Наталья Приходько
Конспект познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Его не видишь, а потрогать можно»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование умений получать сведения о свойствах стекла в процессе его практического исследования.
Задачи:
познакомить с историей возникновения стекла
опытным путем определить свойства стекла
учить мерам безопасности при обращении со стеклянными предметами
развивать познавательный интерес к предметному миру
Предварительная работа: рассматривание выставки стеклянных изделий, экспериментирование с цветными стеклами, чтение М. Свешников "Тайны стекла", рассматривание иллюстраций.
Публикация «Конспект познавательно-исследовательской деятельности в средней группе „Его не видишь, а потрогать можно“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
Материал: стаканы на каждого ребенка из стекла, стеклянная посуда, пуговицы или камешки, цветные стекла, карандаши.
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, у нас в гостях Незнайка. Он получил посылку от своего друга Стекляшкина. В посылке разные предметы и письмо. Незнайка читать не умеет и просит у нас помощи. Давайте ему поможем. Так это загадки!
Звучащее, прозрачное,
Воды не боюсь,
А ударь — разобьюсь.
(Стекло.)
Очень хрупко и прозрачно
В пользу людям предназначено
(Стекло.)
На окошечках простое,
А в бутылочках цветное.
Не бежит, не льется,
А ударишь — разобьется.
(Стекло.)
Воспитатель: Отгадали, молодцы.
Воспитатель расставляет на стол из посылки небольшие стеклянные предметы.
Воспитатель: Назовите предметы, которые я достала из посылки.
Дети: Ваза, кружка, кувшинчик, рыбка калейдоскоп, очки и т. д.
Воспитатель: Что общего можно сказать об этих предметах? Как их можно назвать одним словом? Из чего они сделаны?
Дети: Они сделаны из стекла.
Воспитатель: Да, они стеклянные. А хотите узнать, как делают стекло?
Дети: Да!
Воспитатель: Стекло изобрели очень – очень давно, пять тысяч лет назад. Делали его так: в глиняный горшок сыпали песок, золу, соду (воспитатель показывает песок, золу, соду, добавляли краски и долго варили на огне, пока не получалось мягкое, блестящее тесто. Затем мастер – стекольщик брал в руки глиняную палочку, пустую внутри.
На один конец он подцеплял немного расплавленного стекла, а другой конец брал в рот и выдувал в стеклянный пузырь так же, как дети выдувают мыльный пузыри. Раздувая стекло, мастер придавал своим изделиям красивую форму, и получались изящные вазы, разноцветные бусы и другие изделия. Мастера, который выдувает стекло, называют стеклодувом.
Однажды старому мастеру – стеклодуву пришла мысль: выдуть большой стеклянный пузырь и отстричь у него концы с двух сторон. Получилась ровная трубка. Он разрезал мягкую и ещё тёплую стеклянную трубку вдоль и развернул её на столе. Получился стеклянный лист. Первое стекло было мутное, неровное: один край толще, другой тоньше.
А потом изобретатели придумали машину, которая вытягивает из плавильной печи жидкую стеклянную массу в виде широкой ровной ленты. Когда стеклянная лента остынет, её разрезают на части и вот готово оконное стекло. Стекло для шкафов. Стеклодув – трудная профессия, мужская и ею может овладеть не каждый мужчина.
Завод, на котором производят стекло, называется — стекольный.
Ребята, ну что, понравилась вам история возникновения стекла?
Дети: Да.
Воспитатель: Ребята, назовите ещё предметы из стекла в нашей группе, которых нет на столе.
Дети: Окно, лампочки, стекло на часах, кружки, вазы и т. д.
Воспитатель: Устали? А сейчас немного отдохнем, поиграем.
Вот большой стеклянный чайник, (одна рука на поясе, другая изогнута, как носик)
Очень важный, как начальник.
Вот фарфоровые чашки, (приседают, одна рука на поясе)
Очень хрупкие, бедняжки.
Вот фарфоровые блюдца, (кружатся, рисуя руками круг)
Только стукни – разобьются.
