Наталья Шевелева
Конспект познавательного, проектно–исследовательского занятия «Загадки космоса» в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
СОД. Конспект познавательного, проектно – исследовательского
занятия «Загадки космоса»
в подготовительной к школе группе
Цель: в процессе экспериментальной деятельности уточнять, конкретизировать и расширять знания детей о космосе.
Задачи:
- дать элементарные представления о строении солнечной системы, звёздах и планетах,
- научить проводить эксперимент,
- пробуждать интерес к познанию космоса, развивать желание совершать открытия,
Публикация «Конспект познавательного, проектно–исследовательского занятия „Загадки космоса“ в подготовительной к школе группе» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Конспекты занятий
- Космос. Проекты
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2015
- формировать у детей опытным путём элементарные понятия о законах космоса,
- формировать умение делать выводы по результатам опытов.
Ход занятия.
- Ребята, приближается День космонавтики. Космонавтика - от слова космос.
- Что же такое космос? Выслушать ответы. Уточнить.
- Весь необъятный мир, который находится за пределами Земли, называют космосом
- Ребята, кто из вас хочет прямо сейчас узнать, что же такое космос, далёкий и загадочный, и что в нём происходит? Кто хочет стать учёным – экспериментатором? Как нас много! Здорово! И прямо сейчас мы опытным путём будем разгадывать загадки космоса.
А чтобы мы ничего не забывали, будем результаты записывать в своих учёных карточках. Кто-то из вас выступит с докладом.
- Космос называют и другим словом? Вселенная. Вселенная - это весь мир. Всё ,что нас окружает со всех сторон.
Например, небо, а на небе Солнце. Солнце это громадный шар из раскалённых газов. Размеры нашего светила просто огромны. Диаметр Солнца превышает миллион километров. Даже взрослым трудно представить и осмыслить такие размеры. Чтобы попытаться представить размеры Солнца проведём опыт.
Опыт № 1 «Солнце и Земля»
Цель: объяснить соотношение размеров Солнца и Земли
Оборудование : большой мяч и бусинка, иллюстрация Солнца.
Ход: если бы Солнце уменьшилось до размеров мяча, то наша Земля стала бы размером с эту бусину. Что больше?
Вывод: Солнце намного больше земли
- Что бы запомнить зарисуйте этот закон на своих карточках.
- Мы живём на планете Земля. Земля – это огромный твёрдый шар. На поверхности этого шара есть суша и вода. Землю окружает атмосфера. Она защищает планету от горячих лучей солнца и падающих с неба метеоритов и льда. Они сгорают в атмосфере. (Показать иллюстрации метеоритного дождя и метеоритов.) Земля это единственная известная нам обитаемая планета. На земле есть вода и воздух. Нашу планету называют голубой планетой.
Почему? Ответить на вопрос поможет опыт.
Опыт № 2 «Голубое небо»
Цель: установить, почему землю называют голубой планетой.
Оборудование: стакан, вода, молоко, ложка, пипетка, фонарик, иллюстрация Земли из космоса.
Ход: наполним стакан водой, добавим в стакан каплю молока и размешаем. Затемним комнату и установим фонарик так, чтобы луч света от него проходил сквозь центральную часть стакана с водой. Мы увидим, что луч света проходит только через чистую воду, а вода разбавленная молоком имеет голубовато-серый оттенок.
Вывод: в атмосфере находиться кислород, который также как частицы молока выделяет голубой цвет, когда на него падают лучи солнца. От этого с земли небо кажется голубым, а земля кажется голубой из космоса. Если в воздухе много пыли и влаги, то небо кажется серым.
- Что бы запомнить зарисуйте этот закон на своих карточках.
В безоблачный ясный вечер всё небо над нашей головой усыпано множеством звёзд. Они кажутся маленькими сверкающими точками, потому что находятся далеко от Земли. На самом деле звёзды - это огромные раскалённые газовые шары, похожие на Солнце.
