Светлана Григорьева
Конспект подгруппового занятия для детей старшей группы «Пришёл в гости Буратино»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Автоматизация звука [Р]
Цель: Закрепление навыка четкого произношения звука [Р] в слогах, словах, фразах, чистоговорках, предложениях.
Задачи:
а) образовательная: способствовать обогащению словарного запаса; продолжать учить определять место звука [Р] в слове, образовывать уменьшительно- ласкательную форму существительных, множественное число существительных, согласовывать числительное с существительным, подбирать правильно рифмующие слова в предложения;
Публикация «Конспект подгруппового занятия для детей старшей группы „Пришёл в гости Буратино“» размещена в разделах
б) коррекционная: развивать артикуляционный аппарат; умения произносить звук [Р] изолированно, в слогах, словах, фразах, чистоговорках, предложениях; определять положения органов речевого аппарата при произнесении звука [Р]; фонематическое восприятие, зрительное и слуховое внимание, память, моторику;
в) воспитательная: воспитывать желание и стремление помочь другу; интерес достижения результата от выполненной работы, формировать положительную установку на участие в занятии; формировать доброжелательность, самостоятельность, инициативность, ответственность.
Предварительная работа: проводилась артикуляционная гимнастика, постановка звука, автоматизация звука в слогах, словах, предложениях; усвоению уменьшительно-ласкательной формы существительных, согласованию числительных с существительными, работа над закреплением категории единственного и множественного числа, работа с наглядным материалом для автоматизации звука.
Приоритетная образовательная область: «Речевое развитие».
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально - коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Методы и приё мы: игровой, практический, наглядный, словесный.
Оборудование: герой Буратино, картинки для выкладывания предметов по образцу, предметные картинки со звуком [Р], мяч, счетные палочки для выкладывания по образцу. Речевой материал.
План занятия :
I. Оргмомент. Установка на занятие.
II. Основная часть.
1. Артикуляционная гимнастика.
2. Повторение артикуляции звука [Р].
3. Развитие мелкой моторики.
4. Повторение чистоговорок.
5. Работа с предметными картинками:
а) «Назови ласково»;
в) «Посчитай».
6. Физкультминутка.
7. Игра «А у меня много»
8. Игра с мячом «Закончи слово».
9. Игра «Ответь на вопрос».
III. Подведение итогов.
Ход занятия:
I. Оргмомент. Установка на занятие.
Сегодня к нам в гости пришёл… Вы узнаете, если отгадаете загадку.
Это что за очень странный
Человечек деревянный?
На земле и под водой
Ищет ключик золотой.
Всюду нос сует он длинный…
Кто же это… Ответ: Буратино
Из какой он сказки? (Сказка Золотой ключик, или Приключения Буратино - Алексей Николаевич Толстой).
Вот наш гость - Буратино. Он очень расстроен. Его друзья умеют хорошо разговаривать, произносить четко звуки. А Буратино еще не научился произносить звук [Р]. Вы хотите помочь нашему гостю? Ведь мы уже научились правильно выговаривать этот звук. А для этого мы очень старались и долго тренировались.
II. Основная часть.
1. Артикуляционная гимнастика. Работа перед зеркалом.
- Для того, чтобы быстрее научиться произносить звук [Р], нужно запомнить и правильно выполнять следующие упражнения:
«Чашечка»- 5 сек. «Грибок»- 5 сек. «Маляр»- 5 раз. «Вкусное варенье»- 5 раз. «Лошадка»- 5 раз. «Мотор»- 5-7 раз. «Барабанщики»- 5-7 раз.
2. Повторение артикуляции звука [Р] :
- Расскажем Буратино о том, что делают губы, зубы, язык при произношении звука [Р].
( Положение органов речи: губы раскрыты, зубы разомкнуты, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, широкий кончик языка поднят к альвеолам и дрожит).
- Передайте рычание злой собаки, карканье вороны, звучание машины (трррр).
А сейчас предлагаю вам сесть за столы и продолжить нашу работу.
3. Развитие мелкой моторики.
Упражнение «Выложи по образцу».
Буратино принес картинки. Посмотри и назови предметы, которые на них нарисованы. Выложи из палочек по образцу.
