Ирина Алексеева
Конспект познавательно-экспериментального занятия по экологии для детей подготовительной группы «Кругосветное путешествие»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект познавательно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Кругосветное путешествие»
Программное содержание:
формировать у дошкольников экологическое мышление и воображение средствами опытно-исследовательской деятельности и средствами моделирования;
уточнить и систематизировать знания детей о континентах, их растительном и животном мире;
закрепить знания детей об особенностях животных и растений существовать в различных климатических условиях;
Публикация «Конспект познавательно-экспериментального занятия по экологии для детей подготовительной группы „Кругосветное путешествие“» размещена в разделах
- Геометрические фигуры. Конспекты занятий по математике
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
развивать логическое мышление, способность сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи в природе.
Оборудование:
Глобус, письмо из исследовательского института, макеты Арктики, Африки, океана, Евразии, опыт №1 (стаканчик с водой, две кисти, крем, опыт № 2 (модель зайца и фон двухцветный, опыт № 3 (баночка с песком, трубочка, опыт № 4 (рыбья чешуя, картонка темного цвета, лупа, картинка к игре «Четвертый лишний», картинки к загадкам о морских обитателях, модель акулы, картинки к игре «Часть и целое», силуэты животных, круг, окрашенный в 4 цвета (белый, желтый, синий, зеленый, медали для награждения детей.
Ход НОД
В – Ребята, у нас сегодня необычное занятие. Нам пришло письмо из научно-исследовательского института. Давайте его прочитаем.
«Дорогие ребята! Наш научно-исследовательский институт занимается изучением природы разных континентов. Недавно наша научная экспедиция вернулась из кругосветного путешествия, но, к сожалению, не все вопросы были нами решены. Обращаемся к вам с просьбой помочь провести до конца исследования, которые мы не успели закончить».
В – Согласны, ребята, помочь ученым? Тогда в путь, отправляемся в экспедицию. А поможет нам в этом глобус.
В – Что такое глобус?
Д – Глобус – модель нашей Земли.
В - Что означают синий и зеленый цвета на глобусе? Желтый и коричневый? Белый?
Крутим наш волшебный глобус, воспитатель достает первую модель континента, дети должны отгадать, куда они попали. (Арктика).
В – Ребята, мы находимся в Арктике. Где расположен этот континент? Покажите на глобусе. Скажите, что мы знаем об этом континенте?
Д – Эта континент вечных снегов и льдов. Солнце совсем не показывается. Несколько месяцев длится полярная ночь.
В – Какое явление можно наблюдать в Арктике? (Северное сияние)
В - Живут ли в Арктике люди? Растут ли в Арктике растения? (Нет, только мхи)
В - Какие животные живут в такой мерзлоте? Почему животные не мерзнут при таком морозе? Вот мы и должны выполнить первое задание: Нам нужно доказать, почему шерсть белого медведя не покрывается льдом?
Проходим в лабораторию. Напоминаю правила поведения в лаборатории: четко следуем инструкции главного научного руководителя, которым являюсь я. Берем только те предметы, которые я буду называть.
Исследование № 1
В – Перед вами на столе две кисти. Предположим, что это шерсть медведя. Опускаем одну кисть в воду на несколько секунд. Вытаскиваем ее, встряхиваем. Вода все равно остается на предполагаемой шерсти. Берем вторую кисть, смазываем ее кремом (он заменит нам жир, который выделяет кожа животного) и также опускаем в воду. Вынимаем ее и встряхиваем. Что произошло?
Д – Со смазанной жиром кисти капельки воды легко стряхнулись и она осталась сухой.
Так и медведь, выйдя из воды, встряхнулся, жир отталкивает воду и его шерсть остается сухой. Поэтому ему и не холодно.
В – Кто использует еще эту хитрость? Птицы водоплавающие, пингвины).
В- А может ли пингвин встретиться с белым медведем? Почему?
Д – Пингвины живут в Антарктиде. Это тоже холодный континент, где вечные снега и льды. Расположен на южном полюсе.
Отправляемся дальше. Крутим глобус, достаем макет леса, показываем на глобусе, где находится лес.
Игра «Найди пару» (Кто где живет).Дети подходят к столу, берут по карточке, и находят себе пару.
Следующее задание в лаборатории.
В – Ребята, отгадайте загадку: «Летом серый, зимой – белый?» Для чего природа меняет окраску зайца?
Давайте проверим. Исследование № 2
Перед вами модель маскировки зайца. Мы уже сказали, что заяц зимой белый. Возьмем модель зайца приложим на белый фон. А затем переместим нашу модель на темный фон. Что мы видим?
Д – На темном фоне белый заяц заметен, а на белом – нет.
В – Какой вывод можно сделать?
Д- Маскировка зайца делает его незаметным, если он находится на фоне, который совпадает с его окраской.
В – Наша экспедиция отправляется дальше. Крутим глобус, перед нами макет Африки. Дети догадываются, куда попали.
В – Какой климат в Африке? Какие животные обитают? Как животные и растения приспосабливаются к жарким условиям Африки?
Игра «Четвертый лишний»
В – Сейчас нам нужно выполнить следующее задание - провести исследование№ 3 «Как образуются барханы?
Давайте пройдем в лабораторию. Поставьте перед собой баночку с песком. Представим,.что эта пустыня. Возьмите трубочку и дуйте несильно, но долго на песок, не касаясь трубочкой песка. Что происходит? (Появляются волны). А если дуть подольше? (Песок перемещается) Что появляется? (Песчаный холмик)
С помощью чего получается холмик (Поток воздуха).Эти холмики называют барханы.
В – Молодцы! Путешествие продолжаем. Крутим глобус. Макет океана. Дети высказывают предположения о том, куда попали?
В – Каким цветом на глобусе изображены моря и океаны? Посмотрите, синего цвета почти в 2 раза больше, чем других цветов. (Значит, океаны занимают большую часть Земли, чем суша).
В- Что растет на дне?
Какие животные обитают? Для этого я вам загадаю загадки, а вы найдете иллюстрацию с правильным ответом.
Какие особенности имеют животные, обитающие в воде? (Обтекаемая форма, жабры, чешуя, плавники)
Последняя загадка в виде модели акулы. Ребятам демонстрируется модель акулы, дети находят нужную картинку и закрепляют на доске.
В – Молодцы! Нам нужно провести еще одно исследование№ 4
«Определи возраст рыбы»
В – Положите чешуйку на картон темного цвета, с помощью лупы внимательно рассмотрим кольца на чешуе. Сосчитаем более светлые и широкие кольца. Как и кольца на стволе дерева, кольца на чешуйках образовываются по одному в год. Значит, возраст рыбы равен количеству колец на чешуе.
В – Ребята, молодцы! Провели исследование, помогли ученым. Но осталось еще последнее задание. Справимся с ним?
На доске круг, раскрашенный в цвета природных зон. (белого, синего, желтого, зеленого). В конверте находятся силуэты различных животных. Вам нужно взять по одному силуэту, внимательно рассмотреть его, определить чей этот силуэт, вспомнить, где обитает это животное и расселить в круг нужного цвета.
В – Почему вы рассели силуэт на тот или иной цвет?
Наше путешествие подходит к концу, Крутим глобус и отравляемся в детский сад
В- Мне очень понравилось, как вы работали, ребята! А вам понравилось? Что мы узнали нового? Какое задание было самым трудным?
В – Научная экспедиция благодарит ребят за помощь и в качестве награды (достает конверт с медалями) присваивает каждому звание «ЗНАТОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»
. Детям вручаются медали.