Оксана Васильевна Никитенко
«Мы микробов победим». Конспект познавательного занятия в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: дать детям простейшие представления о микроорганизмах, об их свойствах (растут, размножаются, питаются, дышат). Узнать, что микроорганизмы бывают полезными и вредными; познакомить с простыми способами борьбы с болезнетворными бактериями
Задачи:
Обучающие:
• Способствовать формированию представления о том, окружающий мир населен микроорганизмами – микробами.
• Расширить представления детей о способах распространения болезни, о том, что полезно и вредно для здоровья.
Темочки:
- ЗОЖ, здоровье. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Микробы и вирусы. Все о микробах для детей
- Микробы и вирусы. Конспекты занятий
- Средняя группа
- Художественно-эстетическое развитие. Технологии
- Темочки
• Ввести в активный словарь слова: микроорганизмы, чистота, гигиенические процедуры, размножение, микроскоп.
• Формировать умение о различных способах защиты организма.
Развивающие:
• Создавать условия для развития познавательного интереса к исследовательской деятельности.
• Формировать знания о том, что все многие заболевание носят инфекционный характер и передаются воздушно-капельным и бытовым путем.
• Развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес в процессе экспериментирования
Воспитательные :
• Воспитывать у детей дошкольного возраста потребность пользоваться правилами личной гигиены.
• Воспитывать аккуратность и ответственность в работе через экспериментирование.
Оздоровительные:
• Формировать у детей элементарные представления о мерах защиты и профилактики заболеваний.
• Создание положительного эмоционального фона, радостного настроения, доброжелательного микроклимата.
Образовательная область: «Познавательное развитие»
Интеграция образовательных областей:
«Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие»
Предварительная работа: цикл занятий о здоровом образе жизни, рассматривание познавательных книг,
Оборудование и материалы: письмо, микроскопы, картинки с изображением микробов, листы с заданиями, эмблемы микробов, шприцы для подвижной игры.
Оборудование для экспериментов: ёмкости с водой, блёстки, жидкое мыло, мука, пульверизаторы с цветной водой, пластмассовые и деревянные игрушки, бумажные полотенца.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сегодня утром, я на столе нашла большой конверт. Он подписан «Детский сад № 55», детям группы «Непоседы» и посылка. Давайте откроем конверт и посмотрим, что же там внутри. А внутри письмо от кого, сейчас узнаем!
Я — микробик! Ха-ха-ха!
Быть здоровым — чепуха!
Суйте грязный палец в ротик!
Как живете? Как животик?
Ну а голова болит?
Меня это веселит!
До чего же я пригожий,
Я, микробушка, хороший!
Я хочу с вами дружить.
Пустите, к себе пожить?
Кроме письма, ещё и фотографии своих друзей прислал микроб.
Воспитатель: Ну что ребята будем дружить с микробом?
Дети: Нет!
Воспитатель: Ребята, сегодня я предлагаю вам стать маленькими учеными, и подтвердить и расширить свои знания о микробах. Для этого нам надо пройти в «Лабораторию интересных открытий».
Воспитатель: Давайте с вами уточним, кто такие микробы, и как нам от них защититься?
Ответы детей.
Воспитатель: Микробы - это крошечные живые организмы, которые могут проникать в наши тела и заставить нас болеть, когда мы не выполняем надлежащую гигиену.
Как же они выглядят, давайте посмотрим фотографии из конверта? (демонстрируются иллюстрации).
Рассматривают изображение различных бактерий и вирусов «Как выглядят микробы»
Воспитатель: У них нет ни рук, ни ног, ни рта и носа. Нет желудка, сердца, лёгких. Это просто шарики или палочки. Микроб – обобщающее название для всех живых микроорганизмов, которые слишком малы для того, чтобы быть видимыми невооруженным глазом. Бактерии и вирусы, простейшие организмы – это всё микробы. Они обитают не только на земле, в воде, или воздухе, но и в растениях, животных и, разумеется, внутри человека. Именно микробы были первыми на земле. Микробы бывают одноклеточные (состоят из одной единственной клетки) и многоклеточные (состоят из нескольких клеток). Бактерии могут прекрасно чувствовать себя в одиночестве, передвигаясь с помощью жгутиков, а могут собираться вместе и жить группами, даже без кислорода. А вот вирусам для размножения нужен «хозяин».
