Ирина Корягина
Конспект познавательного занятия в подготовительной группе «Возвращение пингвинёнка Питера»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект познавательного занятия
«Возвращение пингвинёнка Питера»
Группа : Подготовительная.
Предмет: Познавательное развитие.
Тема: «Возвращение пингвинёнка Питера»
Цель: Развитие познавательного интереса к Антарктиде и её обитателям.
Задачи:
1. Образовательные:
Публикация «Конспект познавательного занятия в подготовительной группе „Возвращение пингвинёнка Питера“» размещена в разделах
Систематизировать знания детей о жизни пингвинов на севере, о внешнем виде. Установить взаимосвязь между климатом и образом жизни пингвинов.
2. Развивающие:
Развивать внимание, память, логическое мышление, воображение, наблюдательность, познавательный интерес. Обогащать речь детей новыми словами (айсберг, ледник, ледокол).
3. Воспитательные:
Продолжать формировать бережное отношение к окружающей природе.
Оборудование и основные источники информации:
Картонное яйцо, глобус, карта Антарктиды. Презентация для детей «Антарктида». Научно – познавательный фильм «Императорский пингвин Питер» из серии «Твои веселые друзья зверята», логическая игра «Что верно?», дидактическая игра «Мама Питера». Картинки с видами транспорта (автомобиль, поезд, самолёт, вертолёт, корабль, ледокол).
Оборудование к эксперименту: вода, перья, жир, схема опыта.
Список использованной литературы:
Кремчар А. В. Животный мир севера России. М. изд-во Россельхозиздат 1986г.
Цепеникова В. И. Чудеса, которые рядом, или «волшебный телевизор» :
Системный оператор открывает окружающий мир. Пермь: Изд-во ПОИПКРО
1994год.
Сценарий занятия
1. Вводная часть.
Дети с воспитателем входят в группу и обращают внимание на необычное яйцо. Воспитатель берет в руки яйцо и спрашивает у детей.
Воспитатель: Как вы думаете, кто из яйца может появиться?
Какие животные откладывают яйца? ( Дети перечисляют: птицы, змеи, черепахи, ящерицы, крокодил). Воспитатель показывает картинки.
Воспитатель: Итак: крокодил, черепаха, ящерица, птица – все они могут из яйца появиться.
2 часть. Основная. Введение игрового персонажа, освоение содержания занятия в познавательной деятельности.
Раздается звук ломающегося яйца.
Воспитатель: Домик круглый,
Домик белый
И на вид вполне целый
Когда же треснул, наконец,
На волю выскочил птенец. (Из яйца выглядывает птенец).
Он не гусь, и не павлин,
Догадайтесь! Он… пингвин.
Из яйца появляется игрушка пингвинёнок.
Воспитатель: Он похож на крокодила? А на ящерицу? Может, он похож на черепаху? А можно назвать его птицей?
-Вспомните, что отличает птицу от других животных?
Дидактическая игра «Перья, крылья, клюв». Воспитатель предлагает детям схемы, с отличительными признаками разных животных, в том числе, птиц. Дети самостоятельно находят нужные карточки и закрепляют их на магнитной доске.
Воспитатель: У пингвина есть все эти признаки? Мы можем его назвать птицей?
Ответы детей.
На экране появляется изображение пингвина с ярко выраженными признаками птицы.
Показ сопровождается диалогом воспитателей и детей. В результате дети делают вывод: пингвин – птица, он появляется из яйца, у него есть крылья, клюв, перья.
Воспитатель: Но ведь он не летает, возможно, мы не правы.
Варианты ответов детей
Воспитатель: Дети, вы видели на наших улицах пингвинов?
-Нет!
- Откуда же оно появилось? И где нам искать его родителей? Узнать место, где живут пингвины, нам помогут скорлупки.
Если скорлупки в яйцо соберём
Место узнаем и карту прочтём.
Игра «Собери целое». Дети собирают скорлупки яйца, соблюдая
последовательность чисел от 1 до10 (на каждой скорлупке написана цифра). Если задание выполнено правильно, то получиться карта Антарктиды. Включается запись «Песни мамонтёнка» из мультфильма «Мама для мамонтёнка». Дети работают с глобусом и картой, ищут на них Антарктиду:
Воспитатель:
Антарктида, Антарктида,
Холодна ты даже с виду.
Ты на глобусе цветном,
Ледяным лежишь пятном. (Рассматривание карты).
-Ребята, каким цветом обозначена Антарктида на карте?
-А что обозначает белый цвет? (Снег, холод, лёд, морозы достигают – 60*C)
-Могут ли пингвины жить в таком климате? (Версии детей).
Просмотр видеосюжета «Императорский пингвин Питер» из серии «Твои Веселые Друзья Зверята» ВВС продолжительностью 18 секунд.
Воспитатель: Давайте отвезем пингвинёнка в Антарктиду, ведь именно там обитают его родственники. Но там очень холодно, прежде чем отправиться в путешествие, надо утеплиться.
Физкультурная пауза «Одевание». Дети берут с собой в путешествие карту, надевают специальную одежду, спасаются от холода (имитация).
Звучит «Песня мамонтенка».
