Mуртакова Александра
Конспект прогулки «Помоги птицам» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект прогулки в средней группе
МБДОУ детский сад №104 «Гуси-лебеди»
(совместно с родителями).
Тема:«Помоги зимующим птицам».
Подготовила: воспитатель Муртакова Александра Владимировна.
Среди разнообразных методов экологического воспитания дошкольников ведущее место следует отвести наблюдению.
Правильная организация наблюдений обеспечивает формирование и развитие у детей отчетливых представлений о животных и растений, о сезонных изменениях в природе.
Публикация «Конспект прогулки „Помоги птицам“ в средней группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Прогулка. Наблюдения за птицами
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Средняя группа
- Темочки
Цель: Формировать опыт доброжелательных взаимоотношений в условиях совместной деятельности детей и родителей. Воспитание гуманного отношения дошкольников к окружающим людям и природе.
Задачи:
Познавательное развитие:
Формировать умение различать и называть зимующих птиц.
Расширять кругозор о зимующих птицах (внешний вид, среда обитания, питание).
Развивать наблюдательность, внимание, зрительное восприятие.
Социально-коммуникативное развитие:
Формировать представления детей о том чем питаются птицы зимой и как правильно их подкармливать, какие существуют кормушки для птиц. Развивать желание выполнять посильные трудовые действия, желание заботиться о птицах. Воспитывать чувство ответственности, значимости своего труда. Создание атмосферы единства, повышение позитивного настроя.
Речевое развитие:
Развивать умения детей образовывать существительные с помощью суффиксов с уменьшительно – ласкательным значением. Развивать память, интонационную выразительность речи. Обогащать словарный запас загадками о пернатых. Развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека через мимику.
Художественно-эстетическое развитие:
Развивать умение детей согласовать движения друг с другом и ритмом текста. Создание атмосферы радости, сближающей детей.
Физическое развитие:
Упражнять детей в беге с увертыванием.
Упражнять в мягком спрыгивании на землю, приземлении на полусогнутые ноги.
Место проведения: групповой участок, территория детского сада.
Материал и оборудование: кормушки, овсяные хлопья, зёрна пшеницы,семена подсолнуха, кусочки несолёного сала,хлебные крошки (белого хлеба)и т. д.
Методы и приё мы:
1. Словесные – чтение стихотворения Н. Галиновской: «Вышит снег красивой строчкой», беседа о зимних явлениях, о зимующих птицах и о стихотворении.
2. Практические – подвешивание кормушки, раскладывание корма для птиц, подвязывание к веткам деревьев кусочков сала и «Съедобных кормушек».
3. Подвижная игра «Найди письмо от птиц», Речевая игра: «Назови ласково» (с мячом).
Предварительная работа: наблюдения за птицами в природе, рассказывание воспитателя о жизни птиц, рассматривание иллюстраций, альбомов, чтение произведений о птицах : Г. Снегирёв «Ласточка», Д. Мамин-Сибиряк «Серая шейка», Н. Сладков «Вороний сигнал», «Вежливая галка», «Гнездо», заучивание стихотворений: Ладонщиков «Люблю птиц», «Дятел», разгадывание загадок, рисование птиц, изготовление кормушек, проведение выставки «Кормушки для птиц»,акция «Покормите Птиц».
Организация деятельности детей.
Организационный момент (в группе) воспитатель подзывает детей к себе и читает стихотворение:
Вышит снег красивой строчкой,
Словно белая сорочка.
Папу я зову во двор:
- Погляди, какой узор!
Смотрит папа сверху вниз:
- Тут письмо тебе, Денис!
Пишут птицы и зверушки :
«Сделай нам Денис кормушку!»
Воспитатель задает детям вопросы:
- О чём стихотворение?
-Что означают слова: «Вышит снег красивой строчкой, словно белая сорочка»?
- О каком письме идет речь?
-А мы с вами делали кормушки?