( Картинки: оранжевая рыбка, серый забор, черная ракета, красный пароход).
Дети выполняют задание.
4. Повторение чистоговорок.
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Чистоговорки внятно,
Чтоб было всем понятно.
Научим Буратино произносить чистоговорки со звуком [Р].
Ра – ра – ра – в детский сад идти пора
Ро – ро – ро – новое ведро
Ру – ру – ру – крот залез в нору
Ры – ры – ры – красные шары
Ар – ар – ар – пошёл Рома на базар
Ор – ор – ор – сосновый бор
Ур – ур – ур – Рома тянет шнур
Ыр – ыр – ыр – на кармане много дыр.
5. Работа с предметными картинками.
а) «Назови ласково».
Преврати эти слова - предметы в маленькие (назови ласково).
арбуз – арбузик; роза – розочка, шарф – шарфик; ведро – ведерко;
шар – шарик; кровать – кроватка, топор – топорик; рыба – рыбка.
в) «Посчитай».
Буратино предлагает вам новое задание. Посчитайте такие предметы: ракета, барабан, рубашка, ворона (одна ракета, две ракеты… пять ракет и т. д.).
А теперь Буратино хочет, чтобы вы посчитали от 1 до 5 (круглый арбуз, оранжевый шар, красный шарф, красивая ромашка).
Р:1 круглый арбуз – много круглых арбузов, 2 – 3 – 4 круглых арбуза, 5 круглых арбузов;
1 оранжевый шар – много оранжевых шаров, 2 – 3 – 4 оранжевых шара, 5 оранжевых шаров;
1 красный шарф – много красных шАрфов, 2 – 3 – 4 красных шАрфа, 5 красных шАрфов.
1 красивая ромашка – много красивых ромашек, 2 – 3 – 4 красивые ромашки, 5 красивых ромашек.
6. Физкультминутка.
Посмотрите, Буратино немного повеселел.
Но еще одна неприятность - он потерял свой золотой ключик.
Пока мы будем искать ключик, он придумает интересную игру.
«Буратино» (Дети выполняют соответствующие движения).
Буратино потянулся, (руки поднять через стороны вверх, потянуться, поднявшись на носочки)
Раз – нагнулся. Два - нагнулся, (наклоны корпуса вперед)
Руки в сторону развел, (руки развести в стороны)
Потянулся и пошёл. (шагают на месте).
Ключик, видно, не нашел, (повороты вправо и влево)
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать. (руки на поясе, подняться на носочки)
7. Игра «А у меня много».
Логопед показывает картинки с изображением предметов в единственном числе, ребенок называет во множественном числе.
Л: У меня одна оранжевая ракета.
Р: А у меня три оранжевых ракеты.
Л: У меня красная рубашка.
Р: А у меня пять красных рубашек.
Л: У моей бабушки одна рыжая корова.
Р: А у моей бабушки четыре рыжих коровы.
Л: У меня одно чёрное перо.
Р: А у нас три чёрных пера.
8. Игра с мячом «Закончи слово».
Вот такую игру придумал Буратино :
РА-РА-РА - начинается игра.
Я прошу со слогом РА
Мне помочь назвать слова!
Я начинаю слово, а ты добавь РА:
ко-ра, иг-ра, но-ра, у-ра.
РО-РО-РО - ты закончи слогом РО:
вед-ро, доб-ро, пе-ро, сереб-ро.
А теперь договори ты слова со слогом РЫ:
вет-ры, го-ры, кома-ры, топо-ры.
9. Игра «Ответь на вопрос».
И еще одна игра
А сейчас ответь на вопросы Буратино. Слушай внимательно.
1. Рома поймал рыбу в пруду. Кто поймал рыбу?
2. Вера вырастила красивые розы. Кто вырастил розы?
3. Егор собирает листья в парке. Кто собирает листья в парке?
4. Рано утром Рома пошел в школу. Когда Рома пошел в школу?
III. Подведение итогов.
Кому мы сегодня помогали?
Какой звук мы учили Буратино правильно произносить?
Молодцы, вы сегодня очень старались, поэтому четко и ясно произносили звук [Р] и научили этому Буратино. Наш гость вам благодарен. Теперь вы сами следите за своей речью и не забывайте про звук [Р].