Галина Логиновская
Конспект познавательного занятия «Город Чита — моя малая Родина» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
формирование у детей представлений о родном городе как о малой Родине
Задачи:
- закрепить умение узнавать достопримечательности родного города; - упражнять в умении называть свой домашний адрес; - развивать познавательный интерес, выразительную, связную речь; - воспитывать уважение к истории своего города, к традициям народа; - воспитывать эмоционально-положительное отношение к красоте малой родины, патриотизм.
Публикация «Конспект познавательного занятия „Город Чита — моя малая Родина“ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мой родной город. Конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2022
Предварительная работа: Беседы о родном городе, улицах, домах, людях, живущих в городе. Заучивание стихотворений о Родине, о Чите. Рассматривание репродукций, иллюстраций, альбомов на тему: «Город, в котором я живу», «Москва – столица нашей Родины» и т. п. Экскурсия по городу, знакомство с достопримечательностями Читы. Конкурс казачьей песни «Льется песня у костра» Дидактическая игра «Путешествие по городу».
Оборудование: презентация «Наш город», наперсток, иголка с ниткой, мягкая игрушка сердечко.
Ход
1. Круг приветствия:
Здравствуй, небо голубое,
Здравствуй, солнце золотое,
Здравствуй, вольный ветерок,
Здравствуй, маленький дружок,
Мы живем в родном краю,
Всех я Вас приветствую!
(Дети выполняют движения в соответствии с текстом).
2. Раздаётся стук в дверь.
Воспитатель: К нам ещё гости! Кто это может быть?
Входит Скоморох: Здравствуйте ребята, вы знаете кто я?
Ага, правильно, а зовут меня Тимошка. Я путешествую по России. Мир смотрю, народ веселю, только вот беда - не знаю, куда попал?
(ответы детей)
Скоморох: Хм! Детский сад, Забайкальский край, город Чита!
Название города какое интересное, а почему такое название?
(ответы детей)
Скоморох: А что такое ма - ла - я Родина? Дети, скажите, пожалуйста, что такое Родина?
Дети читают стихи :
- Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идем.
- Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.
- Что мы Родиной зовём?
Все, что в сердце бережем,
И под небом синим- синим
Флаг России над Кремлём.
Воспитатель: Верно, ребята, Родина – это страна, в которой мы живём. Как называется наша страна? Кто мне назовет столицу России? (ответы детей) Скоморох: В Москве я уже побывал, там много чего есть интересного: Кремль, Красная площадь, Храм Василия Блаженного, Большой театр, Третьяковская галерея… А в Вашем городе есть что посмотреть интересного? Рассказы детей о достопримечательностях города по презентации " Наш город", но прежде сделаем гимнастику для глаз. Гимнастика для глаз:
Раз – налево, два – направо,
(на «раз» дети отводят глаза влево, на «два» - вправо).
Три – наверх, четыре – вниз.
(на «три» - наверх, на «четыре» - вниз).
А теперь по кругу смотрим,
(делают круговые движения глазами).
Чтобы лучше видеть мир!
