Ковалёва Ольга Владимировна
Конспект познавательно-исследовательской деятельности «По следам осени» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект познавательно-исследовательской деятельности «По следам осени» в старшей группе
Цель: Расширять знания детей о явлениях живой и неживой природы: почему листья желтеют и опадают и как они опадают.
Задачи:
• Развивать умение детей называть приметы осени, изменения в природе, используя образные слова и выражения, внимание, связную речь.
Публикация «Конспект познавательно-исследовательской деятельности „По следам осени“ в старшей группе» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Старшая группа
- Темочки
• Закрепить умения устанавливать связь между признаками в природе и умения отстаивать свою точку зрения, делать выводы (рассуждать, доказывать, выстраивать предложения, устанавливать причинно-следственные связи)
• Продолжать развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения.
• Исследовать природное явление листопад, строение листа, опытным путем сделать вывод о наличии зеленого вещества в листьях.
• Воспитывать любознательность, умение взаимодействовать друг с другом.
Приё мы: решение проблемной ситуации, пояснения, действия моторного характера.
Используемые формы организации познавательной деятельности детей :
групповая, индивидуальная.
Оборудование и материал:
Листья различной формы жёлтые, зелёные, красные, растительное масли, прозрачная емкость, шипучую таблетку, краситель, мультимедиа.
Предварительная работа:
• На прогулке наблюдать за тем, как опадают листья с деревьев.
• Сбор листьев разной формы и окраски.
• Беседы об осени;
• Чтение художественных произведений об осени.
• Разучивание стихов и поговорок об осени;
• Пение песен об осени и слушание музыки;
• Рассматривание иллюстраций и фотографий с изображением осенней природы;
• Рисование на занятиях по ИЗО деятельности и самостоятельной художественной деятельности различных деревьев;
• Наблюдение за деревьями на прогулке;
Дети входят в группу под песню «По осенним дорожкам»
Здравствуйте дорогие ребята, я очень рада вас видеть. Сегодня я открою вам один секрет. Но сначала хочу с вами поиграть и загадать вам загадку.
Воспитатель загадывает загадку.
Утром во двор идём,
А там листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят.
(Осень)
Дети а назвать осенние месяцы и объяснить, почему о них так говорят.
Сентябрь – рябинник. Как вы думаете, почему его называли рябинником? (потому что в это время появляется рябина).
Октябрь – листопадник (потому что опадают листья).
Ноябрь – зимник (становится холодно, как зимой).
Ребята, а почему так происходит: сначала листья зелёные, затем меняют цвет и опадают.
Ответы детей.
А как вы ребята думаете, зачем дереву нужны листья?
Молодцы, ребята, я вижу вы любознательные и готова открыть вам секрет. Посмотрите мультфильм, и вы поймёте почему листья с приходом осени меняют цвет и опадают.
Просмотр мультфильма «Почему листья желтеют»
Вопросы:
Какое вещество делает листья зелёными?
Что нужно для выработки этого вещества?
Почему листья опадают?
Физ-минутка «Осень в гости просим» (На экране видеоклип, дети выполняют движения согласно словам песни)
Воспитатель: Ребята, а ка вы считаете опавшие листья – это мусор или они приносят пользу.
Почему вы так думаете?
Можно ли сжигать листья? Почему? (Сжигать листву нельзя! Дым очень вреден. В нём много ядовитых веществ. Дым отравляет воздух, которым мы дышим. А ещё может случиться пожар. Можно сделать вывод, что опавшую листву сжигать нельзя.)
В чём польза опавших листьев?
Опавшие листья – это часть природы. И если Матушка Природа так придумала, чтоб деревья сбрасывали листву, значит так надо природе. Опавшая листва для растений – это как «одеяло», укрывающее от зимнего холода. Листва лежит, перегнивает и превращается слой плодородной почвы. И на такой почве в лесу хорошо растут и грибы, и ягоды, и цветы, и деревья. Значит, в лесу удобрением служат опавшие листья. Они питают растения леса.
Опавшие листья складывают в ящик. Из них постепенно получается плодородная почва - компост, которую добавляют в теплицу, на грядки, на клумбы. И на такой земле растут чудесные растения.
Исследование ;Осень в бокале.
Дети садятся на места.
На стакане или любой прозрачной емкости рисуем дерево. Наливаем немного воды и много растительного масла. Берем заранее подготовленную окрашенную воду в цвет осенних листьев, капаем пипеткой в нашу колбу. Получается осенний листопад. Берем шипучую таблетку, бросаем ее и наши листья начинают свой танец-то поднимаются в верх то опускаются вниз. Настояций осенний листопад.
Итог.
Ребята, какой секрет мы сегодня узнали? Какую проблему мы сегодня решали? Что интересного было на занятие?
Красавица Осень благодарит детей и угощает их осенними дарами (орехами и яблоками)