Воспитатель: Ребята, кто из вас знает, чем опасны вирусы и бактерии?
Ответы детей: Они могут вызывать кашель и простуду.
Воспитатель: А также более серьезные инфекции, такие как ангина и пневмония. Микробы могут также стать причиной кишечной инфекции.
Воспитатель: Как же можно защититься от микробов, вирусов?
Ответы детей: Надо мыть руки.
Воспитатель: Давайте проведем простой, веселый и эффективный эксперимент.
Эксперимент № 1 "Блестящие микробы"
Цель: продемонстрировать детям, что без мыла ополаскивание рук водой не приведет к удалению микробов!
Дети подходят к емкостям с водой, в которую добавлены блестки. Взрослый предлагает детям поиграть с водой, и попутно просит их представить, что блестки – это микробы. Затем просит детей вымыть руки только водой, чтобы посмотреть, сможет ли смыться блеск. Вряд ли у них это получится! Тогда взрослый просит детей вымыть руки во второй раз с помощью мыла и при этом досчитать до 10, пока они моют руки.
Вывод: Чтобы избавиться от наибольшего количества микробов, надо использовать мыло!
Воспитатель: Правильно, ребята! Только правильная гигиена рук является единственным наиболее эффективным способом предотвращения распространения инфекций. Может помешать нам заразиться серьезными (а иногда и опасными для жизни) болезнями.
Игровое задание «Что сначала, что потом?»
(дети вспоминают алгоритм мытья рук, находят и выставляют в нужной последовательности карточки).
Воспитатель: Задание выполнили правильно. Можно сказать, что микробы окружают нас повсюду! Даже глубоко под землей! Главное для них, чтобы была вода и тепло. Без воды они не могут существовать. На земле так много микробов, что не хватит цифр, чтобы их сосчитать.
Игровое задание «Как можно заразиться инфекцией, вызванной вирусами и бактериями»
(дети выбирают сюжетные картинки)
- любая твердая поверхность, если там есть бактерии и вирусы
- немытые овощи и фрукты
- девочка гладит животных
- малыш играет в песочнице
- чихающий человек
- мальчик, поранивший руку
- ребёнок, сосущий палец
Воспитатель: Добавлю, что прикасаясь немытыми руками к носу, рту, глазам, можете занести вирусы в свой организм.
При рукопожатиях, поцелуях и обьятиях вирусы и микробы попадают на наше тело.
Деньги, пластиковые карточки – основные разносчики инфекций.
Ежедневно на коже человека появляются микротрещины, не видимые человеческому глазу. Через них бактерии и вирусы проникают внутрь человека.
Воспитатель: Вредные привычки: ковырять в носу, грызть ногти, вытирать руки об свою одежду, брать игрушки и другие предметы в рот способствуют заражению микробами.
Эксперимент № 2 «Мучнистые микробы»
Цель: продемонстрировать детям, как легко распространяются микробы.
Дети подходят к емкостям с мукой. Взрослый просит детей крепко прижать руки к муке, предлагая представить, что мука - это микробы. Затем, дает им потрогать и поиграть пару простых для мытья пластмассовых или деревянных игрушек (кусочки Лего, деревянные игрушки, одежду) в течение нескольких минут. Обратить внимание детей, сколько муки осталось на игрушках.
Вывод: Очень легко распространяются микробы, когда мы не помыли руки после посещения общественных мест. Чистые руки – ваша защита!
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, как ещё защитить себя от инфекций, вызванных бактериями и вирусами?
Ответы детей: Надо регулярно принимать душ, убираться в квартире, есть пищу, богатую витаминами, чистить зубы.
Воспитатель: Всё правильно вы сказали. Хочу дополнить ваши ответы, а вы мне помогайте.