Звёзды отличаются друг от друга размерами: есть звёзды – гиганты, а есть звёзды – карлики. Люди ещё в древности условно разделили небо на районы, а звёзды на группы – созвездия. Самые заметные звёзды в каждой группе соединили воображаемыми линиями, а затем смотрели, на что похож рисунок. На небе есть целый зверинец: Большая и Малая медведицы, Рак, Лебедь, Дракон, Скорпион, а ещё Геркулес.
Звёзды не светят как солнце. Но светятся. И видим мы их потому, что на них попадают солнечные лучи.
Солнце светит постоянно, но днё мы звезды не видим. Почему?
Опыт № 3 «Дневные звёзды»
Цель: показать, что звёзды светятся всегда.
Оборудование: дырокол, картонка размером с открытку, белый конверт, фонарик, иллюстрация звёздного неба.
Ход: в освещенной комнате пробить дыроколом в картонке несколько отверстий. Вложить картонку в конверт. Взять в одну руку конверт, а в другую фонарик. Посветить на обращённую к нам сторону конверта – дырки не видны. Посветить с другой стороны конверта – дырки хорошо заметны. Свет проходит через дырки в любом случае, но видим мы их, только если дырка выделяется на темном фоне.
Вывод: днём звёзды светятся тоже,но на светлом небе их не видно. Звёзды хорошо видны только на тёмном небе. Ночью.
- Что бы запомнить зарисуйте этот закон на своих карточках
Во вселенной нет ни одного небесного тела, которое бы стояло на месте. Всё движется. Нам кажется, что звёзды неподвижны, но на самом деле звёзды так далеки, что мы не замечаем, как они несутся в космосе с огромной скоростью по своему пути. Во вселенной существует строгий порядок и не одна звезда или планета не сойдёт со своего пути или орбиты и не столкнуться одна с другой. Слово космос означает «порядок», «строй».
Какие небесные тела вы можете назвать кроме Земли, Солнца, звёзд? (Луна, планеты)
Луна – это спутник земли. Она вращается вокруг земли. Почему луна не улетает в космос и не падает на Землю из-за земного притяжения? Предлагаю провести опыт.
Опыт № 4 «Почему Луна не падает на Землю?»
Цель: объяснить детям, почему Луна не падает на землю.
Оборудование: кольцо спортивное, верёвка, иллюстрация Луны, иллюстрация опыта.
Ход: один конец верёвки привязать к кольцу, а другой зажать в руке. Кольцо - это луна, а ребёнок – земля. Попросить ребёнка раскрутить кольцо за верёвку. Кольцу не даёт улететь верёвка. Верёвка - это сила земного притяжения. Как только луна перестанет вращаться, так сразу сила земного притяжения её приземлит, притянет к земле.
Вывод: весь секрет в движении
- Что бы запомнить зарисуйте этот закон на своих карточках
Давным-давно учёные заметили, что на небе есть объекты которые передвигаются, блуждают. Они назвали эти объекты планетами. Планеты к нам ближе, чем другие звёзды. И они также как и наша Земля вращаются вокруг него. Все планеты, а их 8, которые вращаются вокруг Солнца, образуют солнечную систему. Меркурий самая близкая к солнцу планета. Венера кажется серебристым блестящим шаром. Её хорошо видно утром. Поэтому её называют утренней звездой.
Если на ночном небе ты увидишь красноватую точку, которая как бы подмигивает тебе, то знай - это планета Марс. Ближайший сосед Земли. На Марсе мало кислорода и самые высокие горы.
Юпитер самая большая планета солнечной системы. Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун состоят из сгустившихся газов. У Сатурна очень много спутников и много лун. Их так много что они похожи на кольца из камней и космической пыли. Уран - уникальная планета Солнечной системы. Ее особенность в том, что она вращается вокруг Солнца не как все, а “лежа на боку”. Уран тоже имеет кольца, хотя их труднее увидеть. Нептун последняя планета солнечной системы. Плутон исключён из ряда планета.
