Ирина Моисеева
Конспект подгруппового занятия с детьми старшей группы компенсирующей направленности (дети с ТНР) «Звук [о]»
«Едем в гости к бабушке Оле и дедушке Осипу»
(Звук О)
Цели:
1) Развивать фонематический слух детей: знакомить детей с гласным звуком О, его артикуляцией и характеристикой. Учить слышать его в начале, середине, конце слов;
2) Работать над словообразованием: учить детей образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных;
3) Развивать психические процессы памяти, внимания, логического мышления. Развивать мимику детей;
4) Развивать пальчиковую моторику рук детей;
5) Учить детей внимательно слушать педагога.
Публикация «Конспект подгруппового занятия с детьми старшей группы компенсирующей направленности (дети с ТНР) „Звук [о]“» размещена в разделах
- Буква О и звук [О]. Конспекты занятий
- Группы компенсирующей направленности
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Старшая группа
- Темочки
Оборудование:
колобок О, куклы: дедушка, бабушка, гномики (бибабо) по числу детей, сюжетная картинка на звук О, дидактическая игра на образование существительных уменьшительно-ласкательного значения, индивидуальные зеркала по количеству детей.
Ход:
1. Оргмомент. Психогимнастика (Е. А. Пожиленко, стр. 52)
Логопед:- Ребята! Представьте, что мы оказались на необитаемом острове. Остров – это часть земли, со всех сторон окружённая водой. А необитаемый остров – это значит: из людей на нём никто не живёт, оказались только мы. Сначала очень удивились: О! Потом огорчились, ведь кроме нас никого нет на острове: О-О-О! Но вдруг увидели корабль, который плывёт к нам, и радостно воскликнули: О-О-О!
(дети мимикой выражают разное эмоциональное состояние)
2. Сообщение темы занятия
Логопед: - Откуда мы только что вернулись? (с необитаемого острова). Какой звук мы произносили на острове? Какой первый звук в слове остров? (звук О).
Сегодня мы знакомимся со звуком О, мы будем слушать и произносить слова со звуком О.
3. Знакомство с артикуляцией и характеристикой звука О. Повторение гласных звуков
Логопед: - Посмотрите на себя в зеркала. Что происходит с губами, когда мы произносим звук О? Правильно, наши губы округляются, вытягиваются в трубочку. Проверьте, можно спеть звук О? Спойте его.
Звук О тоже гласный. Почему? (потому что произносится легко и поётся). Какие ещё гласные звуки мы знаем? (У, А). У нас в гостях новый колобок – О. Мы будем выполнять его задания.
4. Произношение звука О в словах. Выделение звука О из начала, середины, конца слов
1) Колобок О просит вас сказать, какой первый звук в словах отдых, отпуск? Что такое отпуск? Правильно, отпуск – это когда ваших мам и пап отпускают с работы отдохнуть и можно куда-нибудь поехать отдыхать. И мы сейчас с вами поедем в гости к бабушке Оле и дедушке Осипу (выставляются куклы бабушка и дедушка). Скажите, какой первый звук в словах Оля, Осип?
Хотите узнать, где они живут? (показывается сюжетная картинка на звук О)
2) Дидактическая игра «Запомни – повтори».
Посмотрите на эту картинку. Сейчас я вам буду рассказывать, как живут бабушка Оля и дедушка Осип, а вы будете повторять за мной слова, которые начинаются на звук О.
Дедушка и бабушка живут в большом доме. По вечерам у них горит свет в окнах (дети повторяют слово окна). У дедушки с бабушкой много обуви. Когда к ним приезжают внуки, то играют возле дома с обручем. Дом дедушки и бабушки стоит на берегу большого озера. Посреди озера есть остров (что такое остров). В озере плавают окуни (полосатые рыбки). На берегу озера пасутся овцы. Над ними летают осы. А по небу плывёт большое облако.
А теперь ещё раз посмотрим на картинку и назовём слова, которые начинаются на звук О. (дети называют слова: окна, обувь, обруч, озеро, остров, окуни, овцы, осы, облако). Молодцы, хорошо.
Сейчас я картинку уберу, а вы назовёте слова на звук О, которые вы запомнили. (дети по памяти называют слова на звук О. При необходимости логопед называет предложения из текста, опуская слова на звук О, а дети их вставляют). Молодцы!
3) А теперь колобок О предлагает поиграть в игру «Много – одно» (выделение конечного звука О. «Логопедия-550» № 22, стр. 18)
Сначала я вам назову слова, а вы скажете какой последний звук в словах: СЕРЕБРО, ПАЛЬТО, ХОРОШО. (звук О)
А теперь я назову несколько одинаковых предметов, а вы назовёте один такой же предмет, например: ЗЁРНА – ЗЕРНО …
Кольца – кольцо крылья – крыло
Стекла – стекло перья – перо
Вёдра – ведро колёса – колесо
Окна – окно
Назовите слова со звуком О в конце слова. Хорошо.
4) выделение звука О из середины слова («Логопедия-550» № 23, стр. 18)
Новое задание колобка О: я буду называть слова, а вы повторяйте за мной слова со звуком О в середине слова.
Мул суп бук сок пух
Мол сын бок сук пол
Мал сон бак сом пас
Молодцы. Мы играли со звуком О.
5. Физминутка
Логопед: - Бабушка Оля и дедушка Осип просят вас поиграть с пальчиками. Мы выполняем второй комплекс пальчиковой гимнастики:
1. Упражнение «Коза» 4. «Зайцы»
2. «Козлята» 5. «Деревья»
3. «Очки»
Потешка «Белка»
Сидит белка на тележке,
Продаёт она орешки:
Лисичке – сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.
Логопед: - Молодцы. Вот мы и отдохнули.
6. Работа над словообразованием. Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных
Логопед: - У колобка О, дедушки Осипа и бабушки Оли есть друзья гномы, которые любят всё называть ласково. Сейчас вы превратитесь в маленьких ласковых гномиков. Для этого вы должны надеть куклы-гномиков на руку.
1) Я называю слова, а вы их называете ласково, например: ковер – коврик.
Стол, дом, окно, нос, дорога, молоко, молоток, коробка, цветок.
2) А теперь, гномики, вы будете смотреть картинки и по картинкам будете называть предложения, например: Большая шишка – маленькая шишечка. Большое ведро – маленькое ведёрко.
(дети по картинкам и по словесному образцу называют предложения)
Логопед: - Гномики, пора превращаться в детей (дети снимают с рук кукол-гномиков). В такую игру вы ещё поиграете дома.
7. Итог занятия
Логопед: - С каким звуком мы сегодня познакомились? Какой он? А ещё мы учились называть слова ласково.