Оксана Кардаш
Конспект познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе «Фильтрация воды»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Фильтрация воды»
Программные задачи:
- знакомить детей со способами очистки воды при помощи разных фильтров;
- продолжать формировать у детей навыки проведения опытов, способность делать простейшие выводы посредством познавательно–исследовательской деятельности, на основе полученных знаний
- развивать способность сравнивать, сопоставлять;
- развивать любознательность и познавательную мотивацию, умение понятно для окружающих выражать свои мысли;
Публикация «Конспект познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе „Фильтрация воды“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Фильтрация, очистка воды
- Темочки
- воспитывать культуру общения в разных видах деятельности, бережное отношение к окружающему миру.
Методы и приемы: вопросы, объяснение, напоминание, показ, эксперимент.
Предшествующая работа: ознакомление со свойствами воды, опыты и эксперименты.
Материалы и оборудование: запись видео-сказки, 2 пробирки: с чистой водой и с грязной, разносы, воронки, чистые пустые стаканчики, фильтра : сетка, марля (бинт, плотная ткань, бумажные салфетки, ватные диски, лупы, карточки, карандаши для схем.
Ход:
- Ребята, к нам на почту детского сада прислали видео сказку. Присаживайтесь на стульчики и посмотрим сказку.
Просмотр видео-сказки «Жила-была Река» (Н. А. Рыжова)
https://www.youtube.com/watch?v=I2RSgQhKrgM
- О чем эта сказка? (о реке)
- Как река помогала людям? Ответы детей)
- Верно, по ней плыли пароходы и лодки, в жаркую погоду в реке купались, а главное река поила людей.
- Почему река ушла от людей? (ответы детей)
- Да, люди перестали ценить воду, не заботились о реке: бросали мусор, мыли машины, сливали отходы и химикаты, загрязняли нефтью.
- Кто помог реке очиститься? (речные жители)
- Какой она стала? (чистой и прозрачной)
- Изменили ли люди свое отношение к реке после ее ухода? (ответы детей)
- Люди убрали весь мусор, выделили ученых следить за здоровьем и самочувствием реки.
- Вода – одно из главных богатств на Земле. Трудно представить, что бы стало с нашей планетой, если бы исчезла пресная вода. А такая угроза уже существует. От загрязнения воды страдает всё живое, оно вредно и для жизни человека. Воду надо беречь.
- Что делать, чтобы избежать загрязнения воды? (ответы детей)
- Не сорить, убирать мусор, нужны очистительные сооружения, ставить на трубы очистительные фильтры, не допускать попадания химикатов, удобрений в источники воды, быть аккуратными при перевозке грузов.
- Ребята, а вы знаете откуда берется вода, которую мы с вами пьём? (ответы детей)
- Воду в водопровод насосами качают из артезианских скважин (подземных источников в станице Ленинградская. Из скважин сырая вода по водоводам подается на станцию очистки воды, где она очищается от сероводорода, избавляется от повышенной цветности и мутности. После очистки питьевая вода поступает в магистральный водовод, по которому она подается на насосную станцию. Здесь вода проходит дополнительное хлорирование и с помощью насосных агрегатов транспортируется в населенные пункты.
- К сожалению, в природе чистой питьевой воды недостаточно. Но люди придумали, как очистить воду. Процесс очистки воды называется фильтрация.
- Ребята, вы наверняка знаете из сказок про живую и мертвую воду. Что делали в сказке при помощи мертвой воды? При помощи живой? (ответы детей)
- В сказках все не случайно. Посмотрите у меня в двух пробирках вода – чем она отличается? (ответы детей)
- В первой – вода чистая. Такую воду можно пить людям, животным, своими корнями ее могут пить растения – она дарит жизнь. Во второй пробирке – вода загрязнена (в пробирке растворить 1-2 ложки почвы, ее нельзя пить
- Как вы думаете мы с вами могли бы самостоятельно очистить загрязненную воду? (ответы детей)
- Давайте попробуем?
- Посмотрите внимательно на разнос и скажите, какие предметы нам могут понадобиться для очистки воды (ответы детей).
- Воронки, чтобы аккуратно перелить воду, чистые пустые стаканчики, а вот что лучше использовать в качестве фильтра? Сетку? Марлю? Плотную ткань? Бумажную салфетку? Ватные диски?
- Мы с вами не будем гадать, а как настоящие ученые выясним это с помощью опытов.
- Сегодня мы будем работать в парах, чтобы помочь друг другу аккуратно произвести опытные манипуляции и получить максимально точный результат.
Опыт 1. «Очищаем воду сеткой»
- Возьмите сетку, посмотрите через нее друг на друга.
