Тарасова Наталья петровна
Конспект подгруппового занятия в старшей группе «Путешествие в страну звука [Р]»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ:
- закреплять произношение звука [Р. ] в слогах, словах, предложениях, связной речи
- повторять алгоритм анализа артикуляции звука [Р. ];
- развивать фонематические процессы, артикуляционную моторику, мелкую моторику;
- развивать память, внимание;
- формировать самоконтроль речи;
- прививать дружеские отношения.
ОБОРУДОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА:
Демонстрационно-наглядный материал:
Публикация «Конспект подгруппового занятия в старшей группе „Путешествие в страну звука [Р]“» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
Загадки о сказочных героях; схема артикуляционной гимнастики; звуковая дорожка на звук [р]; картинка ворот с замком; кроссворд из четырёх слов в виде ступеньки; картина с изображением Карабаса Барабаса (злого и доброго); картинки Буратино, Красная Шапочка, Чебурашка, Крокодил Гена, картина с изображением реки; звуковые дома; раскраска.
Ход занятия:
I.Организационный момент, укрепляющие и оздоровительные упражнения: /дети сидят на стульях/
Логопед:
-Здравствуйте, ребята!
-Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся. Они посмотрят и послушают чему вы научились.
/на видном месте находится красивая игрушка «солнце»/.
Логопед:
-А вот и солнце появилось нас порадовать! Но оно заглянуло к нам без лучиков, предлагаю вам сделать их солнышку. Возьмите каждый себе лучик или несколько и закрепите их на солнце (дети встали со стульев).
Логопед:[/b]
-Давайте поприветствуем солнышко и друг друга.
Здравствуй, солнце золотое, (Дети раскрывают ладони в сторону солнца)
Здравствуй, небо голубое, (Поднимают руки вверх)
Здравствуй, матушка земля, (Наклон руки вниз)
Здравствуйте, мои друзья. (Руки вперёд к родителям, затем вниз-в стороны, касаясь друг друга ладонями).
2. Артикуляционная гимнастика «Весна и язычок» (дети сели на стулья).
Логопед:
-Перед тем, как перейти к нашему основному занятию, поработаем с язычком! Слушайте меня и выполняйте, как я!
Сказка.
Наступила весна, и язычок выглянул из домика – ротика (открыть рот, высунуть язык).
Он посмотрел направо, потом налево, опять направо, затем налево (3 раза)! Весело стало ему! И он стал веселиться, цокать (лошадка! Взял гармошку и стал играть (гармошка). Нагулялся и наигрался язычок! Стал укладываться спать, но не мог заснуть. Язычок то в правую щёчку упрётся, то в левую. Наконец, улегся, вытянулся (лопатка) и закрыл свой домик на замок (улыбка).
3. Массаж лица. (сидя на стульях).
Логопед:
-На землю пришла красавица Весна. Давайте ощутим её прикосновение.
Сейчас сделаем массаж лица, чтобы усталость ушла и пришло хорошее настроение!
*Светит ласковое весеннее солнышко и ласкает нам лицо - поглаживание
Дождик пока холодный. - постукивание подушечками пальцев
По утрам ещё иногда прохладно. - пощипывание
Но сейчас солнышко светит ярко и тепло. - снова поглаживание
«Соберём» руками усталость, негатив, сон и всё сбросим с себя /уххх!/, а хорошее настроение возьмём с собой и улыбнёмся!
II Основная часть:
1.
Логопед:
- Сегодня у нас с вами занятие - «по обучению грамоте».
-Вы любите путешествовать! Сегодня я предлагаю отправиться в путешествие, где живёт звук, а какой вы догадаетесь сами, отгадав загадки:
- Бабушка девочку очень любила шапочку красную ей подарила,
Девочка имя забыла своё
А ну, подскажите ей имя её (Красная Шапочка)
- Носик круглый, пятачок,
Им в земле удобно рыться,
Хвостик маленький крючком,
Вместо туфелек - копытца
Трое их - и до чего же
Братья дружные похожи,
Отгадай ты без подсказки,
Кто герои этой сказки? (Три поросёнка)
- У отца был мальчик странный,
Необычный - деревянный,
Что за странный
Человечек деревянный
На земле и под водой
Ищет ключик золотой?
Всюду нос суёт свой длинный.
Кто же это? (Буратино)
(Дети отгадывают загадки)
Молодцы, скажите ещё раз отгадки, четко проговаривая звук [р] (Кр-р-расная Шапочка, Бур-р-ратино, три пор-р-росёнка). А теперь скажите, какой звук встречается во всех этих словах.
2. Характеристика звука:
Ребята, расскажите мне о звуке [Р. ]. Какой он? (гласный или согласный, твёрдый, мягкий, звонкий, глухой).
- Молодцы!
3. Сообщение темы:
Значит в страну какого звука мы отправимся? Эта страна называется – Рычандия. Путешествие будет не простое, нам будут встречаться разные препятствия. В далекое путешествие нам придется ехать на машине. Давайте заведем мотор и оправимся в дорогу.