Воспитатель: А хотите узнать, как возник наш город? Присаживайтесь ребята к костру, и ты Тимофей, а Ростислав расскажет нам Легенду о происхождении названия нашего города : Было это очень давно, когда нашего города и в помине не было. По реке, которая сейчас называется Ингода, кочевали народы. Летом все больше они около рек жили, рыбой питались, к осени в тайгу пробирались. Ингода - река глубокая была и, чтобы ее перейти на оленях, им надо было ее переходить недалеко от озера Кенон, в неглубоком месте. И вот тут-то народы всегда в беду попадали. Весной в те места наносило столько ила и грязи, что ни пройти, ни проехать нельзя было. Люди вязли, олени в грязь уходили, а переходить реку надо было, куда денешься. Так каждый год те люди мучились. Потому-то и прозвали то место Читой, (означает «глина»). Когда русские пришли, к этому времени Ингода меньше стала разливаться, грязь подсохла, ил ветром разнесло, все утрамбовалось. Поселились русские на этом месте, и сами не знали его названия, просто слободкой называли, и все. А от местного населения русские узнали, что слободка стоит на месте, которое тунгусы зовут Читой, и та речка, что через него идет, тоже Читинкой зовется. Русские нового имени придумывать не стали и свою слободку начали называть Читой. Вот оно как в жизни бывает, кто бы мог подумать, что от грязи и ила городское название возьмется. Скоморох: Какую интересную легенду я услышал! А коренные народы вашего города вы знаете? (ответы детей) Дети рассказывают гостю о том, что коренной народ – эвенки (тунгусы) и буряты. Они были не только замечательными охотниками, рыболовами и оленеводами, но, как и все народы умели отдыхать и развлекаться. Воспитатель: Давайте отдохнём и поиграем в игру, которую вы выберете сами. На столе лежат наперсток и иголка с ниткой, предметы обозначают тунгусскую и бурятскую игру. Тунгусская игра «Спрячем наперсток» (В ней участвует большое количество игроков. Дети садятся в кружок, каждый выставляет в круг кулак правой руки. На круг выходит водящий, которому завязывают платком глаза. Один из сидящих в круге прячет в зажатой руке наперсток. После этого водящий ищет наперсток, подходя к любому участнику и разнимая у него руки. Подойти можно только к трем участникам. Если наперсток будет найден, то водящим становится тот, у которого он обнаружен, а водящий садится на его место. Если наперсток не найдется, то его перепрятывают и водящий продолжает поиски тем же порядком) Бурятская игра «Иголка, нитка и узелок» (Играющие становятся в круг, держась за руки. Считалкой выбирают иголку, нитку и узелок. Все они друг за другом то забегают в круг, то выбегают из него. Если же нитка или узелок оторвались (отстали или неправильно выбежали за иголкой из круга или вбежали в круг, то эта группа считается проигравшей. Выбираются другие игроки. Выигрывает та тройка, которая двигалась быстро, ловко, правильно, не отставая друг от друга. Правила игры: Иголка, нитка, узелок держатся за руки. Их надо не задерживая впускать и выпускать из круга и сразу же закрывать круг) Воспитатель: Молодцы, поиграли хорошо. Скоморох: Какой у Вас город замечательный! Он мне все больше и больше нравится. А вы любите свой город? Давайте поиграем в игру «Передай сердечко и скажи словечко!». Где передавая друг другу сердечко, каждый из вас должен рассказать, какой ваш город? Я вам задаю вопрос: ваш город, какой? А вы по очереди отвечаете. Скоморох: Города бывают большие и маленькие, молодые и старые. А еще есть в городах микрорайоны, улицы, переулки. А где же живете вы? Назовите мне свой домашний адрес! Игра «Дом, в котором я живу» (дети становятся в круг, передавая друг другу мячик, играет музыка, когда музыка останавливается, ребёнок, у которого в руках оказался мяч, называет свой домашний адрес) Молодцы, все знают свой домашний адрес. Воспитатель: Дом – это место, где человека любят, ждут и заботятся о нем. А кто же ждет нас дома? (ответы детей) Воспитатель: Про Читу написано много стихотворений и песен. Вот одно из них, прочтет его Колесников Глеб, а написала стихотворение его бабушка Тукеева Ольга Владимировна
Утро. Прохлада.
Солнце встает, нежно лучами Читу обнимая.
Ласково дунул слегка ветерок: "Город Чита, просыпайся, родная!"
Утром успей на работу, в детсад, и не забудь про студентов и школы.
Вновь одевай свой весенний наряд: платье багульника с шлейфом сосновым.
Стройные здания, ширь площадей, скверы и парки - твои украшенья!
Гордость Читы- заслуги людей, доблесть и честь, мечты и свершенья!
Дети - листва молодая Читы! Кверху растем и заботы не знаем!
Счастливы тем, что в детском саду мы, как читинцы - вершин достигаем!
Городу - слава! Городу - жить! Нашу Читу - беречь и любить!
Скоморох: Ой, я совсем забыл, что дома меня уже заждались и пора возвращаться. Спасибо вам большое ребята за интересный рассказ о вашем городе! (уходит)
3. Итог: Ребята, о чём мы с вами сегодня беседовали, с чем познакомились? Что понравилось больше всего? Может, некоторые задания показались вам трудными? А что давалось легко? Сегодня, вы показали отличные знания о своём городе, думаю, вы вырастите достойными гражданами своего города.