Посмотрите на картину солнечной системы. Почему же все планеты солнечной системы движутся строго по своей орбите. Что их там удерживает? (Предположения детей)
Давайте проверим ваши предположения и проведём очередной опыт.
Опыт № 5 «Солнечная система»
Цель: объяснить детям, почему все планеты вращаются вокруг солнца.
Оборудование: палочка с СД на конце, 9 шариков на нитках разной длинны, прикреплённые к диску, иллюстрация строения солнечной системы.
Ход: представьте, что палочка с диском – солнце, а шарики – планеты. Вращаем палочку – все планеты летят по кругу, если её вращение остановить до и планеты остановятся. Что же помогает солнцу удерживать всю солнечную систему? (солнцу помогает движение, вращение)
Вывод: если Солнце не будет двигаться и вращаться, то планеты не будут к нему притягиваться. Не будет притяжения, которое не позволяет планетам войти со своей орбиты.
- Что бы запомнить зарисуйте этот закон на своих карточках
Посмотрите на картину солнечной системы. Как вы думаете, на каких планетах температура будет выше? (На тех, что ближе к солнцу.) Почему? Давайте проверим ваше предположение.
Опыт № 6 «Горячо и холодно»
Цель: проверить, как зависит температура на планете в зависимости от близости к солнцу.
Оборудование: настольная лампа, метровая планка с термометрами, на термометрах метки поставлены следующим образом: черный – 18, синий – 25, красный – 35 .
Ход: представим, что лампа – это Солнце. Термометры установлены там, где расположены крайние планеты. Давайте посмотрим, как лучи солнца влияют на температуру планет. Включаем лампу. Воспитатель озвучивает количество градусов.
Что можно сказать о температуре на планетах? (на дальней меньше, на ближней больше)
От чего зависит температура на планетах? (от того, на каком расстоянии расположена планета от Солнца)
Что происходит с лучами Солнца, пока они долетят до дальней планеты?)
Вывод: чем дальше планета от Солнца, тем меньше солнечных лучей до неё доходит, тем и греют они планету меньше.
Какая планета самая горячая? (Меркурий. +350). Самая холодная? (Нептун. -220)
- Что бы запомнить зарисуйте этот закон на своих карточках
Примечание. В ожидании результатов опыта можно провести физминутку.
Мы цепочкой друг за другом,
Взявшись за руки идем. (Идут цепочкой,правое плечо вперед, взявшись за руки)
Повернувшись внутрь круга,
Медленно кольцо замкнем. (Останавливаются, образуют круг,взявшись за руки)
Вот колечко, то есть круг. (Прямые руки поднимают вверх).
Наши руки, приподнявшись,
Лучиками стали вдруг. (Потянуться вверх на носочках).
Мы сомкнулись, повернулись (Руки опустить, шаг вперед, поворот кругом.)
Раз! И солнцем обернулись. (Руки вверх - потянуться на носочках).
Чтоб нас лучше разглядели,
Раз – присели, два – присели. (Руки вперед, приседают два раза).
Вдаль сейчас комета мчится (Прямые руки поднимают вверх,соединяя ладони
Прямо в звездной тишине рук в кулак над головой. Потянуться на носочках).
И звездою обратившись, (Прямые руки над головой–растопырить пальцы рук).
Ярко светит в темноте. (Выполняют движения "фонарики" кистями рук).
Можем сделать мы флажок (Попеременные движения прямыми руками вверх - вниз перед собой).
Можем – треугольник (Соединить ладони треугольником перед собой).
Это все легко и просто (Махнуть правой рукой перед собой)
Сделает дошкольник.
Итог. Сколько загадок космоса мы попытались сегодня с вами разгадать? А как много ещё космических загадок и законов осталось не разгаданными!
- Ребята, давайте посмотрим на ваши карточки и вспомним, какие же загадки космоса мы сегодня попытались разгадать?
- Какой закон вас удивил?
- Какой закон оказался для вас самым интересным?
- Что нового о космосе вам помогли узнать наши эксперименты?