Вот серебряные ложки, (поднятые вверх руки смыкают над головой)
Вот пластмассовый поднос. (ложатся на пол)
Он посуду нам принес.
Воспитатель: Молодцы. Ну а сейчас давайте пройдём в нашу лабораторию и немного поэкспериментируем, чтобы подробнее узнать о свойствах стекла. Но сначала мы должны запомнить и выучить одно самое главное правило обращения со стеклом.
Со стеклом будь осторожен –
Ведь оно разбиться может.
А разбилось – не беда,
Есть ведь верные друзья:
Шустрый веник, брат – совок
И для мусора бачок –
Вмиг осколки соберут,
Наши руки сберегут.
Давайте убедимся в правильности этого правила.
Воспитатель в специальной коробочке роняет стеклянный стаканчик, и он разбивается.
Воспитатель: Если стекло бьётся, значит, оно хрупкое. Посмотрите, на какие острые осколки оно разбилось. Такими осколками легко порезаться. Запомнили, что со стеклом надо работать аккуратно и бережно. А теперь займите свои места.
Эксперимент №1
Воспитатель: Что на ваших столах стоит?
Дети: Стеклянные стаканы.
Воспитатель: Мы с вами определили, что стекло, из которого сделан стакан хрупкое, а еще что можем сказать о нем? Посмотрите внимательно на стакан, какой он?
Дети: Прозрачный.
Воспитатель: Давайте проверим опытным путем.
Дети кладут в прозрачный стакан цветные камешки, тем самым показывая, что стекло обладает свойством прозрачности.
Эксперимент №2
Воспитатель: А теперь потрогайте стенки стакана или другие предметы из стекла, какие они на ощупь?
Дети: Гладкие, холодные, ребристые, твердые.
Эксперимент №3
Воспитатель: А как мы используем в повседневной жизни посуду из стекла?
Дети: Из стаканов и кружек мы пьем воду, чай, компот, напитки.
Воспитатель: Проверим на наших стаканах, налейте в них воду из кувшинчиков.
Дети вместе с воспитателем демонстрирует водонепроницаемость стекла, для чего в стакан наливает воду, убеждаются, что стекло не пропускает воду, т. е. оно водонепроницаемо.
Эксперимент №4
Воспитатель: Давайте слегка, только не сильно, ударим по стеклянным предметам. Что вы услышали?
Воспитатель предлагает дни слегка ударить карандашом по стеклянному предмету и послушать, как оно звучит. (Стекло издаёт звонкий звук.) Сравнивают простой бокал и хрустальный.
Дети: Слышится звон. А хрустальный звук громче и звенит дольше.
Воспитатель: Правильно. У стекла есть ещё одно свойство: если до него дотронуться, оно издаёт мелодичный звук. А вы знаете, почему вазы «звенят»? От удара стекло начинает медленно и часто дрожать, эти колебания передаются воздуху вокруг вазы. В конце концов дрожание воздуха доходит до наших ушей, и мы слышим – «Дзинь»! Когда вы будете учиться в школе, вы узнаете об этом поподробнее
Воспитатель: Стекло может быть разной толщины, поэтому оно отличаются прочностью.
Показывает несколько примеров: стакан тонкий, толстый, хрустальный.
Воспитатель: Молодцы, справились с заданиями. Давайте повторим, что мы узнали о стекле, проводя наши эксперименты. Какие качества стеклянных предметов вы можете назвать?
Дети: Стекло хрупкое, гладкое, холодное, прозрачное, твердое, не пропускает воду.
Воспитатель: Что вы всегда должны помнить при работе со стеклом?
Дети: Стекло хрупкое, его легко можно разбить и порезаться осколками.
Воспитатель: Это правило всегда будет находиться в нашей лаборатории как многие другие. Вам понравились наши эксперименты?
Дети: Да.
Воспитатель: Давай те, поблагодарим Незнайку и Стекляшкина за посылку с такими интересными предметами и позовем их еще к нам в гости на следующее занятие, а они нам приготовят еще сюрприз.
Дети: До свидания. До новой встречи.