Дети вспоминают, как они делали кормушки для птиц, вспоминают свои ощущения, чувства, эмоции. Воспитатель предлагает нескольким детям взять кормушки с собой на улицу. Берут с собой баночки с различным кормом, кусочки сала.
После того как дети придут на участок, воспитатель предлагает детям поискать «Письмо от птиц» на своём участке.
ВЫХОД НА ПРОГУЛКУ :
Воспитатель: -Ребята, какое сейчас время года?
Дети: -Зима.
Воспитатель: -Зима, у нас суровое время года. Выпадает много осадков в виде снега. Чтобы поддержать температуру тела и выжить, птицам с самого раннего утра нужен корм, а к нему не добраться, так как естественные места кормления занесены сугробами или покрыты ледяной коркой. Как же мы можем помочь зимующим птицам?
Дети: -каждый день подкладывать корм в кормушки.
Воспитатель: - Молодцы! Но, кормушки и места постоянного кормления нужно содержать в чистоте, чтобы они не стали источником болезней. Птицы питаются на рассвете, а корм в кормушки нужно засыпать с вечер.
Подвижная игра «Найди письмо от птиц»
Воспитатель: -Как вы думаете, следы каких птиц можно увидеть на снегу?
– Как называются птицы, которые остаются зимовать?
– Почему зимующие птицы не улетели от нас на юг?
-А каких зимующих птиц вы знаете?
(ответы детей)
Воспитатель: - Ребята, я знаю, что на нашем участке поселилась ещё одна зимующая птица.
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка.
И полоска шарфика (синица).
Воспитатель: - Почему же именно зимой можно встретить так много синичек в селе, в парке и около нашего детского садика? (синицы спасаются от голода и холода, и прилетают поближе к жилищу человека, ведь здесь им перепадают семена, овсяные хлопья, сало и т. д.)
Воспитатель: - А какие запасы делают для себя синички сами? (синицы прячут в щё лки коры и развилки деревьев: жучков, паучков, мошек. А потом, что находят - съедают. Они стараются не только для себя, но и для всех синичек). Синички такие шустрые и беспокойные птички, ни минуты не посидят. Все движения их порывисты и быстры, и не знаешь, что они сделают в следующую секунду. А почему их назвали синичками? (Если прислушаться, то можно услышать, как они поют синь – синь, синь – синь).
-А вы умеете летать как воробьи и синички?
Дети: -Да (имитируют движенья полета птиц).
Физкультминутка Воробушки.
Птички прыгают, летают (дети прыгают)
Крошки птички собирают. (клюют)
Пёрышки почистили,
Клювики почистили (изображают)
Птички летают, поют (машут руками)
Зёрнышки клюют (наклоняются)
Дальше полетели
И на место сели (улетают, садятся)
Воспитатель: - Какие замечательные воробушки из вас получились.
Скажите, чем можно кормить птиц?
Дети: -Несоленое свиное сало и говяжий жир, пшено, пшеничные отруби, овсяные хлопья, семена подсолнечника, сушеные ягоды боярышника, шиповника, орехи, шишки, сухофрукты, свежие мягкие фрукты и крошки белого хлеба.
Воспитатель: - А чем нельзя кормить птиц?
Дети: - Нельзя кормить птиц черным хлебом, он вызывает понос и гибель!
Воспитатель: - Молодцы!
Ребята, послушайте загадки, попробуйте их отгадать.
В серой шубке перовой
И в морозы он герой,
Скачет, на лету резвится,
Не орел, а все же птица. (Воробей.)
Чернокрылый, красногрудый
И зимой найдет приют
Не боится он простуды-
С первым снегом тут как тут …. (Снегирь)
Носит серенький жилет,
Но у крыльев - черный цвет.
Видишь, кружат двадцать пар
И кричат: «Карр! Карр! Карр!» (Вороны.)
Спинка зеленовата, животик желтоват,
На голове чёрненькая шапочка
И ещё полоска шарфика… (Синица)
Непоседа пестрая
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая …. (Сорока)
Воспитатель: - Какую пользу приносят птицы людям?
