татьяна гоголова
Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Любознайки изучают свойства песка и глины» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект познавательно-исследовательской деятельности
в старшей группе «Любознайки изучают свойства песка и глины»
Цель: Расширять и обогащать представления детей о свойствах природных полезных ископаемых: песка и глины.
Задачи:
1. Образовательные:
Продолжать знакомить детей с такими компонентами неживой природы, как песок и глина, и их свойствами; показать, чем они похожи и чем отличаются.
Дать детям знания об образовании песка и глины в природе. Рассказать, как человек использует песок и глину (строительство, посуда, игрушки).
Темочки:
- Глина. Знакомство с глиной
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песок. Свойства песка, опыты и исследования
- Свойства материалов и веществ
- Старшая группа
- Экспериментирование. Исследовательская деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2019
Учить рассказывать о свойствах песка и глины с помощью мнемосхем.
2. Развивающие:
Формировать умение делать простейшие умозаключения, сравнивать, анализировать, обобщать, и делать выводы.
Развивать наблюдательность, основы исследовательской работы, творческие и коммуникативные способности ребёнка. Развивать сенсорные ощущения.
3. Воспитательные:
Воспитывать любознательность, самостоятельность, инициативность; интерес к явлениям неживой природы.
Словарная работа: Сыпучий, песчинки, частички, исследование, эксперимент, лаборатория, благоприятные условия для роста растений
Материалы и оборудование: телевизор и ноутбук для просмотра видео презентации, песок, глина, увеличительные стекла, воронки, пластиковые ложки, желоба, палочки, песочные часы, контейнеры, коктейльные трубочки,, магнит, стаканы с водой, мнемотаблицы, Д/и «Найди правильный оттиск», «Как люди используют песок и глину»
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Методы и приемы:
- практические: наблюдение, экспериментирование с глиной и песком;
- наглядные: показ опытов;
- словесные: беседа, рассказ, анализ, подведение итогов – обобщение детских исследований по данной теме.
Ход занятия.
1. Создание эмоционального настроения (музыка как фон) - песня «Любознайки»
В мире много интересного
В мире много неизвестного
Всё хотим на свете знать
Тайны мира раскрывать (говорят дети хором)
- Ребята, сегодня я предлагаю вам раскрыть еще не одну удивительную тайну мира, а для этого нам с вами нужно стать юными учеными- «Любознайками» и заняться увлекательными опытами и исследованиями в нашей научной лаборатории. Согласны?
Но для начала поздоровайтесь, пожалуйста, с нашими гостями, они тоже ученные (многое знают, и сегодня они будут наблюдать, за тем как мы с вами будем проводить опыты, а если нужно, в любой момент окажут нам помощь. –Договорились?
Но прежде чем мы попадём в научно- исследовательскую лабораторию ответьте мне, пожалуйста, на очень важные вопросы: (демонстрационное панно с картинками)
-Что такое лаборатория?
-Как называют людей, которые работают в ней? (лаборанты, исследователи, учёные)
-Как называются основные приборы и оборудование, которые нужны для проведения опытов, экспериментов? (микроскоп, увеличительное стекло, колбы, пробирки, пинцеты, штатив, воронки и мн. др)
Итог. Молодцы, юные исследователи! Правильно вы сказали, что в лаборатории проводят опыта, а работают там ученные, лаборанты и исследователи. Они в лабораториях делают разные открытия, создают что-то новое, неизвестное ранее, полезное для людей и окружающей природы (например, создают новое лекарство, наблюдают за изменениями в климате, создают новые виды растений и тд.)
А сейчас пришло время приступить к практической деятельности. Занимайте свои рабочие места в научной лаборатории.
(дети проходят и садятся за рабочие столы)
+ следить за осанкой детей!
-Ребята, для того, чтобы начать нашу практическую деятельность и наша с вами работа была успешной и продуктивной я предлагаю вам вспомнить правила поведения в лаборатории: а помогут нам фото- картинки.
Загадки детям.
- Что же мы будем исследовать, вы узнаете, отгадав загадки.
- Слушайте внимательно:
Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже
И он в стекле расплавлен даже.
Кто догадался, ответ дай, дружок…
Это Сыпучий и жёлтый? … (Песок)
- О чем эта загадка? Правильно, ребята, эта загадка о песке. (изображение песка на слайде)
А вот еще одна загадка, послушайте:
Ее встретишь на дороге,
И увязнут сильно ноги,
А сделать миску или вазу,
Она понадобится сразу.
- Конечно, ребята, это глина. (изображение на слайде)
- А что такое песок и глина? (полезные ископаемые)
-Знаете ли вы откуда берутся песок и глина? Хотите узнать?
(рассказ подготовленного ребенка (Алиса К.) с опорой на демонстрационный материал)
Песок и глина –это самые распространённые на Земле полезные ископаемые. Они образовываются в результате разрушения скал и гор. Ветер, дождь и солнце со временем разрушают горы и превращают их во множество песчинок, из которых и состоят песок и глина.