Воспитатель: Мы отправляемся в путешествие на родину Питера.
Посмотрите на глобус. Мы находимся вот здесь, а Антарктида на другом краю земли. Нам надо пересечь океан. На чем туда можно добраться? Какой транспорт нам нужен?
Воспитатель выслушивает ответы детей, задает уточняющие вопросы:
-Почему ты считаешь, что на машине (поезде, самолёте, вертолете, корабле, ледоколе) мы доберёмся?
Воспитатель: Какой вид транспорта более подходящий? Ответы детей.
-Да, ледокол. Почему он так называется?
Дети отвечают и делают вывод: Он может колоть лёд, потому и называется ледокол. Он имеет очень мощный двигатель, крепкий стальной корпус. Итак, мы отправляемся на ледоколе.
Вниманию детей предлагается электронная презентация «В Антарктиду».
Воспитатель: Что же мы с вами видим?
Под промерзшим небосводом
Ледники сползают в воду,
И плывут вон там вдали
Ледяные корабли.
Воспитатель: Вы знаете, как называются эти ледяные горы?
Ответы детей.
Воспитатель: Конечно, это айсберги. Перед нами проплывают огромные ледяные глыбы. Над водой возвышается только небольшая часть, остальные под водой. Поэтому айсберги очень опасны для кораблей. Айсберги плывут, потому что их подгоняет ветер и течение океана. Они плывут и не тают. Какие они красивые, самой неожиданной и причудливой формы. Предлагаю пофантазировать.
Игра «На что похоже?»
-На айсбергах любят отдыхать тюлени, морские котики, пингвины.
Пингвины? (Пауза). Значит, близко Антарктида.
Воспитатель предлагает посмотреть в бинокль.
Вот видна уж с корабля
Сквозь трубу подзорную,
«Ледовитая земля»-
Берега просторные.
Малый ход! Машина стоп!
Здравствуй, Антарктида!
Дети выходят с корабля. Звучит музыкальный фрагмент «Арктический ветер». На экране фото сюжет «Колония пингвинов».
-Ребята, нас встречают пингвины, как их много. Как же нам найти маму Питера? Вы знаете?
Проводиться игра «Мама Питера». На макет Антарктиды выставляется семья пингвинов разного размера, с разными клювами, с хохолками и без хохолков. Воспитатель называет приметы мамы по схеме, которую надо расшифровать, например, «не маленькая, не с красным клювом, с хохолком». В результате игры Питер возвращается к своей маме.
Воспитатель: Питер и его мама в знак благодарности предлагают погостить у них и узнать всё о жизни пингвинов в Антарктиде.
-Вы согласны?
Воспитатель: Что бы вам хотелось узнать о пингвинах?
Проводиться дидактическая игра «Кто задаст больше вопросов». Из предложенных вопросов выбирают наиболее интересные.
Вопрос №1. Как пингвины высиживают яйца на таком холоде?
Выслушиваются версии детей.
Просмотр видеосюжета «Высиживание яйца» продолжительностью 20 секунд.
Вопрос №2. Как пингвины передвигаются, когда очень сильно торопятся?
(Версии детей). Давайте попробуем походить как пингвины.
Упражнение: дети двигаются, изображая пингвинов.
-Получилось у вас очень быстро передвигаться? А как же это происходит на самом деле?
Просмотр видео сюжета продолжительность «как пингвины передвигаются» 24 секунды.
Воспитатель: Пингвины много времени проводят в воде. Но из воды выходят сухими.
Вопрос №3. Почему пингвины выходят сухими из воды? (Версии детей).
-Я предлагаю вам превратиться в настоящих ученых исследователей.
Проводиться опыт. Дети пропитывают перья жиром, опускают в воду и обсуждают, что происходит.
Дети делают вывод, что у пингвинов очень большой запас жира, короткие, густые перья, пропитанные жиром.
Вопрос №4. Чем питаются пингвины? (Версии детей).
Воспитатель: Посмотрим следующий сюжет.
Видеосюжет «Чем питаются пингвины» продолжительностью 17 секунд.
Вопрос №5. Чем пингвины похожи на детей?
Дети предлагают различные версии.
Воспитатель: Представляете пингвинята, как и вы ходят в детский сад.
Там они учатся быть сильными, ловкими, проворными.
Просмотр видеоролика «Пингвиний детский сад» продолжительностью 16 секунд.
3. Часть. Заключительная.
Воспитатель: Что нового вы узнали о пингвинах?
-Что вас удивило в поведении пингвинов?
-Что вам показалось особенно интересным из жизни пингвинов?
-Какие новые вопросы появились? Что бы вы еще хотели узнать?
Для более успешного запоминания детям демонстрируется схематичные изображения наиболее значимых моментов из жизни пингвинов.
Воспитатель: О жизни пингвинов можно узнать еще много, много нового и интересного. Я хочу подарить вам видеофильм «Императорский пингвин Питер», из которого вы сможете узнать, что же ждёт Питера дальше.
Воспитатель: Пора нам прощаться с Питером, его семьёй, Антарктидой и возвращаться на корабль.
На корабле воспитатель раздает всем на память раскраски с изображением пингвинов.