Виноградова Кристина Сергеевна
Конспект познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Воздух-невидимка»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формирование у детей представлений о том, что в предметах и вокруг нас есть воздух.
Задачи:
1. Развивать познавательный интерес и активность детей. 2. Формировать навыки исследовательской деятельности. 3. Показать детям способы обнаружения воздуха. 4. Воспитывать желание приходить друг другу на помощь в случае затруднения.
Публикация «Конспект познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе „Воздух-невидимка“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2023
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, отображающих воздух, беседы «Что такое воздух?», «Кому и для чего нужен воздух?», рассматривание познавательного материала с помощью интерактивной доски, чтение познавательной литературы.
Оборудование:
Кукла Незнайка, воздушные шарики, полиэтиленовые пакеты, картинки с изображением предметов, которые можно надувать, ластик, игрушка мягкая, прозрачный таз с водой, прозрачный стакан, трубочки, мыльные пузыри, прозрачная банка, 2 апельсина, чашка с водой.
Ход образовательной деятельности:
1. Сюрпризный момент: «Прилет Незнайки на воздушных шариках». Из –за двери доносятся звуки: «Ой, помогите, спасите, лечу!» Воспитатель: «Кто это там кричит?» (открывает дверь); «Здравствуй, Незнайка. Как неожиданно ты к нам прилетел, да еще и на воздушных шариках. Незнайка: Я вышел на улицу и увидел воздушные шарики. Они были привязаны к дереву. Я отвязал их и вдруг полетел. Почему я полетел?
ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ: Почему полетели воздушные шарики? Чем они наполнены? Как можно увидеть воздух? (ответы). Воспитатель: -А давайте попробуем поймать воздух. Незнайка: — Ага! Поймаете его! Где он? Что – то я его не вижу. А вы, ребята, видите воздух? (Нет). Воспитатель: — Раз мы его не видим, значит, он какой? (прозрачный, бесцветный, невидимый). Незнайка: — Вот – вот! Невидимый! Значит, его и вовсе нет! Докажите мне, что этот самый воздух, есть! Воспитатель: — Чтобы увидеть воздух, его надо поймать. Для этого мы отправимся в лабораторию, это такое место, где ученые - исследователи проводят различные опыты.
В лаборатории надо соблюдать определенные правила: соблюдать тишину, слушать друг друга внимательно и не перебивать друг друга.
Я приглашаю вас в лабораторию. Дети надевают фартуки, шапочки.
Вот теперь вы не дети, а ученые.
Чтоб природе другом стать,
Все загадки разгадать
Научиться наблюдать,
Будем вместе развивать качество – внимательность,
А поможет всё узнать
Наша наблюдательность.
- Очутились мы в самой настоящей научной лаборатории.
- Проходите, и занимайте свои места.
Опыт №1 «Как поймать и почувствовать воздух»
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, можно поймать воздух и посмотреть какой он? (Ответы детей)
Воспитатель: Посмотрите, пожалуйста, на предметы на вашем столе. Сможем мы с помощью одного из них поймать воздух? (Рассматривают предметы Ответы детей)
Воспитатель: Предлагаю взять на столе полиэтиленовый пакет и посмотреть, что в нем?
(Берут пакет, рассматривают Ответы детей)
Воспитатель: Да он пустой, сложим его несколько раз. Посмотрите, какой он? Теперь мы его развернем, наберем в пакет воздух и закрутим его. Что произошло с пакетом?
(Складывают пакет. Затем берут пакет, «ловят» воздух. Дают ответы, опираясь на результат.)
Воспитатель: Действительно, пакет «надулся», чем он заполнился? Можно сказать, что мы поймали воздух? (Ответы детей)
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, а можно почувствовать воздух? (Ответы детей)
• проверим. Возьмите острую палочку и осторожно проткните пакетик. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете? (Берут деревянную шпажку, прокалывают пакет, подносят его к лицу.)
Воспитатель: Что мы узнали из этого эксперимента? Воспитатель: Верно! Воздух прозрачный, но его можно увидеть. Мы поймали воздух и заперли его в пакете, а потом выпустили его – почувствовали «ветерок» на лице. Люди используют такой «пойманный» воздух для различных целей. Например, для спасательного круга, надувного матраса, для накачивания шин. (Наблюдают, слушают воспитателя, обобщают увиденное.)
ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА: Мы сегодня так играем – нюхать воздух начинаем. Чем же пахнет? Не понять – Нужно носиком вдыхать: вдох – выдох – вдох – выдох. Гарью пахнет: ох –ох!