- Произнеси звук [Р. ]
Едем,едем на машине,
Нажимаем на педаль.
Скорости переключаем,
Смотрим пристально мы вдаль.
Дворники счищают капли
Вправо, влево. Чистота!
Волосы ерошит ветер.
Мы — шофёры хоть куда!
- Вот мы и очутились в стране Рычандия!
4. Произнесение звука в слогах:
Развитие фонематического слуха.
-Но посмотрите на пути нам встретились закрытые ворота. И чтобы открыть замок, нужно выполнить первое задание.
Здесь нам предлагается игра «Придумай слово со звуком [р]»
- Придумайте слово на звук Р, четко его проговаривая (РАКЕТА, РАНА, РАК.)
-А теперь придумайте слово, где звук Р стоит в середине слова (КОРОВА, ВОРОТА, ГОРОХ)
-Придумайте слово, где звук Р стоит в конце слова (МАЛЯР, СЫР, ПОВАР).
-Молодцы, вы справились с первым заданием.
- Идём дальше
-Посмотрите на пути нам встретились ступеньки.
6. Произнесение звука в словах:
- Но сначала вспомним, что звуки мы слышим, а буквы пишем, у каждого звука есть своя буква)
КРОССВОРД из и четырёх слов.
- На первой ступеньке слово из шести звуков:
ВОПРОС: На чем человек летает в космос? (РАКЕТА)
- Вторая ступенька:
ВОПРОС: Куда складывает ученик свои школьные принадлежности (РАНЕЦ)
- Третья ступенька:
ВОПРОС: Если есть у кисочки на ушах две кисточки,
Эту киску берегись, потому что это (РЫСЬ)
- Четвёртая ступенька:
ВОПРОС: Ползёт наоборот,
Задом наперёд,
Всё под водой хватает клешнёй. (РАК)
7. Использование предлогов:
-Мы поднялись на самую верхнюю ступень и посмотрите к кому попали?
К Карабасу Барабасу (выставляется злой Карбас Барабас)
-Посмотри в его кукольном театре все куклы грустные. Они рыдают, потому что Карабас Барабас забрал у них один звук. Я назову их без этого звука, а вы угадаете кто это?
Там рыдают: Бу атино, К асная Шапочка, Чебу ашка, К окодил Гена - как назвать их одним словом. (ИГРУШКИ, а если они из сказки (СКАЗОЧНЫЕ ГЕРОИ).
-Какой звук забрал у них Карабас Барабас (Звук [Р. ])
-А знаете зачем?.
-Чтобы стать ещё более злым и сердитым.
-Давай его развеселим, чтобы он стал добрее, вернул героям звук и пропустил нас дальше в страну Рычандию.
Игра «Противоположные слова»
Взрослый говорит слово, ребенок говорит противоположное слово (слова-антонимы, надо назвать противоположные слова
Злой - добрый
Черный - белый
Сердитый - весёлый
Плохой - хороший
Страшный - красивый
Грубый - ласковый, нежный
(выставляется доброго Карабаса Барабаса)
- Каким стал Карабас - Барабас? (Добрым, весёлым)
- с кем он подружился? (С Красной Шапочкой, с Чебурашкой, Буратино, Крокодилом Геной)
- кем он им стал? (другом)
8. Динамическая пауза:
Мы играли и устали,
Дружно мы с тобою встали
Ручками похлопали раз, два, три.
Ножками потопали раз, два, три.
Мы идём, и мы поём раз, два, три.
Очень дружно мы живём раз, два, три.
Сели, встали, встали, сели
И друг друга не задели
Мы немножко отдохнём
И опять мы в путь пойдём.
10. Произнесение звука [Р. ] в предложениях, чистоговорках.
-По волшебной дороге друзья ушли в свои сказки, а мы пришли к реке (выставляется картина с изображением реки)
-Ой, посмотри в реке погибают бабочки. У них намокли крылышки, надо помочь им перелететь на цветок. Давай с помощью волшебной трубочки поможем им перелететь на цветок. (Дыхательная гимнастика).
-А теперь и нам нужно перейти через реку. Как? (переправа, паром, мостом)
А мостом у нас будут предложения, которые ты составишь со словами, которые есть на картине со звуком [Р. ]. (Составляют предложения)
11. Итог:
-Перебрались мы через реку и оказались около скольких домов? (двух)
-В каком доме живёт наш звук [Р. ]? (в доме согласных звуков)
-А где живём мы?
-Как называется наш край, село, Родина, детский сад, столица края?
-Молодец! Звук [Р] благодарит тебя за то, что ты справилась с заданиями в стране и дарит тебе в подарок раскраску с собой.
Понравилось тебе путешествие, чем?
Логопед:
-Ребята, благодарю вас за работу, молодцы!
III. Итог занятия
Логопед:
-Ребята, вы справились с заданиями! Занятие сегодня было интересным. А вам оно понравилось? Задаю вопросы детям: Что тебе понравилось? Что запомнилось? Кому ты расскажешь о сегодняшнем занятии? (Оценивает работу детей)