите, вы имеете право изменить свое имя и переехать на постоянное место жительства в другую страну.
Воспитатель: Дети должны и имеют право жить в семье. Что же такое семья? Из каких членов семьи состоит ваша семья? Какая она? (Большая, маленькая, дружная, трудолюбивая и т. д.). Кто что делает в вашей семье?
Дидактическое упражнение «Исправь предложение»
1. Сначала родились мы, а потом наши родители.
2. Бабушка младше мамы.
3. Я бабушкина дочка.
Вам хорошо жить в семье? В народе говорят: «Вся семья вместе, так и душа на месте». Все дети имеют право на жизнь в семье.
Семья – это счастье, любовь и удача.
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы,
Семья – это важно, семья – это сложно,
Но счастливо жить одному невозможно!
Воспитатель: Ребята, вы должны ценить и уважать своих родителей, дедушек, бабушек и всех взрослых, которые о вас заботятся. В семье самое главное – это любовь и уважение друг к другу.
Но помимо прав у каждого ребенка должны быть и обязанности в семье.
Физминутка подвижная игра «Где мы были – мы не скажем, а что делали – покажем» (Воспитатель предлагает показать, какие у детей обязанности в семье).
Воспитатель: Вы должны помогать своим родителям, а еще обязаны их слушаться.
Дидактическая игра «Ладони»
Воспитатель: Правая рука не может работать, играть без левой. Сравнение прав (правая рука) и обязанностей (левая рука). Права и обязанности дружат между собой. Кладем на ладошки права и говорим о том, как будем выполнять обязанности (левая ладошка).
Воспитатель: Дети имеют право на медицинскую помощь.
Ребята, если человек заболел, то он имеет право обратиться за помощью к врачу. Врач назначит правильное лечение, чтобы больной быстрее выздоравливал. А ваша обязанность бережно относиться к своему здоровью, есть побольше овощей и фруктов, заниматься спортом, одеваться по сезону.
Воспитатель: Также все дети имеют право на отдых. Детство невозможно без отдыха, прогулок, посещения музеев, участия в конкурсах, занятия любимым делом. Как вы отдыхаете? (Ответы детей).
Воспитатель: Дети имеют право на бесплатное образование.
Скоро вы пойдете в школу. У вас у всех есть право на бесплатное образование. А основной вашей обязанностью будет посещение уроков и выполнение домашнего задания.
Для чего всем надо учиться? (Ответы детей).
Каждому человеку нужны знания, чтобы разобраться во всем многообразии окружающего мира. Есть такая пословица «Знание – сила». Знания помогли человеку научиться перемещаться на огромные расстояния, переплывать океаны, летать в космос, лечить многие болезни.
В школе дети получают необходимые знания. Затем учебу можно продолжить в техникуме, институте, университете. Каждый человек выбирает сам, кем он хочет стать. Учиться надо, чтобы получить профессию, чтобы быть умными и образованными.
Воспитатель: Все права детей написаны в книге, которая называется «Конвенция о правах ребенка». В ней говорится что, все дети на Земле независимо от национальности, цвета кожи, мальчик это или девочка, на каком языке говорит – все-все дети должны иметь одинаковые права.
А что такое право? (Высказывания детей).
Право – это возможность что-то иметь или делать. Эта возможность обеспечивается и охраняется государством.
Лишь появится ребёнок и дышать начнёт едва,
Он имеет право жить, развиваться и дружить;
Иметь уютный, теплый дом,
Видеть тихий мирный сон.
Врачей помощь получать,
Обучаться, отдыхать,
Быть весёлым и здоровым,
Восхищаться чем-то новым,
И любить, и быть любим.
Он на свете не один!
О каких правах детей говорится в стихотворении? (Рассуждения детей).
Подведение итогов.
Воспитатель: Ребята, надо знать свои права. Такие же права есть у всех детей, нельзя нарушать права других детей.
Ребята, скажите, что нового вы сегодня узнали? (Ответы детей).
Воспитатель предлагает прослушать запись песни «Я имею право…» из мультфильма «Смешарики. Азбука прав ребенка» :
Я имею право быть чёрным и белым.
Я имею право быть ловким и смелым.
Ты имеешь право иметь своё имя.
Ты имеешь право быть просто любимым.
Мы имеем право на всём белом свете.
Мы имеем право — мы дети!