Сизый голубь - уничтожает семена сорных трав.
Воробей - уничтожает насекомых.
Сорока - на полях, в лесу, в степи сорока уничтожает вредных насекомых и грызунов - серую полевку.
Синица - уничтожает множество вредных насекомых.
Ворона - приносит пользу земледелию истреблением вредных грызунов, саранчу, жуков и озимого червя.
Воспитатель: - Ребята, сейчас давайте поиграем.
Речевая игра: «Назови ласково» (с мячом).
Воспитатель предлагает поиграть детям и родителям назвать предметы в уменьшительно – ласкательной форме. (Ласково)
Слова: птица, крыло, лапа, клюв, кормушка, синица, голубь, воробей, сова и т. д.
Воспитатель: Родители будут бросать по очереди мяч в руки ребенку, а ребенок обратно кидает– предмет ласково называет. Молодцы, помогали друг другу, выручали правильными ответами.
Самостоятельная деятельность детей.
Предложить детям поиграть с родителями в подвижные игры
(«Море волнуется»).
Пальчиковая гимнастика: «Скворечник»
Делаем руками над головой домик – соединив кончики пальцев и разведя локти рук в разные стороны.
- Из скворечника торчат клювы (показываем клювы, соединив большие пальцы с остальными) маленьких скворчат (соединив ладошки так, как будто собираемся набрать в них воду)
- Клювик раз (показываем клюв одной рукой, клювик два (показываем клюв другой рукой)
- Лапка, лапка (кладем поочередно руки на стол растопырив пальчики, голова (делаем «замок»).
- Ку-к, и спрятались (показываем домик над головой или прячем руки за спиной).
Воспитатель:-Ребята,посмотрите какие разные кормушки сделали вы и ваши родители.
Выставка: «Кормушка для птиц».
Воспитатель: - Кормушки все разные, есть очень интересные. Расскажите о них. (Дети рассказывают о своих кормушках).
Рассказ родителя о способе изготовления «Съедобная кормушка»(кормушки из смеси овсяные хлопья,отруби,семечек нежареных,зерен пшеницы все залитое в формочке топленым говяжьим жиром. После того,как застынет форму снять «Съедобная кормушка»готова.)
Воспитатель:-
Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
Воробей, снегирь-сосед,
Будет вам зимой обед.
Коллективный труд.
Акция «Покормите Птиц».
Воспитатель: - Ребята, чем мы ещё можем покормить птиц? Давайте выберем (из предложенных семян, круп, хлеба и т. д. дети выбирают те, которыми можно кормить птиц).
(Родители вешают кормушки).
Дети и родители насыпают корм в кормушки.
Воспитатель: -Любят птицы сушёные яблоки, тёртую морковь, сухих насекомых, высушенные грибы (особенно червивые). В процессе кормления птиц используется приговорка: «Птичка, птичка, вот тебе водичка. Вот тебе и крошка, на моей ладошке». Пусть ваша ласка и забота помогут выжить птицам в трудных зимних условиях. Пусть пернатые прилетают к вам. А когда птицы сыты, то даже среди зимы петь могут.
Дети раскладывают корм по кормушкам, называя его, привязывают ниточки с салом к доступным веткам.
Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, кто прилетит на кормушку с рябиной? (снегири, синицы)
-А кто прилетит на кормушку с пшеном и хлебными крошками? (воробьи, галки, вороны)
Воспитатель: - Молодцы, всем корм приготовили, никого не забыли.
Итог: Воспитатель:- Ребята, понравилось вам заботиться о птицах? - Теперь вы знаете, чем кормить зимующих птиц. Вы были сегодня дружными, внимательными, доброжелательными, аккуратными.
Воспитатель: - Ребята, мы будем проводить экскурсии к «птичьим столовым», наблюдать с какой кормушки птицы быстрее съедят корм и записывать о результатах наблюдений в альбоме.
Птицы вам будут очень благодарны!