Опыт №2 «Имеет ли воздух вес»
Воспитатель: На столе у вас лежат предметы: игрушка и ластик. Потрогайте их, нажмите на них? Из чего они сделаны? (Берут игрушку и ластик, трогают их, нажимают
Ответы детей (из резины, ластик твердый, игрушка – мягкая)
Воспитатель: Возьмите ластик и игрушку опустите их в воду, что случилось? (Опускают в воду ластик и игрушку, отвечают на вопрос (ластик утонул, игрушка нет)
Воспитатель: Почему игрушка не тонет? Ведь она и ластик из резины. (Ответы детей (игрушка внутри пустая, в ней воздух)
Воспитатель: Игрушка не утонула, потому что она наполнена воздухом. Какой вывод мы можем сделать? (Один из детей делает вывод (воздух легче воды)
Воспитатель: Ребята, все согласны с этим выводом? Может быть, кто-то думает по-другому? (Ответы детей, взаимооценка.
Воспитатель: Ребята, помогите мне разобрать игрушки: какие будут плавать, а какие нет, где спрятался воздух. Подойдите, пожалуйста, ко мне. У меня есть вот такой волшебный сундучок.
Дидактическая игра: «Тонет - не тонет» (дети поочередно достают из сундучка ластик, магнит, монетка, резиновая игрушка, мяч, нарукавник др. мелкие предметы и раскладывают в два тазика).
• как легко вы справились с заданием. (Дети подходят к столу и раскладывают предметы в два тазика, делают вывод)
Воспитатель: Продолжим наши эксперименты, вернемся к своим рабочим местам (Переходят за столы.)
Опыт №3 «Воздух есть внутри нас»
Воспитатель: Как вы думаете, воздух есть во всем? Есть ли воздух внутри человека? Как это можно проверить? Сможем мы проверить это с помощью предметов на нашем столе? Каких? (Ответы детей)
Воспитатель: На столе у вас стоит стакан с водой и трубочка. Давайте подуем в трубочку, опущенную в стакан с водой тихо- тихо. Что происходит? (Берут стакан с водой, дуют в трубочку, рассказывают что происходит)
Воспитатель: Появились пузырьки, как они там оказались? В стакане же была только вода. (Ответы детей)
Воспитатель: Что мы подули? (Ответы детей)
Воспитатель: Как воздух оказался внутри трубочки? (Ответы детей)
Воспитатель: Верно! Это воздух, который внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит в виде пузырьков. Чтобы подуть, мы сначала вдыхаем новый воздух, потом выдыхаем его через трубочку и получаются пузырьки. Какой вывод мы можем сделать из этого эксперимента?
(Один из детей делает вывод на основании проведенного эксперимента)
Воспитатель: Ребята, вы все согласны с этим выводом? Или кто-то думает по-другому? (Ответы детей, взаимооценка)
ФИЗМИНУТКА: «МЫЛЬНЫЕ ПУЗЫРИ». (играют с мыльными пузырями). Так что находится внутри пузырей? Незнайка: Конечно же, мыло! --- Прав Незнайка? Нет. В каждом пузыре внутри находится воздух. Мыльная пленка наполняется воздухом и отрывается от петельки. Легкие, наполненные воздухом пузыри, парят в воздухе. А как внутрь нас попадает воздух? А когда мы вдыхаем и выдыхаем его через нос., мы видим его?
Опыт №4 «Плавающий апельсин». (2 апельсина, большая чашка с водой).! апельсин положим в чашку с водой. Он будет плавать. Затем кладем очищенный апельсин. Он утонул. Почему один утонул, а другой нет? ---В апельсиновой кожуре есть много пузырьков воздуха. Они выталкивают апельсин на поверхность воды. Без кожуры апельсин тонет, потому что тяжелее воды, которую вытесняет. ВЫВОД: АПЕЛЬСИН НЕ ТОНЕТ В ВОДЕ, ПОТОМУ ЧТО В ЕГО КОЖУРЕ ЕСТЬ ВОЗДУХ И ОН УДЕРЖИВАЕТ ЕГО НА ПОВЕРХНОСТИ ВОДЫ.
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА: Работать палец наш большой умеет очень хорошо. Как этот палец гнется ловко! Какая у него сноровка! (Дети кладут правую руку на стол ладонью вверх, сгибают и разгибают большой палец. Затем проделывают тоже самое с левой рукой. Повторяют упражнение несколько раз.)
Незнайка: спасибо, ребята, я много сегодня узнал о воздухе! Пойду расскажу об этом своим друзьям, до свидания!
Воспитатель: Наша лаборатория закрывается. Что мы сегодня с вами узнали о воздухе? (Ответы) Что вам понравилось? (Ответы). Молодцы, вы сегодня все были внимательные, наблюдательные, как самые настоящие ученые. Снимайте фартуки и шапочки и поиграйте шариками, которые принес Незнайка.