Татьяна Мельник
Конспект познавательно-исследовательской деятельности для старшего дошкольного возраста «Лаборатория чудес»
Цель: формирование и расширение представлений у воспитанников о взаимодействии пенообразных и жидкостях через практическое самостоятельное познание.
Коррекционно - образовательные задачи
- формировать представления о веществах (жидкость, пена): их свойствах и качествах;
- формировать умения делать выводы, открытия;
Коррекционно - развивающие задачи
-развивать зрительное восприятие (прослеживающую функцию взора, цветовосприятие);
-развивать мыслительные способности: сравнение, анализ, обобщение, систематизация;
- развивать мелкую моторику, координацию рук;
- развивать речь;
Воспитательные задачи
Публикация «Конспект познавательно-исследовательской деятельности для старшего дошкольного возраста „Лаборатория чудес“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- создание положительной мотивации к самостоятельному экспериментированию;
- воспитание усидчивости и аккуратности.
Оборудование: крупа манка, халаты, пена для бритья, стаканы для воды, пипетка, синий краситель.
Ход экспериментирования
- Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами будем лаборантами в нашей «Лаборатории чудес».
Педагог объясняет, что «дождь» в банке можно наблюдать, если наполнить прозрачную емкость водой на объема. Поместить на дно банки фигурки «людей». Сверху на воду, выдавим немного пены.
-Что случилось с пеной? (Она не утонула, потому что она легче воды, плавает на поверхности). Что напоминает нам полученный вид? (Пена для бритья – это облако, а вода это наша атмосфера, которая нас окружает).
Смешаем краситель в небольшом количестве воды и наполним синей жидкостью пипетку. Добавьте несколько капель красителя в воду с помощью пипетки, краситель начнёт постепенно проседать, проникать через пену и будет падать в воду, которая находится под «облаком». Кажется, что идёт дождь.
Зрительная гимнастика «Солнышко и тучки»
(профилактика нарушений зрения)
При выполнении упражнения использовать зрительные метки. Это могут быть картинки тучек, расположенных по углам квадрата стены («неба», или воображаемые тучки.
Тучки по небу ходили,
Красно солнышко дразнили.
Не поворачивая головы, дети медленно переводят взор с одной тучки на другую по направлению, указанному педагогом – можно пронумеровать тучки или поставить указатели-стрелки и т. п.
А мы солнышко догоним, а мы красное поймаем.
Переводят взор на солнышко в середину «неба» и отдыхают.
Солнышко услыхало, красное поскакало.
Обводят глазами большой круг по часовой, потом против часовой стрелки.
Педагог может пустить солнечный зайчик по «небу», а дети будут прослеживать взглядом его движение.
По возможности это может быть и электронная физкультминутка для глаз.
Пальчиковая гимнастика «Пальчики»
Раз, два, три, четыре, пять, (поочередно разгибать все пальцы,
Вышли пальчики гулять! начиная с мизинца,
Раз, два, три, четыре, пять, затем сгибать их в том же порядке)
В домик спрятались опять.
Самостоятельная экспериментальная деятельность детей.
Инструктаж техники безопасности перед опытом (аккуратность, точность действий).
Итог:
- Что сегодня мы конструировали в «Лаборатории чудес»? - Ответы детей (модель окружающего мира: атмосферу, облака, дождь).
- Какие наблюдения из наших опытов вам запомнились? – Ответы детей (свойства жидкостей).
Дети делают выводы: жидкость проникает сквозь пену, но пена, если ее не тревожить остается долго на поверхности воды, а краска тяжелее пены, она проседает вниз и падает на дно банки. Как-будто идет дождь.