Практическая работа по выявлению свойств песка и глины.
Вы сейчас с помощью рассказа Алисы узнали, как в природе образуются песок и глина. А чем они отличаются друг от друга? Хотите узнать?
Во время проведения опытов нам будут помогать две необычные помощницы (на доске появляются изображения «Песчинки» и «Глинки»)
Посмотрите две частички
А похожи как сестрички,
И хоть малы они на вид
Вклад в природу их велик!
Вот Песчинка, а вот Глинка-
Частички глины и песка.
Опыты мы проведём
Все их свойства назовём.
Исследователи, приступаем к работе.
На столе находится всё необходимое нам для работы оборудование (Можно убрать салфетку на край стола, мы теперь знаем с какими природными материалами мы будем работать - это песок и глина). Кроме того в цветных стаканчиках стоят два знака-символа, которые будут помогать оценивать вам свою работу и работу своих товарищей-исследователей: если вы будете считать, что с проведением опыта вы справились отлично и что-то новое, неизвестное для себя ранее узнали- вы поднимаете восклицательный знак, а если вы считаете, что не все получилось и вы затруднялись и у вас остались вопросы - вы поднимаете вопросительный знак.
1 опыт:
Для проведения 1-го опыта вам потребуется увеличительное стекло и контейнер с глиной и песком. (поставьте оборудование на салфетку, перед собой)
Рассматривание песка и глины с помощью увеличительного стекла. определение цвета песка и глины (символы –помощники)- на доску
Давайте с помощью увеличительного стекла внимательно рассмотрим, из чего состоит песок (из маленьких песчинок- камушков). Как выглядят песчинки? (они очень маленькие, круглые. Похожи ли песчинки одна на другую? Чем они отличаются? (различаются по цвету, форме, размеру)
(мнемокарточки –вывешиваются на доску)
Рассмотрите таким же образом комочек глины. Видны ли такие же песчинки в глине? В песке каждая песчинка лежит отдельно, а в глине? – слипшиеся, очень мелкие частички, из которых получаются комочки. Глина чем-то похожа на пластилин. (мнемокарточки –вывешиваются на доску)
Вывод: песок состоит из маленьких песчинок, камешков, которые имеют преимущественно желтоватую окраску, разной формы и размеров и никак не скреплены друг с другом, а глина – из мелких частичек, серого цвета, которые как будто крепко взялись за руки и прилипли друг к другу, образуя комочки (мнемокарточки –вывешиваются на доску)
Самооценка: поднимают символ.
Опыт 2:
Для следующего опыта нам понадобится два пустых стаканчика, пластмассовая ложечка. желоб
Возьмите из контейнера ложечкой немного песка и аккуратно насыпьте его в первый стаканчик (через жёлоб). Легко ли, сыпется песок? (Легко). Значит песок какой? (рыхлый, сыпучий) (мнемокарточки –вывешиваются на доску)
А теперь попробуем насыпать ложечкой через желоб во второй стаканчик глину. Что легче ссыпается в стакан через желоб – песок или глина? (Песок). Глина слипается комочками, ее нельзя так легко высыпать из ложечки в стаканчик, как песок. (мнемокарточки –вывешиваются на доску)
Вывод: Верно, песок –сыпучий и его движение напоминает движение воды
в отличие от глины, которая не сыпучая (если и сыплется, то комочками).
Ребята, используя такое свойство песка, как сыпучесть, я предлагаю вам немного поиграть и устроить «Бурю в стакане». Согласны?
Возьмите контейнер с песком, в крышку которого вставлена пластмассовая трубочка. Через нее с силой вдуваем в контейнер воздух.
–Что создаётся внутри? (ветер)
Внутри создается ветер. (музыка шум ветра)
Что происходит с песчинками? (они быстро перемещаются) Почему? (они легкие и никак не скреплены друг с другом)
Давайте попробуем сделать бурю в стаканчике с глиной. Получается? Почему?
В ходе игры еще раз подтвердили вывод: песок –сыпучий, с помощью ветра легко перемещается в пространстве, в отличие от глины, которая не сыпучая, тяжелая, (если и сыплется, то комочками).
Ребята Песчинка интересуется - «Знаете ли вы»? Может ли песок работать вместо часов и определять, сколько времени прошло? (ответы детей)
Что у меня в руках, кто знает (песочные часы)
Когда песок из одной емкости пересыпается в другую, проходит 1 минута. (Демонстрирую) А есть еще часы, в которых песок пересыпается за 3, и за 5 минут.
Как вы думаете, можно ли сделать глиняные часы? Почему нельзя?
Самооценка: поднимают символ.
Сейчас я предлагаю вам пройти в другой зал нашей научной лаборатории - немного отдохнуть и размяться.