- Что можно сказать об этом фильтре? Что вы увидели? (ответы детей)
- У сеточного фильтра переплетение нитей редкое, есть просветы, через него всё видно.
- Возьмите чистый стаканчик, поместите в него воронку, а в нее сетку. Аккуратно придерживая воронку с сеткой лейте тонкой струйкой загрязненную воду.
- Что у вас получилось? (ответы детей)
- Фильтр стал грязный, на нем остались крупные кусочки мусора.
- А вода стала чистой? ( ответы детей: нет). Значить сетка пропускает мелкий мусор и грязь.
- А теперь уберите использованный фильтр на разнос.
Опыт 2. «Очищаем воду марлей»
- Возьмите в руки кусочки марли, потрогайте, посмотрите через него друг на друга, возьмите лупу посмотрите, что можно сказать об этом фильтре?
- Что вы увидели, когда рассмотрели марлевый фильтр через лупу?
- У марлевого фильтра переплетение нитей так же редкое, через него всё видно, есть просветы.
- Сложите марлевый фильтры несколько раз, чтобы уменьшить просветы между нитями.
- Возьмите чистый стаканчик, поместите в него воронку, а в нее марлю. Аккуратно придерживая воронку с марлей лейте тонкой струйкой загрязненную воду.
- Что у вас получилось? (ответы детей)
- Фильтр стал грязный, на нем остались крупные кусочки мусора.
- А вода стала чистой? ( ответы детей: нет). Значить марля тоже пропускает мелкий мусор и грязь.
- Уберите использованный фильтр на разнос.
Опыт 3. «Очищаем воду тканью»
- Возьмите тканевый фильтр : также потрогайте его, посмотрите друг на друга через на него, рассмотрите его через лупу.
- Что можно сказать об этом фильтре? Что вы увидели, когда рассмотрели тканевый фильтр?
- Тканевый фильтр плотнее, через него ничего не видно, переплетение нитей чаще, нити прилегают друг к другу.
- Возьмите воронку вставьте пустой стакан, вложите тканевый фильтр в воронку. Профильтруем воду через тканевый фильтр.
- Посмотрите на фильтры. Они стали грязными? ( ответы детей: да). Правильно здесь и песчинки, и соринки. Значить этот фильтр лучше профильтровал воду, но вода ещё мутная. И этот фильтр уберите на разнос.
Опыт 4. «Очищаем воду бумажной салфеткой»
- Возьмите бумажную салфетку: также потрогайте ее, посмотрите друг на друга через на него, рассмотрите ее через лупу.
- Что можно сказать об этом фильтре? Что вы увидели, когда рассматривали бумажный фильтр?
- Бумажный фильтр плотный, через него ничего не видно, волокна плотно прилегают друг к другу.
- Возьмите воронку вставьте пустой стакан, вложите бумажный фильтр в воронку. Профильтруем воду через бумажный фильтр.
- Посмотрите на фильтры. Они стали грязными? ( ответы детей: да). Правильно здесь и песчинки, и соринки. Значить этот фильтр лучше профильтровал воду, но вода ещё мутная, а фильтр быстро размок. И этот фильтр уберите на разнос.
Опыт 5. «Очищаем воду ватным диском»
- А теперь профильтруем воду через ватные диски.
Также в воронку вставим диск, аккуратно не продавливаем. И фильтруем (и здесь на фильтре остались соринки). Посмотрите, вода стала чище? ( ответы детей: да).
- А что мы для этого сделали? (Фильтровали через ватный диск).
- Конечно, этот ватный фильтр из несколько слоёв, и не пропускает самые мелкие соринки.
- Ребята, а как вы думаете, почему во всех 5-и опытах у нас получился разный результат? (ответы детей)
- Какой из фильтров очистил воду хуже всех? (сетка). Почему? (переплетение нитей редкое есть просветы, пропускает мелкие частицы мусора)
- Какой из фильтров очистил воду лучше всех? (ватный диск). Почему? (волокна плотно прилегают друг к другу, не пропускают мелкие частицы мусора).
- Какой можно сделать вывод?
Вывод: Чем плотнее переплетение волокон в фильтре, тем чище вода.
Итак, можно ли самостоятельно очистить воду?
- Воду можно очистить с помощью фильтров, на которых остается грязь.
- Такую воду где можно использовать? (Мыть руки, стирать, для влажной уборки).
- А пить её можно? (Нельзя. В ней остаются микробы, ее надо вскипятить).
- Ребята, чему вы научились сегодня? (Очищать воду)
- Вы славно потрудились и узнали с помощью чего можно очистить воду
- У вас на столах пустые карточки, нарисуйте схематично, какими фильтрами мы очищали воду.