Ольга Молодцова
Конспект занятия-экспериментирования в старшей группе «Воздух»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Обогатить и систематизировать знания детей о воздухе и его свойствах через организацию совместной деятельности.
Задачи:
1. Познакомить с понятием «воздух», его свойствами.
2. Способствовать развитию способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного экспериментирования и делать выводы.
4. Способствовать развитию органа зрения, слуха, обоняния.
5. Способствовать развитию сообразительности, внимания, любознательности.
6. Активизировать речь и обогатить словарь детей.
Интеграция образовательных областей:
Публикация «Конспект занятия-экспериментирования в старшей группе „Воздух“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Познавательное развитие; Социально-коммуникативное развитие; Речевое развитие. Безопасность.
Использование технологий: технология исследовательской деятельности (опыты, здоровьесберегающая технология (физкультминутка).Безопасность.
Оборудование:
Воздушный шарик, посылка, записка, халаты на каждого ребёнка; полиэтиленовые пакеты для каждого ребёнка, миска с водой и одноразовые стаканчики на каждого ребенка, стаканчики с водой по 1 на каждого, трубочки для коктейля для каждого ребёнка; веер из бумаги, карточки- схемы, 3 баночки с кусочками чеснока, лимона, апельсина, магнитная доска.
Организационный компонент.
Ребята к нам сегодня в детский сад почтальон Печкин принес посылку. От кого она? Сейчас узнаем, кто ее прислал. Написано: Ребятам от Незнайки из Цветочного города.
Воспитатель открывает посылку: Ой ребята смотрите, здесь воздушный шарик и записка.
Воспитатель читает записку: «Здравствуйте дорогие ребята, расскажите пожалуйста, что такое воздух и почему шарик называется воздушным? Незнайка». Ребята поможем Незнайке и ответим на его вопросы. А для того нам нужна лаборатория. Сейчас мы с вами будем настоящими исследователями. Наденьте халаты. (Дети одевают халаты и идут до столов)А вот и наша лаборатория. Готовы проводить опыты с воздухом?. Дети: Да
Воспитатель: Чтобы начать эксперименты надо вспомним как нужно вести себя в лаборатории.
Дети перечисляют:
1. Соблюдай тишину в лаборатории.
2. Не толкай соседа во время работы.
3. Не перебивать друг друга.
4. Работать тихо, аккуратно, внимательно.
Воспитатель: Молодцы!
Опыт №1.
Воспитатель: Для начала мы увидим воздух. Посмотрите вокруг, мы видим воздух? (ответы детей) Нет, но мы его можем поймать например с помощью пакетиков. Пакетик пустой, теперь мы наберем в него воздух и закрутим. Что произошло пакетом? (ответы детей)
Воспитатель: Действительно пакет изменил форму, он полон воздуха. Воздух занял все место в мешке. А какого цвета воздух в пакете? (ответы детей) Правильно он бесцветный. Теперь развяжем и выпустим из него воздух. Что изменилось (ответы детей) Пакет опять стал пустым. Значит воздух находится вокруг нас. А как вы думаете он есть в пустом стаканчике? (ответы детей) Есть, сейчас мы это проверим. Возьмем стаканчик перевернем и опустим его аккуратно в воду, что произошло (ответы детей)
Воспитатель: Стакан не наполняется водой. - Что же не пускает воду в стакан?
Дети:(воздух). Опыт предлагается повторить детям по очереди.
Воспитатель: -А теперь, потихонечку наклоняйте стакан. Что появляется в воде?
Ответ детей: пузырьки воздуха.
Воспитатель: - Откуда взялись пузырьки (ответы детей) Правильно это воздух выходит из стакана, а его место занимает вода. Интересно наблюдать, как воздух, попадая в воду, быстро поднимается пузырьками наверх. Они легче воды. Возьмите карточку, которая означает «Бесцветный» и прикрепите к доске. (дети находят схему «Бесцветный» и прикрепляют к доске)
Делаем вывод: Воздух прозрачный, легче воды и занимает все пространство
Опыт №2
Воспитатель: Скажите ребята, почему шарик называется «воздушным»?
Дети: В нем есть Воздух
Воспитатель: Откуда он там взялся?
Дети: Надули воздухом
Воспитатель: Значит в нас тоже есть воздух?. Попробуйте задержать дыхание и не дышать. Человек не может жить без воздуха.
Воспитатель: Попробуем увидеть воздух который находится внутри нас. Возьмите трубочку опущенную в стакан с водой и подуем в нее, что произойдет (Ответы детей) Мы видим пузырьки воздуха. Пузырьки –это воздух, которым мы дышим.
Делаем вывод: Воздух находится внутри нас и внутри воздушного шарика.
Опыт №3
Воспитатель: Как мы можем почувствовать воздух? Возьмите веер и помашите им на себя. Что вы чувствуете?
Дети: Дует ветерок
Воспитатель: Ветер- это движение воздуха.
Вывод: Воздух может двигаться.
Ребята мы поработали, и все устали. Давайте отдохнём, выходите на ковёр, сделаем физкультминутку.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Ветер веет над полями,
И качается трава. (Дети плавно качают руками над головой.)
Облако плывет над нами,
Словно белая гора. (Потягивания — руки вверх.)
Ветер пыль над полем носит.
Наклоняются колосья —
Вправо-влево, взад-вперёд,
А потом наоборот. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.)
Мы взбираемся на холм, (Ходьба на месте.)
Там немного отдохнём.
Опыт №4
Воспитатель: Ребята, мы с вами уже знает, что воздух какого цвета?
Дети: Бесцветный
-Вдохните ртом воздух и попробуйте, какого он вкуса? (безвкусный).
-Вдохните носом воздух. Какого он запаха? (без запаха).
Вывод: Чистый воздух не имеет цвета, запаха, вкуса. Прикрепите соответствующие карточки- схемы на доску. (Дети находят карточки схемы, крепят к доске)
Воспитатель: А сейчас ребята, я хочу вам показать, что воздух может иметь запах.
Я приготовила для вас сюрпризы с различными запахами, попробуйте отгадать, чем будет пахнуть воздух.
Воспитатель подготавливает пахучие вещества в баночках (чеснок, апельсин, лимон).
Дети отгадывают запахи.
Воспитатель: Вывод: Чистый воздух не имеет запаха, но может запахи переносить, распространять.
Рефлексия
Воспитатель: Что же мы расскажем Незнайки о воздухе?
-Воздух окружает нас со всех сторон.
-Воздух прозрачный, поэтому мы его не видим.
-Воздух тяжелее воды.
-Человек не может жить без воздуха.
-Ветер это движение воздуха
-Способ обнаружения воздуха «поймать» его в оболочку.
-Чистый воздух не имеет запах, но может их переносить.
-Молодцы, теперь Незнайка много узнает о воздухе и почему шарик называется – воздушным!