Алёна Дёмина
Конспект познавательно-игрового занятия в старшей группе «В гостях у мастеров прикладного искусства»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект познавательно-игрового занятия в старшей группе
нтеграция образовательных областей: «Познание», «Художественное творчество», «Музыка», «Коммуникация»
Цель:
Знакомство детей с изделиями народных промыслов.
Задачи:
Публикация «Конспект познавательно-игрового занятия в старшей группе „В гостях у мастеров прикладного искусства“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2016
Познакомить детей с видами народного прикладного искусства (матрёшка, хохлома, дымковская игрушка, с их характерными особенностями.
Развивать связную речь, внимание, память, воображение, умение отвечать на вопросы полными ответами;
Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений.
Инициировать декоративное оформление готовых фигур – украшение элементами декоративной росписи по мотивам дымковской игрушки.
Развивать эстетические чувства, эмоции, переживания, интерес к народному искусству.
Прививать любовь и бережное отношение к произведениям русских мастеров.
Словарная работа: Народные промыслы, прикладное искусство, гжель, хохломская роспись, дымковская игрушка, элементы росписи
Методы и приемы: использование наглядности, художественного слова, музыкального сопровождения, рассказ детей, проблемные вопросы, игра, рассматривание иллюстрации.
Материалы и оборудование:
Предварительная работа:
Беседы с детьми о народном прикладном искусстве; рассматривание альбомов, фотографий, рисунков, изделий народных промыслов, заучивание стихотворений о народных промыслах, изобразительная деятельность по данной тематике.
Ход
Организационный момент
Воспитатель:
Ребята посмотрите, сколько гостей к нам пришло, давайте поздороваемся с нашими гостями.
Присаживайтесь ребята на стульчики.
Ребята скажите, вы знаете, в какой стране вы живёте?
Правильно в России. А чем же славится наша страна?
Слайды:1-12
Ребё нок читает стихотворение:
«Богата и привольна Родина моя. И промыслом народным славится она.
Есть Тула, Гжель и Суздаль. И Павловский Посад,
Загорская матрешка,
И хохломской наряд.
По всей России-матушке,
Куда не бросишь взгляд,
Народные умельцы.
С любовью мастерят.
Сегодня ребята я предлагаю вам отправиться в удивительное путешествие к мастерам, и посмотреть, как умелыми руками мастера творят чудеса.
Вот какие есть пословицы про таких людей:
Слайд: 13
«Всякая работа мастера хвалит»
«Только опыт создаёт настоящего мастера»
«Человек хорошо делает то, что любит»
«Скучен день до вечера, коли делать нечего»
Ну, что ж, а нам пора в путь!
А к каким же мастерам мы с вами отправимся?
Может наш друг Петрушка нам поможет? Давайте ребята его позовём.
На ширме появляется игрушка Петрушка.
«Здравствуйте ребятишки, девчонки кудрявые, курносые мальчишки.
Это снова я мальчишка веселушка, весёленький Петрушка»
Воспитатель: «Петрушка мы с ребятами собрались в гости к мастерам, а к кому идти мы не знаем. Ты нам не поможешь?
Петрушка: «Ой, простите, дырявая я голова у меня ведь для вас кое- что имеется»
Исчезает и появляется с матрёшкой в руках.
Воспитатель: «Спасибо Петрушка, ну нам с ребятами пора, До свидание!
Воспитатель: «Ребята вы знаете, что это?
Правильно это матрёшка. А матрёшка игрушка не простая, у неё есть свой секрет. В матрёшке живут её малые сестрицы, хотите посмотреть?
Воспитатель открывает матрёшку из неё достаёт загадку.
Воспитатель: «А вот и подсказка.
В матрёшках загадки про народные промыслы.
Воспитатель загадывает загадку:
Разные ложки и ковши
Ты разгляди-ка, не спеши
Блестят они как золотые
А может солнцем залитые.
О каких изделиях эта загадка?
Слайд : 14, 15
На экране изделия хохломы.
Дети: «О хохломских».
Воспитатель: «Ну, что ж ребята отправляемся в ости к хохломским мастерам»
Воспитатель вместе с детьми идет по кругу.
Слайд: 16 (Значок Музыка)
Звучит мелодия Дорогою добра»
Вос-ль. (Воспитатель читает стихотворение)
По деревням и по хатам, мы заглянем в каждый дом
Кто живет там, спросим, рассказать о себе попросим.
В деревню мы старинную
Идем дорогой длинною
Идем дорогой трудною,
Дорогою крутой!
Перед нами дом большой
И красивый- то какой!
Кто же в доме том живет?
Кто нам двери отопрет?
Слайд 17
На экране изображение дома красивого.
Воспитатель: «Вот мы и пришли к хохломским мастерам.
Хохломской промысел был основан в Заволжье, на территории Нижегородской области. Жители разных селений, таких как: Новопокровское, Виноградово, Мокушино, Большие и Малые Хрящи, Рассадино, Скоробогатово и других, расположенных по берегам реки Узолы, испокон веков занимались окраской деревянной точеной посуды. Деревянная посуда была очень доступной, простой в использовании и удобной.
Еще совсем недавно в сёлах Нижегородской области можно было услышать легенду о том, как пришла на волжскую землю «хохлома» и где она взяла свои огненные краски.
