Екатерина Саломатова
Конспект познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Такие разные перья»
▼ Скачать + Заказать документы
Приоритетное направление: познавательное развитие, познавательно-исследовательская деятельность.
Группа: подготовительная
Тема: «Разные перья»
Цель: Создание социальной ситуации развития в процессе совместной познавательно-исследовательской деятельности детей «Разные перья»
Задачи:
- создавать условия для развития умения ставить цель, отбирать необходимые средства, определять последовательность действий;
- создавать условия для развития умения обращаться к собственному опыту, имеющимся знаниям, умениям
- создавать условия для развития умения сравнивать группы предметов;
Публикация «Конспект познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе „Такие разные перья“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2018
- создать условия для развития умения инициировать диалог, включаться и поддерживать разговор;
- создать условия для развития умения задать вопросы;
- создавать условия для развития умения договариваться о совместных действиях, работать в группе
- создавать условия для развития познавательно-исследовательской активности детей, формирования навыков экспериментирования.
Материалы и оборудование: перья маховые и пуховые, камни, весы, молнии, пипетки, емкость с водой, растительным маслом, бумажное крыло, лупы, шпажки, кисточки, салфетки, ножницы, клеенка.
Предварительная работа: Дети с воспитателем и родителями по общему решению в уголок природы решили оформить альбом «Такие разные птицы» (из дома принесли изображение птиц, разные перья, с воспитателем в группе в ходе совместной деятельности систематизировали материал). Несколько страниц этого альбома остались еще свободными.
Ход образовательной деятельности
Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап).
Дети приносят незаконченный альбом «Такие разные птицы» и спрашивают, что еще можно разместить на последних страницах.
Воспитатель с детьми еще раз рассматривают альбом, повторяют название птиц их характеристики.
Воспитатель: Все птицы разные, а что у них общего? Что отличает их от остальных животных? (Дети высказывают мнение, что главное отличие птиц - умеют летать).
Воспитатель показывает мини фильм о белке - летяги и летучих мышах. Дети отказываются от вывода, что летать умеют только птицы. Приходят к выводу, что главное отличие это перья.
Воспитатель: Для чего птицам перья? Это очень интересно, а вы хотели бы узнать? (Последняя страница альбома пустая, в конце НОД можно прикрепить картинки с изображением значимости перьев) Как можно это узнать?
Основная часть (содержательный, деятельностный этап)
(Познавательное развитие. Коммуникативная. Свободное общение.)
Воспитатель: Где можно изучить и исследовать перья? Как одеты люди, которые работают в лаборатории? (Переодеваются и переходят в лабораторию)
Воспитатель: Посмотрите, что вы видите в лаборатории? Потрогайте перо. Какое оно?
- Интересно, легкое оно или тяжелое?
(Как это можно проверить? Как вы думаете)
Дети кладут на весы перо, на другую – камень, два пера, гири.
- Что еще может делать перо? Подбросьте перо. Что вы видите?
- А за счет чего оно легкое?
- Можно отрезать край у пера. Что можно увидеть.
Если попробовать вставить шпажку в стержень пера, что же там внутри?
– Дети делают вывод перо легкое, потому, что стержень пустой. (зарисовывают в тетрадь наблюдений)
Если я сделаю пером так (помашу) что вы ощущаете?
Дети: Когда птица машет крыльями, перо эластично пружинит, не расцепляя волоски.
Как бы нам рассмотреть перо? Что для этого нужно (рассматривание через лупу)
Опыт с молнией и с маховым пером
Выводы детей: на бороздках пера есть выступы и крючочки, которые прочно и легко соединяются, застегивая поверхность пера.
Воспитатель: А вы знаете, что когда то это увидели очень внимательные и умные люди и изобрели замок-молнию. (Воспитатель демонстрирует замок-молнию).
Дети зарисовывают вывод.
Закрепляют, что это перо «маховое»
- А какие перья лежат у вас ещё?
- Пуховое (маленькое, пушистое, тоненькое, волоски не сцепленные, стержень тоненький).
Накладываем и сравниваем с маховым (водим по руке – мягкое, пушистое)
- Зачем такое перо птице?
- Пуховое перо находятся на туловище, голове, крыльях, лапах.
Для чего оно?
Дети: служит птице для сохранения тепла
Воспитатель: интересно, какое перо легче – перовое или маховое?
Дети дуют – какое улетит быстрее – пуховое или маховое?
Находим пуховые перья на крыльях.
Воспитатель: На хвосте перья называются «рулевые». они помогают менять направление полета.
Схемы хвостов.
Воспитатель: А как вы думаете, почему у водоплавающих птиц перья не намокают? (Дети, опираясь на предыдущие знания, говорят о жировой смазке)
Давайте проведем эксперимент.
- У вас бумажное перо, нанесем кисточкой на него жировую смазку (растительное масло, а теперь пипеткой капните воду.)
Вывод: Вода скатывается, вот так и с перьев птиц.
Дети зарисовывают вывод в журналы.
Заключительная часть
- О чем узнали мы сегодня в лаборатории?
- О том, как устроены птичьи перья и их назначение.
- Птицы каждый день заботятся о своих перьях, тщательно чистят свое оперение, удаляют чужеродные предметы, вытирают жир и периодически меняют лишнее перо.
- Так зачем птицам перья?
- Помогают взлететь, держаться на воздухе, предохраняют от ушибов, пересыхания, намокания.
- Вот сколько нового мы узнали, а теперь давайте зарисуем все эти выводы в наш альбом. Дети сами разбиваются на группы и на отдельных листках зарисовывают свои наблюдения, затем все листки вклеиваются в альбом, который с гордость демонстрируют родителям и всем гостям которые приходят в группу.