Коршунова Татьяна
Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Как летают птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по познавательно– исследовательской деятельности в подготовительной группе
Тема: «Как летают птицы».
Цель: Исследовать, как перья помогают птицам летать.
Задачи:
Образовательная:
Расширять знания о мире птиц, их внешнем виде, о роли птиц в природе и жизни человека
Развивающая:
Публикация «Конспект познавательно-исследовательской деятельности „Как летают птицы“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
учить анализировать и делать выводы на основе опытно – исследовательской деятельности; развивать память, мышление, наблюдательность, любознательность.
Воспитательная:
Воспитывать интерес к жизни птиц, бережное отношение, желание помогать им.
На ковре
Воспитатель: Ребята, ребята младшей нам в группу передали подарок – картину. Эти ребята любят фантазировать – и нарисовали птицу
• Что мы видим на этой картине?
• А что необычного вы заметили в птице?
• Чем покрыты крылья? (шерстью)
• Интересно, а сможет ли птица покрытая, шерстью летать?
• Что, по вашему мнению, помогает птицам летать? (Крылья)
• Чем покрыты крылья и тело птиц?
Как вы думаете, какую роль играют перья для птиц? Давайте побудем сегодня исследователями и попробуем найти ответ на этот вопрос.
- Чем отличаются птицы от людей, от других животных?
Дети: Птицы умеют летать.
Воспитатель: А почему человек не может взлететь?
Дети: У человека нет крыльев.
За столом
Воспитатель: Ребята, давайте проведем опыт. Перед вами два листа бумаги. Возьмите один из них и скомкайте его в шарик, а теперь осторожно выпустите его из рук. Что произошло?
Возьмите другой лист и также осторожно опустите перед собой. Что вы увидели? Почему так происходит: листы одинаковые, а падают по разному?
Вывод:
Расправленный лист – широкий. За счет своей поверхности он опирается на воздух и не падает, а летит.
Воспитатель: Вот теперь мы можем догадаться, почему же птицы летают? Кто уже может сформулировать ответ?
Дети отвечают, каждый высказывает свою версию. Правильную закрепляем (крылья в развернутом виде создают опору, птица держится за счет сопротивления и т. д.)
Воспитатель: Ребята, давайте рассмотрим перо. Возьмите перо – какое оно? (гладкое)
Тело птиц покрыто перьями. Птицы самые быстрые и выносливые. Их гладкое тело с легкостью преодолевает сопротивление воздуха, а сильные крылья поднимают ввысь и несут вперед. Крылья птиц легкие, сильные и гибкие.
Птицы – единственные животные на Земле, имеющие перья.
Поисково –исследовательская деятельность:
(Воспитатель предлагает детям поработать с раздаточным материалом)
Воспитатель: Ребята, давайте рассмотрим, как устроены перья у птиц. Обычно у пера есть проходящий посредине упругий стержень и плоское опахало. Я вам напомню, что такое стержень: предмет удлиненной формы, являющийся основанием чего – нибудь.
Воспитатель: Какой стержень у пера? (отрезает кусочек стержня)
Дети: Плотный и пустой.
Воспитатель: Правильно. А как вы думаете почему?
Дети: Чтобы птица была легче и могла летать.
Воспитатель: Встаньте и попробуйте выпустить перо из рук. Что вы видите?
Дети: Оно падает медленно, плавно кружась.
Воспитатель: Почему?
Дети: Перо легкое, так как внутри стержня пустота.
(Воспитатель предлагает помахать пером, понаблюдать, что с ним происходит)
Воспитатель: Когда птица машет крыльями, перо эластично пружинит, не расцепляя волосков, сохраняя поверхность. Это перо плотное, жесткое. Но есть на теле птицы еще мелкие, мягкие, пушистые, нежные, с тонким стержнем, маленькие по размеру перья. Для чего нужны птицам такие перья?
Дети: Они сохраняют тепло тела.
Воспитатель: На каких местах растут пуховые перья?
Дети: На туловище, голове, спине, лапах.
Воспитатель: Ребята, а когда птица сидит на дереве или на земле, как расположены крылья?
Дети: Они сложены на туловище.
Воспитатель: Почему, как вы думаете?
Дети: На земле или на дереве раскрытые крылья и хвост мешают птице, поэтому она их складывает.
(Воспитатель на примере веера показывает, как складываются и раскрываются перья и хвост, когда птица взлетает и когда садится.)
Воспитатель: Итак, юные исследователи, что мы с вами можем рассказать?
Какую роль играют перья для птиц?
Сможет ли птица, покрытая шерстью летать?
Вывод: Птица – единственное существо на земле, умеющее летать. Их тело покрыто ….
Перья не только украшают птицу, но и помогают им взлететь и держаться в воздухе, но и спасают их от ушибов и царапин, холода и жары, намокания и пересыхания; с помощью перьев птицы передают друг другу сигналы, маскируются от хищников. Перья требуют тщательного ухода, и птицы ежедневно чистят свое оперение с помощью клюва, удаляя чужеродные предметы, втирая в них свой жир, купаются и «принимают» пылевые ванны. Перья птиц постепенно изнашиваются и потому подвергаются периодической смене или линьке.
- А где в быту нам может пригодиться перо?
- Раньше не было ручек, люди писали пером. (картинка)
- Можно покрасить перья для поделок.
Ими украшают шляпы, одежду.
Пуховыми перьями набивают подушки, одежда, куртки (легкие, теплые).
Воспитатель: Ребята! Птицы, как люди, - живые существа. Но они меньше и не могут себя защитить. А маленьких и слабых обижать нельзя! Что вы можете предложить для охраны птиц?
Дети: Не разорять гнезд. Не кричать в лесу. Не брать яйца и птенцов из гнезда, а развешивать кормушки.
Рефлексия:
Сегодня мы узнали о птицах. Что вам больше всего понравилось? Какое задание было самым интересным?
(Дети отвечают)
Воспитатель: Наше занятие закончилось, все было очень интересно и познавательно, спасибо вам.