Светлана Иванова
Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Зимушка-зима»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование исследовательского интереса через эксперементирование со снегом.
Задачи:
-Расширить знания детей о свойствах снега;
-Развивать мышление, умение производить простейшие умозаключения;
-Воспитывать умение взаимодействовать в парах;
-Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи;
-Развивать умение работать по мнемосхемам.
Предварительная работа: беседы о зиме, наблюдения за снегом, игры со снегом, игры-экспериментирования, чтение художественной литературы, заучивание стихов.
Публикация «Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе „Зимушка-зима“» размещена в разделах
- Зима
- Зима, снег, лед. Экспериментальная деятельность
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
Материал и оборудование: музыкальное сопровождение; письмо, снег; геометрические фигурки; картинки, разрезанные пополам; снег; вода; емкости для опытов; тарелочки; картинки с изображением разных снежинок, мнемосхемы.
Ход занятия
Дети находятся в самостоятельной деятельности.
В группе звучит музыка на зимнюю тематику, воспитатель незаметно от детей около дверей кладёт письмо (дети не видят, имитирует стук в дверь, дети прислушиваются, смотрят на дверь, замечают письмо, самостоятельно открывают, если есть читающие дети (читают сами, если нет просят воспитателя.
«Здравствуйте дети, пишет вам снеговичок, я слышал, что вы очень любознательные и смышленые. Я тоже такой и хочу вам загадать загадку.
Он пушистый, серебристый,
Но рукой его не тронь:
Станет капелькою чистой,
Как поймаешь на ладонь.
Что это? (Снег)
Ребята, скоро закончится зима, и наступит весна, я хочу чтобы вы, ребята, расширили свои знания о свойствах снега, а результаты своих опытов записали в зимнюю энциклопедию.»
В: Как вы думаете, вы справитесь с заданием снеговичка (ответы детей)
Тогда приступим.
Ребята, а я сейчас вам предлагаю поработать в парах, а чтобы найти себе пару, подойдите к столу и возьмите себе перевернутую картинку, а теперь нужно её соединить как пазл и найти свою половинку. Каждый нашёл себе пару.
Ребята подойдите к своим столам (дети ищут такую же картинку, только целую на столе)
На столе у вас лежат мнемосхемы, по которым вы будите работать, а результаты своих экспериментов будите «записывать» на альбомные листки, которые мы потом скрепим и получим большую зимнюю энциклопедию.
Опыт №1.
У вас в ванночках лежат комочки снега. Сначала посмотрите на свои ладошки, какие они, сухие? Возьмите снег в руки и скажите, какой он (результаты зарисовывают)
Опыт №2.
В: Снег — это замерзшая вода. Проведем эксперимент. В одной ванночке мы сделаем снеговика и горку. А в другой ванночке покрасим снег в любой цвет, какой сами выберите.
Оказывается, снег можно покрасить в любой желаемый цвет, он красится и меняет цвет.
Под действием тепла снег превратился в воду. Значит, снег образуется из воды под воздействием мороза. Таким образом, можно сказать, что снег — это замерзшая вода
(результаты зарисовывают)
Опыт № 3
Посмотрите: у вас на столе две баночки. В них налита вода (предлагается детям потрогать баночки на ощупь). Какая вода в первой баночке? (холодная, а во второй (теплая, а если опустить в обе баночки одинаковые комочки снега, что произойдет? (ответы детей).
А давайте проверим….
В: Что произошло? В какой воде снег растаял быстрее? Почему? (ответы детей)
В: Правильно ребята, тает снег быстрее в теплой воде, чем в холодной.
В: Ребята, а какого цвета снег? (ответы детей)
А как вы думаете, снег прозрачный или нет? (ответы зарисовывают)
Опыт №4
Также же у вас на столе лежат геометрические фигуры. Назовите их. (треугольники, круги, квадраты). Какого они цвета? А если положить одну геометрическую фигуру на пустую тарелочку и наверх положить снег. Видно ли фигуру под снегом? (ответы детей) А если другую опустить в воду, то видно ли будет ее? Почему? (зарисовывают).
В: Ребята, вы знаете, как появляется снег? (ответы детей).
После рассказ воспитателя
(Подходят к доске, на который вывешены картинки).
В: Рассказ воспитателя. Из всех водоемов рек и озер - испаряется вода, пар поднимается высоко в небо, охлаждается, преобразуется в маленькие ледяные кристаллы, которые соединяется друг с другом, образуя шестигранные снежинки. Затем выпадает из темных снеговых туч (зарисовывают)
В: Как вы думаете, из чего состоит снег? (из снежинок)
В: Снег состоит из снежинок. Снежинка какая?
Снежинка: легкая, воздушная, ажурная, прозрачная, резная, красивая, белая и т. д.
В: Ребята, а что вы еще знаете о снежинках? (ответы детей)
В : По форме все снежинки похожи на шестиконечные звездочки, но двух одинаковых снежинок в природе не бывает. А когда много падает снега с неба, это явление называется снегопад. (зарисовывают снежинки).
Ребята, а давайте вспомним, что мы обещали снеговику?
(ответы детей) Сделать зимнюю энциклопедию из ваших опытов и экспериментов.
Ребята, а теперь давайте ваши опыты мы все скрепим в одну большую энциклопедию, которую мы с вами сможем читать в течение всего года по вашим рисункам-схемам.