Рассказывают, жил в давние времена в Москве мастер-иконописец. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труды. Любил мастер своё ремесло, но больше всего любил он вольную жизнь, поэтому, однажды тайно покинул царский двор и перебрался в глухие керженские леса.
Срубил он себе избу и стал заниматься прежним делом. Мечтал он о таком искусстве, которое стало бы родным всем, как простая русская песня, и чтобы отразилась в нём красота родной земли. Так и появились первые хохломские чашки, украшенные пышными цветами и тонкими веточками.
Слава о великом мастере разнеслась по всей земле. Отовсюду приезжали люди, чтобы полюбоваться на его мастерство. Многие рубили здесь избы и селились рядом. Наконец, дошла слава мастера и до грозного царя, и повелел он отряду стрельцов найти беглеца и привести. Но быстрее стрелецких ног летела народная молва. Узнал мастер о своей беде, собрал односельчан и раскрыл им секреты своего ремесла. А утром, когда вошли в село царские посланцы, увидели все, как горит ярким пламенем изба чудо-художника. Сгорела изба, а самого мастера, как ни искали, нигде не нашли. Только остались на земле его краски, которые словно вобрали в себя и жар пламени, и чернь пепелища.
И по сей день живет в России и славится это ремесло.
Давайте ребята тихонечко посидим и посмотрим, как работают хохломские мастера
(Видео) ХОХЛОМА
Воспитатель: Ребята посмотрите у меня в руках картинки, они все перепутались. Давайте найдем среди этих картинок, изделия хохломских мастеров.
Дидактическая игра: «Определи и найди хохломской узор»
Все картинки перепутались необходимо найти все картинки изделия хохломы.
Воспитатель: «Давайте ребята посмотрим, может в другой матрешке поменьше тоже для нас есть загадка»
Открывают следующую матрёшку, читают загадку:
«Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается в бока.
А внутри секреты есть:
Может – три, а может, шесть.
Разрумянилась немножко.
Это русская (матрешка)»
Слайд: 19-23
На экране разные виды матрёшек.
Воспитатель: «Правильно самыми любимыми игрушками в народе у детей были матрешки. Из чего делают матрешек?
Дети. Матрешек делают из дерева?
Вос-ль. Значит они какие?
Дети. Деревянные.
Вос-ль. Матрешки – куклы очень веселые, жизнерадостные. Глянешь на их лица, и настроение сразу поднимается, а уж как они любят петь и танцевать! Наши матрё шки приготовили для вас танец:
Танец «Матрёшек»
Воспитатель: «Давайте заглянем к мастерам и посмотрим, как на свет появляется Матрёшка. Но сначала я вам расскажу немножко о том, откуда у нас появилась первая матрёшка.
Точная история происхождения матрёшки неизвестна. Существует предположение о том, что матрёшка имеет японские корни. Почему эта точеная кукла стала называться матрешкой, никто точно не знает. Может быть, так ее назвал продавец, рекламирующий свой товар, а может, такое имя ей дали покупатели: имя Матрена было очень распространено среди простого люда, вот и стали называть игрушку ласково Матрешей, Матренушкой; так, и закрепилось имя Матрешка.
Видео о мастерах.
Давайте заглянем в следующую матрё шку:
Игрушки эти не простые, а волшебно расписные:
Белоснежны, как березки, кружочки, клеточки, полоски –
Просто, казалось бы, узор, но отвести не в силах взор.
.Дети. Это дымковские игрушки.
Слайды: 25, 26
Вос-ль. Давайте мы с вами внимательно рассмотрим игрушки и поговорим о них.
Кто мне скажет, почему игрушки называются дымковскими?
Дети. Они вылеплены в Дымково.
Вос-ль. Правильно, они названы по имени села, в котором их сделали.
Вос-ль. Из какого материала вылеплены игрушки?
Дети. Из глины.
Вос-ль. Значит они какие?
Дети. Глиняные.
Вос-ль. Молодцы! Посмотрите и назовите, какие игрушки вы здесь видите?
Слаййд 27-33
Дети. Барышни, индюки, кони, олени и т. д.
Вос-ль. Давайте получше рассмотрим их. Какие краски используют мастера?
Дети. Красную, зеленую, синюю, черную, голубую, желтую, оранжевую.
Вос-ль: Да, и краски эти яркие, праздничные. Какие элементы дымковской росписи вы можете мне назвать?
Слайд 34-36
Дети. Клеточки, полоски, линии, кружочки, точки, волнистые линии.
Скажите дети без утайки
Где вы ездили, бывали
Что вы видели, узнали?
1 ребенок
В разных городах бывали,
Чудеса мы там видали.
Удивительное чудо
Говорят о нем повсюду.
2 ребенок
Погляди, как хороша
Матрешка – русская душа!
3 ребё нок:
Роспись хохломская
Словно колдовская
В сказочную песню
Просится сама
И негде на свете
Нет таких соцветий
Всех чудес чудесней
Наша хохлома.
4 ребё нок:
Вьется голубой дымок
Дым идет из труб столбом
Точно в дымке все кругом
Голубые дали
И село большое Дымково
Назвали.
Вос-ль. Давайте представим себя дымковским мастерами, и украсим барышню-водоноску
Видео про дымку.
Воспитатель: наше путешествие подошло к концу. Скажите, ребята вам понравилось в гостях у разных мастеров? Что вам запомнилось?