Физминутка:
А теперь давайте сами попробуем превратиться в песок и глину.
(Поможет нам музыка).
Вокруг себя вы повернитесь и в песчинки превратитесь.
Дунул сильный ветерок, натворил переполох.
Легкие песчинки - поднял как пушинки (Прыгают)
И закружил легко. (Кружатся)
Но ветер вдруг угомонился. Песок на землю опустился…
Песчинки разом приземлились, тихо плавно опустились…
Вокруг себя повернитесь и в глину дружно превратитесь.
Разгулялся ветерок, поднял вновь переполох,
Но глины толстые куски,
Не поднять ему никак, трудно их перемещать…
Будем дружненько стоять. Ветру трудно нас поднять…
Молодцы, проходите на свои места.
Опыт 3. (Мерные стаканчики с водой, колбы, воронки с песком и глиной)
А теперь давайте попробуем подружить глину и песок с водой.
Мы сейчас будем через воронки с песком и глиной одновременно наливать воду, (чтобы получилось одновременно) будем работать в парах. Поставьте перед собой стаканчики с воронками и мерные стаканчики с водой. Один из лаборантов будет наливать воду в воронку с песком, второй- с глиной. Нужно быть очень внимательными и следить, что : глина или песок быстрее пропустят воду через себя? (идет опыт)-музыка как фон
Кто был самый внимательный? Что увидели?
Вывод: вода быстрее пробегает сквозь песок, просачивается между песчинками и стекает на дно стакана. (мнемокарточки –вывешиваются на доску)
Глина же не пускает воду: ее частички слиплись, и вода не может найти себе места среди них. Вода дольше остается на поверхности воронки и капает медленней.
Песок быстрей пропускает воду, а глина медленней.
Самооценка: поднимают символ.
Ребята, для проведения следующего опыта-исследования я хотела бы узнать: какое очень важное свойство объединяет глину и пластилин? (пластичность) используя это свойство глины можно создавать глиняные игрушки, посуду. А еще на глине, используя ее пластичность можно оставлять различные оттиски.
Игра «Оттиски на глине» (работа в группах)-ракушка, шишка, ветка, пуговица)
Вопрос для исследователей «Любознаек»:
Подумайте и скажите: какие из предложенных материалов (с которыми вы играли сейчас) мы можем встретить в природе, (ракушка, ветка дерева, ели, косточка, шишка, а какие созданы руками человека? (болт, пуговица)
Взаимооценка: поднимают символ.
Итак, ребята мы провели с вами ряд опытов с глиной и песком. Как вы думаете песок или глина нужней для природы? (Ответы детей).
Варя: В природе песок с глиной дружат. Песок рыхлит землю, а глина служит для удержания воды в почве. Это очень важно для роста и развития растений. А значит, глина и песок полезны для природы одинаково.
Д/и «Как люди используют в своей жизнедеятельности песок и глину»?
(Блиц-опрос у гостей-знатоков)
Предполагаемые ответы знатоков-гостей: летом лежа на песке или гуляя босиком, мы лечимся. Горячий песок отдает тепло нашему организму – это способствует лечению многих болезней, массажирует наши стопы ног. Из песка можно делать разные постройки. Но и в хозяйстве он тоже пригодится: песок добавляют в цемент, когда хотят построить дом. В природе песок служит как фильтр для воды. А еще песком можно отсчитывать время. Люди изобрели песочные часы. Глиной тоже можно лечиться, строить дома, ведь из глины делают кирпичи, керамическую плитку. Из глины делают народные глиняные игрушки, посуду.
Д/и «Что делают из песка и глины»? (карточки)
Проверка:
Самооценка: поднимают символ. два знатока из команды гостей проверяют правильность выполнения задания и оценивают детей знаками –символами.
-Ребята, а где в природе можно встретить песок и глину? (в земле, почве)
Правильно : Основные составляющие почвы - песок, глина. И как сказала нам Варя: песок рыхлит землю, а глина служит для удержания воды в почве для растительности. Зная это, я предлагаю вам вместе со мной сделать благоприятные условия для роста нашего растения (показ отростка герани)
1. Дети насыпают немного сухой глины и песка в горшок с землёй и перемешивают. (Так какие условия мы создали в первом горшке для нашей герани? благоприятные- сл. работа)
2. Подумайте и скажите, а какую почву для роста растений можно назвать неблагоприятной и даже вредной? (загрязненную мусором)
3. Д/и «Составь из частей растение в горшке, где созданы благоприятные условия для его роста и развития»
4. Оценить результат- сначала дети себя, затем гости (символами)
Итог работы: _Что на занятии для вас оказалось самым интересным? Что нового узнали, чего раньше не знали?
«Нарисуем свои впечатления от занятия» (грустный или веселый смайлик на цветном песке)