Если заболевшие появились среди ваших родных и близких, надевайте маску, мойте руки, пользуйтесь отдельной посудой.
Можно использовать противовирусные мази.
Меньше ругайтесь, нервничайте, так как организм с крепкой психикой устойчивее к инфекциям.
В период массового заболевания людей, вызванного вирусами, стоит ограничить посещение общественных мест.
Пользоваться медицинскими перчатками и масками.
Проветривать помещение, потому что, там, где слишком много людей и окна закрыты, становится душно и не хватает воздуха, там человеку трудно находиться, появляются головная боль, тошнота и часто возникают заболевания и недомогания.
Воспитатель: Всё правильно сказали, но не назвали очень важный способ профилактики заболеваний! Совместно вспоминаем о том, что прививка - это способ защиты от серьезных инфекционных заболеваний, который позволяет предотвратить болезнь или ослабить ее течение.
Подвижная игра «Прививки против вирусов»
Правила игры: Дети «микробы» под веселую музыку передвигаются по площадке и выполняют движения. Несколько детей выполняют роль медицинских работников. Со сменой музыки дети «микробы» разбегаются, а «медицинские работники» догоняют.
Воспитатель: Наше тело умеет пачкаться, и очень важно соблюдать гигиену, чтобы чувствовать себя хорошо и не болеть. Ноги больше всего потеют. Пот, конечно, хорошо увлажняет кожу, но лучше его смывать, чтобы в нём не размножались бактерии.
Воспитатель: Поэтому ребята, нам надо помочь одному мальчику. Он решил принять душ, но вода не льется.
Проблемная ситуация «Помоги мальчику быстро помыться»
(дети за определенное время в сюжетной картинке раскрашивают капельки воды, считают их, выявляя победителя)
Воспитатель: А теперь давайте с помощью еще одного эксперимента, узнаем, как далеко вирусы разлетаются при чиханье и кашле.
Эксперимент № 3 «Как далеко улетают вирусы при чиханье и кашле».
Цель: продемонстрировать детям, что при чиханье и кашле микробы разлетаются в разные стороны, оседают на другие предметы, людей.
Дети с помощью пульверизатора с подкрашенной водой, брызгают на зеркало или бумажное полотенце, выясняют безопасную дистанцию.
Вывод: При чиханье и кашле лучше прикрываться одноразовым платком, так как, прикрываясь рукой, или используя носовой платочек, мы помогаем размножаться вирусам и бактериям, заражаем людей.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что бактерии бывают не только «плохие», которые вызывают различные болезни. Некоторые бактерии являются неотъемлемой частью жизни человека, без них мы просто не смогли бы жить. Самого первого микроба человек получает в момент своего рождения. А к трем годам ребенок соберет основной набор бактерий, которые будут с нами на протяжении всей жизни. Не пугайтесь! Это нормально. Одни живут в кишечнике и помогают переваривать пищу, другие усиливают наш иммунитет, помогают бороться с болезнями. Третьи обитают на поверхности нашего тела, защищают кожу от опасных бактерий.
С помощью полезных бактерий получают продукты из молока.
Ответы детей: кефир, сметану, сыр, йогурт
Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, с помощью какого прибора мы с вами можем увидеть микробы?
Ответы детей: Микробы можно увидеть с помощью микроскопа.
Воспитатель: У нас с вами осталось последнее задание, которое надо выполнить.
Игровое задание «Будь внимателен!»
(рабочие листы: надо соединить лупы, в которых видны одинаковые вирусы и бактерии)
Рефлексия:
Воспитатель: Ребята, я очень рада, что вы справились совсеми заданиями, давали мне правильные ответы, пополнили свои знания о микробах. Что нового для себя узнали?
Ответы детей.
Воспитатель: Применяйте их в жизненных ситуациях, делитесь ими с другими детьми и взрослыми. Соблюдая эти несложные правила, мы можем избежать многих неприятностей, связанных с микроорганизмами. Самое главное не забывайте о правилах защиты от инфекций! Сегодня мы с вами узнали многое, но не всё. Впереди нас ждет ещё много открытий о микробах.